Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110
Обращаясь к рассмотрению
межличностных отношений в
При анализе товарищеских отношений ученый указывает на то, что, они возникают на основе совместной деятельности и проявляются во взаимопомощи и сотрудничестве. Это означает, что симпатия в них возможна, но не обязательна.
При характеристике дружеских отношений автор отмечает, что для них характерна высокая степень доверия и близости: друзья делятся своими тайнами, мечтами, личными переживаниями, так как их не сдерживают социальные барьеры, они могут быть самими собой и вести себя раскованно друг с другом. По этой причине дружеские взаимоотношения обладают огромной значимостью для людей, а безразличие или недооценка таких взаимоотношений зачастую приводит к их распаду.
Важным фактором, определяющим дружбу, автор называет половые различия. Он говорит, что женская дружба базируется преимущественно на эмоциональных компонентах, а в отношениях мужчин преобладает рациональная основа.
Негативной (а вернее - деструктивной) формой дружеских взаимоотношений является вражда. Исследования ученого показывают, что отношения вражды очень редки: люди стремятся изменить взаимные отрицательные установки на индифферентные или односторонне отрицательные.
Выводы ученого имеют практическое, значение, так как. позволяют дифференцировать межличностные отношения фактически в любом коллективе. Каждый тип взаимоотношений имеет разное психологическое значение для личности, а, следовательно, различные виды отношений позволяют развить, проявить, сформировать разные стороны в структуре личности. Особенности каждого типа межличностных отношений можно использовать в педагогических целях.
В своем исследовании Н. Н. Обозов обращается также к проблеме формирования межличностных отношений в коллективе (в школьном и студенческом). Он отмечает, что для этого необходимо определить условия и личностные качества, обеспечивающих человеку популярность или непопулярность в коллективе. Среди них ученый выделяет субъективную информированность человека, эрудированность, академическую успеваемость и т. д.
Таким образом, формирование благоприятных межличностных отношений в коллективе представляет собой помощь человеку в обретении удовлетворительного положения и хорошего самочувствия в коллективе.
В рамках разработанной А. В. Петровским «теории деятельностного опосредования межличностных отношений» ученый убедительно доказывает, что формирование межличностного восприятия и взаимоотношений людей опосредуется целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным предметным содержанием.
В исследованиях автора показана взаимозависимость организации совместной деятельности, уровня развития коллектива и формирования межличностных отношений. В связи с этим он пишет, что соотношение между эффективностью деятельности и хорошими взаимоотношениями является положительным в коллективе с высоким уровнем развития, и отрицательным - в группах с низким уровнем развития. Таким образом, вывод ученого указывает на необходимость формирования межличностных отношений в коллективе для того, чтобы его деятельность оказалась эффективной: поставленная цель была достигнута, а задачи - решены.
Исследователь считает, что межличностные отношения людей необходимо рассматривать в тесной связи с социальными процессами, частью которых они являются. В нашем случае это означает, что изучение взаимоотношений; важно проводить в контексте воспитательнообразовательного процесса. А формирование межличностных отношений в коллективе (исходя из характеристик учебного коллектива), по мнению ученого, будет представлять собой усилия педагогов, направленные на создание «ценностноориентационного единства» его членов. Ценностно ориентационное единство он характеризует как сплоченность, основанную на совпадении оценок и мнений членов коллектива относительно целей и задач совместной деятельности, и называет ее «следствием активной совместной групповой деятельности» [34, с. 194].
Таким образом, в формировании
межличностных отношений
Исследование межличностных отношений в коллективе имеет большое значение для педагогики. Подходы и концепции, разработанные в психологии, представляют для педагогики существенный общетеоретический интерес и являются ориентирами в осмыслении межличностных отношений учащейся молодежи. Некоторые выводы ученых напрямую адресованы педагогам, а потому были учтены нами в исследовательской работе.
Педагогическое исследование А. В. Мудрика [28] посвящено проблеме общения как фактору воспитания школьников. Автор демонстрирует богатый практический опыт формирования общения учащихся с учетом их возрастных особенностей. Поскольку в работах ученого прослеживается тесная связь между понятиями общение и взаимоотношения в коллективе, мы сочли необходимым к ним обратиться.
Одним из главных условий формирования общения в коллективе исследователь называет организацию его жизнедеятельности. Принципы организации жизнедеятельности коллектива (общие для всех возрастов) ученый видит в актуализации возможностей воспитательно-образовательного процесса, придании субъективной значимости содержанию жизнедеятельности (с ориентиром на возрастные особенности), акцентировании возможностей творчества школьников. На практике эти принципы реализуются через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы организации жизнедеятельности коллектива [28, с. 71 - 72].
Итак, теоретический анализ показывает, что в различных областях научного знания изучение проблемы межличностных отношений в коллективе занимает видное место. В науке существует большое количество исследований теоретического и прикладного характера.
1.2. Особенности
межличностных отношений в
Необходимость более глубокого изучения и проникновения в структуру межличностных отношений в студенческом коллективе диктуется, прежде всего, запросами практики. Дело в том, что микросреда, в которой вращается молодой человек, обладает воспитательным потенциалом и, поэтому, влияет на формирование разных сторон личности. В то же время микросреда - явление подвижное, вследствие этого педагог может воздействовать на нее и при необходимости перестраивать [35].
Понять общие закономерности функционирования коллектива и становления взаимоотношений в нем, обрести возможность направленно и эффективно воздействовать на отношения, перестроить, если требуется, определенные аспекты групповой жизнедеятельности позволит изучение структурных особенностей межличностных отношений в коллективе.
При рассмотрении структуры
межличностных отношений и
А. Л. Свенцицкий обращается к поуровневому анализу структуры коллектива. Понятие «структура коллектива» автор определяет как «существующий в данном коллективе относительно постоянный образец взаимосвязей его членов и их связей с этим коллективом в целом». Он полагает, что структура небольших коллективов складывается под влиянием межличностных отношений.
В структуре коллектива исследователь выделяет формальную и неформальную организационную структуры. Формальная структура коллектива зависит от функциональных обязанностей, закрепленных за тем или иным человеком. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть фактически сложившихся взаимоотношений людей. Среди причин, побуждающих людей устанавливать «неофициальные контакты», ученый называет потребность в общении, в привязанности, в дружбе, в получении помощи или информации.
Компонентами неформальной
структуры студенческого
Среди параметров, характеризующих структуру межличностных отношений, называют «позицию людей по отношению друг к другу: доминирование, зависимость, равенство». На основе такого структурного параметра, как «степень знакомства», исследователи выделили отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, родственные.
Итак, к параметрам, характеризующим структуру межличностных отношений в студенческом коллективе, относится их динамику. Динамика может проявляться в интенсивности, прогрессе/регрессе, устойчивости/неустойчивости межличностных отношений и их развития. Важность рассмотрения этого параметра диктуется тем, что динамика развития взаимоотношений в коллективе регулирует его воспитательный потенциал: прогресс и интенсивность развития структуры отношений увеличивают степень воздействия коллектива на отдельную личность, и наоборот.
Отметим, коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
Так, А.Г. Ковалев отмечает, что коллектив – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов. В.Н. Машков считает, что коллектив – это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом.
Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива. Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип деятельного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив.
Одним из социально-психологических феноменов взаимоотношений является сплоченность. Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг. Первые специальные исследования были выполнены под руководством Л. Фестингера. Ему принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».
Представления о сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве развивались А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом».
Классификация межличностных отношений
1) По характеру взаимодействия
а) Деловые отношения.
б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п.
2) По форме взаимодействия
а) психомоторные
б) интеллектуальные
в) перцептивные
г) коммуникативные. Осуществление практических совместных действий при решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.). При решении задач на опознание и декодирование сигналов посредством речевых функций и других средств общения межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.
На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений.
Таким образом, межличностные отношения
как объективно переживаемые, в разной
степени осознаваемые взаимосвязи
между людьми, проявлениями которых
служат сплоченность как ценностно-ориентационное
единство, коллективистское самоопределение,
характер межличностных выборов, психологическая
атмосфера, представляется достаточно
сложным феноменом. Учитывая их несомненную
значимость в эффективности