Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Содержание

Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)

5. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, представляют собой, главным образом, проявления жизнедеятельности студенческого коллектива: позиция лидера в студенческом коллективе; групповые нормы в студенческом коллективе; социально - психологический климат студенческого коллектива; групповая сплоченность; принадлежность студентов к определенным социометрическим категориям.

6. Теоретический анализ позволил выделить педагогические условия, при которых возможно формирование благоприятных межличностных отношений в студенческом коллективе. К таким условиям относятся: подготовка преподавателей технического вуза к педагогической работе по формированию межличностных отношений в студенческом коллективе; активизация процесса обучения студентов; использование методов формирования межличностных отношений в студенческом коллективе в процессе подготовки будущего специалиста. Для проверки гипотезы исследования нами были созданы вышеупомянутые педагогические условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений

 

Успешная подготовка будущего специалиста требует определенных педагогических усилий по организации жизнедеятельности студенческого коллектива, поддержанию целевой направленности, координации групповой активности. Поскольку основным механизмом формирования личности является коллектив сверстников, то вполне закономерно, что студенческий коллективов котором молодой человек проводит значительный промежуток своей жизни, воспитывает его и дает определенный «багаж» в жизнь. Каким бы самостоятельным ни был человек, каким бы зрелым мышлением он ни обладал на момент поступления в вуз, жизнь в студенческом коллективе заставляет его прийти к определенным выводам, принять важные для себя решения, сделать решающий выбор.

Следует отметить, многие студенты, сталкиваясь с трудностями в сфере межличностных отношений, накапливают негативный опыт в собственном коллективе. Бездействие педагога в этом случае провоцирует непредсказуемые проявления неудачного опыта в общении и взаимоотношениях студента в будущем. Поэтому межличностные отношения в студенческом коллективе нуждаются в эффективном управлении и гармонизации, а некоторые студенты - в специальной педагогической помощи.

Профессионализм преподавателя  вуза предполагает «оснащенность» его  интеллекта не только специальными, но и психолого-педагогическими знаниями. Это означает осознание преподавателем целей и общественной значимости педагогической деятельности, наличие  чувства ответственности за ее последствия. Профессионализм в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Специфика педагогической работы преподавателя вуза такова, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности является личность студента. Сложность и ответственность труда педагога заключается в том, что в  процессе его повседневной деятельности происходит формирование личности молодого человека, становление будущего специалиста. Педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива предполагает следующее:

1. Изучение преподавателями теории и практики психологии и педагогики обучения и воспитания студентов.

2. Знакомство преподавателей со следующими методами формирования межличностных отношений в студенческом коллективе:

- индивидуальная или групповая беседы со студентами;

- поручение (студентам с низким социометрическим статусом);

- метод выдвижения перспективных линий;

- регулирование деятельности лидера в студенческом коллективе;

- разрешение конфликтных ситуаций (метод «выхода чувств», «положительного отношения к личности», «обмена; позиций», «расширения духовного горизонта конфликтующих»);

- личный пример преподавателя и др.

Перечисленные методы формирования межличностных отношений в студенческом коллективе являются психолого-педагогическими  в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на педагогическом воздействии и взаимодействии.

3. Использование методов формирования межличностных отношений в студенческом  коллективе предполагает работу с основными критериями сформированно межличностных отношений и высокого уровня развития студенческого коллектива:

- количество студентов в каждой из четырех социометрических категориях («звезды», «предпочитаемые», «непринятые», «пренебрегаемые»);

- степень благополучия межличностных отношений студентов в коллективе;

- характер социально-психологического климата в студенческом коллективе;

- академическая успеваемость студентов.

4. Личностный подход предполагает помощь студенту в осознании себя личностью: раскрытие его возможностей, становлении самосознания, самореализации. Осуществление личностного подхода означает, в частности, формирование гуманистических взаимоотношений в коллективе, благодаря которым студенты осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях.

Сущность индивидуального  подхода состоит во взаимодействии педагога с каждым студентом на основе знания его индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов, условий жизни. Осуществление индивидуального подхода возможно за счет использования различных методов обучения и воспитания.

 

2.2. Активизация  обучения студентов как один  из методов формирования межличностных  отношений в условиях студенческого  коллектива

 

Важными аспектами формирования межличностных отношений является сплочение студенческого коллектива, снижение (или устранение, если это возможно) в нем изолированности студентов, а также оптимизация социально-психологического климата коллектива. Изменение целого ряда показателей одновременно можно достичь при активизации процесса обучения.

1. Рекомендуется осуществлять активизацию процесса обучения студентов путем индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности студентов, комплексного применения активных методов обучения (в том числе деловые и ролевые игры, групповые тематические конференции, проблемно-поисковые задания и т. п.) и групповых форм обучения студентов.

2. Кроме того, общим условием успешности использования, в частности, эвристической беседы, проблемно-поисковых ситуаций и упражнений, исследовательских лабораторных работ и т. п. является постановка проблем такой степени трудности, которая соответствует индивидуальным познавательным возможностям студентов.

Отметим, при совершенствовании методов обучения в рамках активизации процесса обучения можно достичь сразу нескольких целей. С одной стороны происходит формирование познавательного интереса и творческого мышления студентов, существенно повышается качество усвоения учебного материала и возможности его практического использования; с другой - осуществляется развитие межличностных отношений студентов, коррекция структуры студенческого коллектива, стимуляция возникновения новых межличностных связей внутри группы.

3. В решении проблемы изолированности отдельных студентов в коллективе большое значение имеет активизация познавательной деятельности студентов. Посредством включения «изолированных» студентов в активную познавательную деятельность можно добиться повышения уровня их общей информированности и эрудиции, что является важной предпосылкой обретения благоприятного положения в студенческом коллективе.

4. Одним из путей включения в активную познавательную деятельность является подготовка студентов к творческому способу освоения научной информации. В системе такой подготовки значимое место отводится обучению студентов как общим, так и специфическим методам той или иной науки: наблюдению, пробным преобразованиям, анализу и синтезу, сравнению, аналогии, противопоставлению и т. д.

Познавательная активность студентов предполагает не только эффективное овладение знаниями и способами деятельности, но и мобилизацию нравственно-волевых усилий в достижении учебно-познавательной цели. Таким образом, познавательная деятельность призвана стимулировать гармоничное как интеллектуальное, так и личностное развитие студентов, а потому способна повлиять на рост их популярности в коллективе.

5. Для улучшения статусной позиции студентов в коллективе преподавателям рекомендуется использовать беседу со студентами - индивидуальную или групповую - в зависимости от ситуации. Поскольку этот метод предполагает большую степень доверия и неформальный контакт преподавателя со студенческим коллективом» иногда обращение к студентам преимущественно вне аудиторных занятий, мы адресовали беседу как метод в первую очередь кураторам экспериментальных групп.

Проведение беседы предусматривает обращение к разъяснению сути проблемы, убеждению в необходимости ее решить. При этом рекомендуется преподавателям избегать директивной позиции; направлять, а не лидировать, предоставлять возможность свободно высказаться, пытаться искать в любой точке зрения рациональное зерно, отказаться от комментариев и оценок.

В процессе групповой беседы или дискуссии важно следить  за тем, чтобы студенты не прерывали  друг друга и не прерывать их самому, управлять ходом беседы, пытаясь акцентировать внимание на важных замечаниях и желаемых выводах.

В ходе групповых бесед  со студентами преподавателям рекомендуется сосредоточиться на проблеме гуманных взаимоотношений: убедить в необходимости взаимного уважения, чуткости и терпимости в общении, доброжелательности, заботы о благе окружающих и т. д.

6. С целью способствовать прогрессивному развитию межличностных отношений, возникновению сплоченности в студенческом коллективе преподавателям предлагается использовать метод выдвижения перспективных линий (А. С. Макаренко). Периодическая постановка разных по сложности практических целей и задач - перспектив - перед студенческим коллективом способна заинтересовать и увлечь студентов. Постепенное усложнение содержания деятельности студенческого коллектива и, следовательно, высокая динамика протекания его жизнедеятельности являлись необходимыми условиями укрепления структуры коллектива, возникновению новых межличностных связей между студентами.

На первом и втором курсах обучения в вузе учебная деятельность сама по себе выступала для студентов  перспективной линией, так как  для большинства она оказывается достаточно сложной, а потому провоцировала их тесное общение и взаимодействие. На третьем и четвертом курсах, по словам студентов, учиться гораздо легче (возможно, это связано с завершением периода адаптации к вузу, а также обусловлено характером нагрузки), что негативно сказывалось на динамике развития межличностных отношений в студенческом коллективе - наблюдался регресс. Поэтому активное обращение преподавателей к методу выдвижения перспективных линий особенно рекомендуется для студенческих групп третьего и четвертого курсов.

7. В качестве примера перспективных линий можно назвать организацию (внедрение идеи) совместного отдыха студентов подготовку к проведению нестандартного занятия и т. п. В связи с тем, что многие явления в студенческом коллективе очень тесно взаимосвязаны, некоторые методы формирования гармоничных взаимоотношений студентов оказались универсальными. Это означает, что ряд методов подходят для решения сразу нескольких трудностей в сфере межличностных отношений студентов в коллективе. К таким методам относится, например, регулирование деятельности лидера в студенческом коллективе, поскольку лидерство в коллективе связано с групповыми нормами, социально-психологическим климатом, сплоченностью и т. д.

8. С целью установления положительного социально-психологического климата в студенческом коллективе, закрепления положительных образцов поведения и созидательных ценностей, а значит и гармонизации взаимоотношений, преподавателям рекомендуется регулировать деятельность лидера в группе. Так, деятельность некоторых лидеров в целом благотворно сказывалась на, групповых процессах. В борьбе с негативным воздействием лидера, например, авторитарного типа, необходимо выровнять меру его активности (а по возможности - степень активности каждого студента в группе) посредством продуманной организации работы на аудиторном занятии. Важно бнаправить активность лидера в «мирное русло» путем предложения индивидуальных заданий. Примеры заданий:

- подготовить доклад по сложной теме;

- объяснить на конкретном примере теоретический материал всему коллективу или одному-двум слабоуспевающим студентам;

- помочь преподавателю в организации занятия и т. п.

9. Для того, чтобы снизить конфликтность в группах и оптимизировать таким образом социально-психологический климат в них, можно предложить преподавателям организовать работу по разрешению и устранению конфликтных ситуаций.

Существует два различных подхода к решению проблемы повышения уровня компетентности преподавателей в вопросе разрешения конфликтов. Первый - это обращение к опыту разрешения конфликтов передовыми педагогами, анализ успешных решений конкретных конфликтных ситуаций.

Преимущество второго  способа управления конфликтами  заключается в учете общих  закономерностей возникновения  и развития конфликта. В этом случае предполагалось владение преподавателем методами разрешения конфликтных ситуаций. К таким методам относятся:

- метод «выхода чувств»: оппоненту дают возможность высказать все претензии. Таким образом; понижается вызванное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. С этого момента человек обретает способность к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации;

Информация о работе Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ