Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110
Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.
Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.
Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст: общечеловеческой культуры; различных языков; видов искусства; способов деятельности во всем их своеобразии.
Успешность педагогического
Стихийное формирование коммуникативной
культуры педагога приводит нередко
к авторитарному стилю общения,
возникновению частых межличностных
конфликтов, напряженности в отношениях
между учителем и учениками (группой
или целым классом), к падению
дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию
учиться, психическим травмам и
невосполнимым потерям в
К коммуникативным качествам
1. Характеристики речи: четкая дикция, выразительность.
2. Личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной
1. коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
2. социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
3. альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии преподавателя и студента создают: невыразительная речь; дефекты речи (особенно при объяснении нового материала); необщительность; замкнутость; погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
1. умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
2. умения управлять своими эмоциями;
3. наблюдательность и переключаемость внимания;
4. социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
5. умение «подавать себя» в общении с учащимися;
6. речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
а) экспрессивных умений и способностей: выразительность речи, выразительность жестов, выразительность мимики, выразительность внешнего облика;
б) перцептивных умений и способностей: умение понять состояние ученика, умение установить с учеником контакт, умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
В профессиональной культуре педагога
проявляется уровень его
Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Выводы по главе
1. Недостаток или отсутствие внимания преподавателя к сфере межличностных отношений в студенческом коллективе негативно сказывается на условиях осуществления воспитательно-образовательного процесса и подготовки будущего специалиста.
2. Одним из важных педагогических условий формирования межличностных отношений является активизация процесса обучения. Активизация процесса обучения подразумевала комплексное применение активных методов обучения (деловые и ролевые игры, тематические конференции, блиц-игры, дискуссии), использование групповых форм обучения, индивидуализацию и дифференциацию обучения, активизацию познавательной деятельности студентов (обучение методам познавательной деятельности, проблемно-поисковые задания). Активизация процесса обучения была направлена на приобретение и развитие не только профессиональных и интеллектуальных способностей студентов, но и навыков конструктивного общения в коллективе, умения эффективно взаимодействовать.
3. Выделяются следующие методы формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива: индивидуальная и групповая беседы со студентами; поручение; метод выдвижения перспективных линий; регулирование деятельности лидера в студенческом коллективе; разрешение конфликтных ситуаций (метод «выхода чувств», «положительного отношения к личности», «обмена позиций», «расширения духовного горизонта конфликтующих»); личный пример преподавателя и др.
4. Формирование межличностных отношений студентов возможно только при систематическом и целенаправленном использовании преподавателями вуза предложенных методов, обдуманной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студенческого коллектива.
5. Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА РГСУ В Г. ОБНИНСКЕ
3.1. Деятельность филиала
РГСУ в г. Обнинске по
Таблица 3.1
План работы филиала ФГБОУ ВПО
«Российский государственный социальный университет» в г. Обнинске на 2011-2012 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
Сентябрь | |||
1. |
Проведение внутреннего аудита документов по соблюдению законодательства РФ в области образования в части выдачи документов государственного образца о ВПО |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью, Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр, В.С. Щербакова – специалист по кадрам |
|
2. |
Подготовка отчета ВПО-1 |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебным отделом |
|
3. |
Проведение Совета филиала по анализу работы ГАК в 2011 году. Определение мер по улучшению подготовки выпускников, подведение итогов учебного года: движение контингента студентов, прием |
О.В. Ощёхина – директор, М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью |
|
4. |
Формирование проекта плана приема в 2012 году по всем формам обучения |
О.В. Ощёхина – директор, В.С. Щербакова – специалист по кадрам |
|
5. |
Подготовка информации для головного вуза о студентах, имеющих академические задолженности |
Н.С. Рындина - диспетчер |
|
6. |
Завершение процедуры оформления документов по лицензированию программ ДПО, передача документов в головной вуз |
О.В. Ощёхина – директор, М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, Н.С. Рындина - диспетчер |
|
7. |
Утверждение расписания и графиков учебного процесса по заочной, очной формам обучения |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр |
|
8. |
Подготовка отчёта о приёмной компании 2011 года |
В.С. Щербакова – специалист по кадрам |
|
9. |
Подготовка распорядительных документов и списка студентов на назначение стипендий социально незащищённым слоям студенчества на 2011-2012 учебный год в соответствии с долгосрочной целевой программой Калужской области «Молодёжь Калужской области (2010-2015 гг.)» |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью |
|
10. |
Выплата академических и
социальных стипендий студентам, обучающимся
за счет средств федерального бюджета
и успешно сдавших |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина |
|
11. |
Учёба зав. учебной частью по прохождению аккредитации в новых условиях (изменённая нормативная база, технологии, показатели) |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью |
|
Октябрь | |||
1. |
Подготовка к Федеральному тестированию студентов |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью |
|
2. |
Проведение заседаний кафедр по утверждению тем выпускных квалификационных работ студентов выпускных курсов |
И.В. Дайнеко – зав. кафедрой экономики и управления, О.В. Ощёхина – зав. кафедрой социальной работы и психологии |
|
Ноябрь | |||
1. |
Формирование ГАК по всем специальностям, направлениям подготовки |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью |
|
2. |
Участие в обучающих семинарах
по работе в информационной системе
«Управление образовательным |
диспетчер Н.В. Сметанина, В.С. Щербакова – специалист по кадрам |
|
3. |
Обновление учебно- |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, ППС кафедр |
|
Декабрь | |||
1. |
Выплата материальной помощи социально не защищённым студентам за счет стипендиального фонда филиала |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина |
|
2. |
Подготовка филиала к зимней зачетно-экзаменационной сессии |
М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр |
|
Январь | |||
1. |
Подготовка Модуля сбора данных – 2011 в ФГБУ «Росаккредагентство» |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
|
2. |
Анализ результатов зимней сессии |
Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр; диспетчер Н.С. Рындина |
|
3. |
Подведение итогов выполнения преподавателями кафедр учебных поручений за первое полугодие 2011–2012 уч. г. |
И.В. Дайнеко – зав. кафедрой экономики и управления, О.В. Ощёхина – зав. кафедрой социальной работы и психологии |
|
4. |
Работа по заполнению информационной системы «Управление образовательным процессом» на платформе 1-С: Предприятие» |
диспетчер Н.В. Сметанина, В.С. Щербакова – специалист по кадрам |
|
5. |
Осуществление расчёта рейтинга ППС и кафедр за осенний семестр 2011-2012 учебного года |
зам. по науке В.А. Осипов |
|
6. |
Подготовка филиала к документарному внутреннему аудиту |
директор филиала О.В. Ощёхина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью, Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр, В.С. Щербакова – специалист по кадрам, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина, Н.В. Сметанина - диспетчер |
|
Февраль | |||
1. |
Плановый документарный внутренний аудит |
директор филиала О.В. Ощёхина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью, Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр, В.С. Щербакова – специалист по кадрам, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина, Н.В. Сметанина - диспетчер |
|
2. |
Составление отчёта по итогам зимней сессии 2011-2012 учебного года |
Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина, И.н.Романова – специалисты по УМР кафедр |
|
Март | |||
1. |
Подведение итогов планового документарного внутреннего аудита |
директор филиала О.В. Ощёхина |
|
2. |
Подготовка электронной анкеты «Книгообеспеченность направлений подготовки и специальностей» |
библиотекарь Л.В. Жуковская |
|
Апрель | |||
1. |
Организация учебно-методических семинаров с ППС: - построение ГОС ВПО нового поколения на основе компетентностной модели выпускника РГСУ; - кредитно-модульная система организации учебного процесса в РГСУ |
директор филиала О.В. Ощёхина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
|
2. |
Организация предзащит выпускных квалификационных работ по специальностям «Социальная работа» и «Финансы и кредит» очной и заочной форм обучения |
зав. кафедами О.В. Ощёхина, И.В. Дайнеко |
|
Май | |||
1. |
Подготовка приказа о стоимости обучения студентов в 2012–2013 уч. г. |
Главный бухгалтер Н.А. Пенкина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
|
2. |
Совещание зав. кафедр и специалистов по УМР по методическому обеспечению студентов в 2012–2013 уч. г. |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
|
3. |
Формирование списка абитуриентов-целевиков |
В.С. Щербакова – специалист по кадрам |
|
Июнь–июль | |||
1. |
Утверждение графика учебного процесса на 2012–2013 уч. г. |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
|
2. |
Совещание со специалистами по УМР и зав. кафедрами по работе со студентами, имеющими академические задолженности |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
|
3. |
Контроль составления отчетов о работе кафедр, выполнении плана работы по СМК |
М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью |
№ п/п |
Мероприятие |
Даты |
Ответственные |
Примечания |
Сентябрь | ||||
1. |
Совет филиала (по особому плану) |
ежемесячно |
Директор филиала О.В. Ощёхина |
|
2. |
Утверждение плана научных мероприятий |
сентябрь |
зам. по науке В.А. Осипов В.А. |
|
3. |
Представление документов в головной вуз на прохождение по конкурсу ППС |
сентябрь |
зам. по науке В.А. Осипов В.А. |
|
4. |
Участие в конкурсе научных проектов на получение гранта РГНФ, подготовка заявки |
сентябрь |
зам. по науке В.А. Осипов В.А. |
|
5. |
Работа с федеральными целевыми программами, конкурсами РГНФ и РФФИ |
в течение года |
зам. по науке В.А. Осипов В.А. |
|
Октябрь | ||||
1. |
Организация и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, научно-консалтинговых, научно-практических и других работ по направлениям и специальностям подготовки и по научному направлению филиала «Обеспечение качества жизни личности в социальной среде» |
в течение года |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, зав. кафедрами |
|
2. |
Участие филиала во Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодёжи «Итоги развития научно-образовательных центров (НОЦ) в 2011 году» |
октябрь |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, зав. кафедрами |
|
3. |
Подготовка статей в научный журнал «Человеческий капитал» |
октябрь |
зам. директора по науке В.А. Осипов |
|
Ноябрь | ||||
1. |
Участие филиала в XXI Международном социальном конгрессе «Стратегия инновационного развития России: социальная сплоченность общества» |
25-26 ноября |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов |
|
2. |
Представление материалов по мероприятиям, посвящённым 20-летию РГСУ |
ноябрь |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, зав. кафедрами |
|
3. |
Сбор статей в научный журнал РГСУ «Ученые записки» |
ноябрь |
зам. по науке В.А. Осипов |
|
Декабрь | ||||
1. |
Отчеты кафедр о научной деятельности за 2011 г. и планирование работы на 2012 г. |
1–15 декабря |
зав. кафедрами |
|
2. |
Отчет о научной деятельности филиала в 2011 г. |
декабрь |
зам. по науке В.А. Осипов |
|
3. |
Сбор информации о публикациях, монографиях, учебных пособиях, изданных в 2011 г. и составление плана на 2012 г. |
постоянно |
зам. по науке В.А. Осипов |
|
4. |
Выход сборника материалов
Всероссийской научно- |
декабрь |
зам. по науке В.А. Осипов совместно с издательством РГСУ «Союз» |
|
Январь | ||||
1. |
Представление отчета о научной деятельности вуза за 2011 г. в головной вуз |
январь |
зам. директора по науке В.А. Осипов |
|
2. |
Представление документов в головной вуз на прохождение по конкурсу ППС |
Январь |
зам. директора по науке В.А. Осипов |
|
Февраль | ||||
1. |
День российской науки |
8 февраля |
зам. директора по науке В.А. Осипов |
|
2. |
Проведение среди студентов конкурса проектов малых инновационных предприятий |
февраль |
зам. директора по науке В.А. Осипов |
|
3. |
Создание малого инновационного предприятия |
февраль |
зам. директора по науке В.А. Осипов |
|
4. |
Годичные научные чтения РГСУ |
февраль |
зав. кафедрами О.В. Ощёхина, И.В. Дайнеко |
|
5. |
Разработка проекта
совместно с Управлением общего
образования Администрации г. Обнинск
«Социальная адаптация детей- |
февраль |
директор филиала, зав. кафедрой социальной работы и психологии О.В. Ощёхина |
|
Март | ||||
1. |
Конкурс инновационных идей студентов «Инноватика-2012» |
март |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов |
|
Апрель | ||||
1. |
Организация и проведение студенческих научных чтений |
апрель |
зам. директора по науке В.А. Осипов, ППС |
|
2. |
Студенческая научно- |
апрель |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов |
|
3. |
Конкурс «За лучшие показатели в науке среди студентов» и «Лучший научный руководитель» |
апрель |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов |
|
4. |
Внутривузовский конкурс на лучшую научную студенческую работу |
апрель |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, ППС кафедр |
|
Май | ||||
1. |
Всероссийская научно-практическая конференция |
май |
директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов |
|
2. |
Представление документов ППС на присвоение учёных званий доцента |
май |
зам. директора по науке В.А. Осипов, ППС (см. график) |
|
Июнь | ||||
1. |
Планирование научно- |
июнь |
зам. по науке В.А. Осипов |