Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Содержание

Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Специфика педагогического образования  состоит в направленности на широкую  общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст: общечеловеческой культуры; различных языков; видов  искусства; способов деятельности во всем их своеобразии.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального  становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной  культуры педагога приводит нередко  к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных  конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой  или целым классом), к падению  дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию  учиться, психическим травмам и  невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического  общения, относятся:

1. Характеристики речи: четкая дикция, выразительность.

2. Личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

1. коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

2. социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

3. альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии преподавателя и студента  создают: невыразительная речь; дефекты речи (особенно при объяснении нового материала); необщительность; замкнутость; погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью  быстро утомляются, раздражаются и  не испытывают удовлетворения от своей  деятельности в целом.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

1. умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

2. умения управлять своими эмоциями;

3. наблюдательность и переключаемость внимания;

4. социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

5. умение «подавать себя» в общении с учащимися;

6. речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно  объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной  культуры педагога предполагает наличие  у него:

а) экспрессивных умений и способностей: выразительность речи, выразительность жестов, выразительность мимики, выразительность внешнего облика;

б) перцептивных умений и способностей: умение понять состояние ученика, умение установить с учеником контакт, умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.

В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и  деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие  учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.

Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

 

1. Недостаток или отсутствие внимания преподавателя к сфере межличностных отношений в студенческом коллективе негативно сказывается на условиях осуществления воспитательно-образовательного процесса и подготовки будущего специалиста.

2. Одним из важных педагогических условий формирования межличностных отношений является активизация процесса обучения. Активизация процесса обучения подразумевала комплексное применение активных методов обучения (деловые и ролевые игры, тематические конференции, блиц-игры, дискуссии), использование групповых форм обучения, индивидуализацию и дифференциацию обучения, активизацию познавательной деятельности студентов (обучение методам познавательной деятельности, проблемно-поисковые задания). Активизация процесса обучения была направлена на приобретение и развитие не только профессиональных и интеллектуальных способностей студентов, но и навыков конструктивного общения в коллективе, умения эффективно взаимодействовать.

3. Выделяются следующие  методы формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива: индивидуальная и групповая беседы со студентами; поручение; метод выдвижения перспективных линий; регулирование деятельности лидера в студенческом коллективе; разрешение конфликтных ситуаций (метод «выхода чувств», «положительного отношения к личности», «обмена позиций», «расширения духовного горизонта конфликтующих»); личный пример преподавателя и др.

4. Формирование межличностных отношений студентов возможно только при систематическом и целенаправленном использовании преподавателями вуза предложенных методов, обдуманной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студенческого коллектива.

5. Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА РГСУ В Г. ОБНИНСКЕ

 

3.1. Деятельность филиала  РГСУ в г. Обнинске по формированию  межличностных отношений в условиях  студенческого коллектива

 

Таблица 3.1

План работы филиала ФГБОУ  ВПО

«Российский государственный  социальный университет» в г. Обнинске на 2011-2012 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Ответственные

Отметка о выполнении

Сентябрь

1.

Проведение внутреннего  аудита документов по соблюдению законодательства РФ в области образования в  части выдачи документов государственного образца о ВПО

М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью,

Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина  – специалисты по УМР кафедр, В.С. Щербакова – специалист по кадрам

 

2.

Подготовка отчета ВПО-1

М.Л.Солдатенкова - зав. учебным отделом

 

3.

Проведение Совета филиала  по анализу работы ГАК в 2011 году. Определение мер по улучшению подготовки выпускников, подведение итогов учебного года: движение контингента студентов, прием

О.В. Ощёхина – директор,

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью

 

4.

Формирование проекта  плана приема в 2012 году по всем формам обучения

О.В. Ощёхина – директор,

В.С. Щербакова – специалист по кадрам

 

5.

Подготовка информации для  головного вуза о студентах, имеющих  академические задолженности

Н.С. Рындина - диспетчер

 

6.

Завершение процедуры  оформления документов по лицензированию программ ДПО, передача документов в головной вуз

О.В. Ощёхина – директор,

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, Н.С. Рындина - диспетчер

 

7.

Утверждение расписания и  графиков учебного процесса по заочной, очной формам обучения

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью,

Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина  – специалисты по УМР кафедр

 

8.

Подготовка отчёта о приёмной компании 2011 года

В.С. Щербакова – специалист по кадрам

 

9.

Подготовка распорядительных документов и списка студентов на назначение стипендий социально  незащищённым слоям студенчества на 2011-2012 учебный год в соответствии с долгосрочной целевой программой Калужской области «Молодёжь  Калужской области (2010-2015 гг.)»

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью

 

10.

Выплата академических и  социальных стипендий студентам, обучающимся  за счет средств федерального бюджета  и успешно сдавших вступительные  экзамены (для 1 курса)

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина

 

11.

Учёба зав. учебной частью по прохождению аккредитации в новых  условиях (изменённая нормативная база, технологии, показатели)

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью

 

Октябрь

1.

Подготовка к Федеральному тестированию студентов

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью

 

2.

Проведение заседаний  кафедр по утверждению тем выпускных квалификационных работ студентов выпускных курсов

И.В. Дайнеко – зав. кафедрой экономики и управления,

О.В. Ощёхина – зав. кафедрой социальной работы и психологии

 

Ноябрь

1.

Формирование ГАК по всем специальностям, направлениям подготовки

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью

 

2.

Участие в обучающих семинарах  по работе в информационной системе  «Управление образовательным процессом» на платформе 1-С: Предприятие»

диспетчер Н.В. Сметанина, В.С. Щербакова – специалист по кадрам

 

3.

Обновление учебно-методического  обеспечения учебного процесса: УММ, КИМ, ГОС

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, ППС кафедр

 

Декабрь

1.

Выплата материальной помощи социально не защищённым студентам  за счет стипендиального фонда филиала

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина

 

2.

Подготовка филиала к  зимней зачетно-экзаменационной сессии

М.Л. Солдатенкова – зав. учебной частью, Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина – специалисты по УМР кафедр

 

Январь

1.

Подготовка Модуля сбора  данных – 2011 в ФГБУ «Росаккредагентство»

М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

2.

Анализ результатов зимней сессии

Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина  – специалисты по УМР кафедр; диспетчер Н.С. Рындина

 

3.

Подведение итогов выполнения преподавателями кафедр учебных  поручений за первое полугодие 2011–2012 уч. г.

И.В. Дайнеко – зав. кафедрой экономики и управления,

О.В. Ощёхина – зав. кафедрой социальной работы и психологии

 

4.

Работа по заполнению информационной системы «Управление образовательным процессом» на платформе 1-С: Предприятие»

диспетчер Н.В. Сметанина, В.С. Щербакова – специалист по кадрам

 

5.

Осуществление расчёта рейтинга ППС и кафедр за осенний семестр 2011-2012 учебного года

зам. по науке В.А. Осипов

 

6.

Подготовка филиала к  документарному внутреннему аудиту

директор филиала О.В. Ощёхина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью,

Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина  – специалисты по УМР кафедр, В.С. Щербакова – специалист по кадрам, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина, Н.В. Сметанина - диспетчер

 

Февраль

1.

Плановый документарный  внутренний аудит

директор филиала О.В. Ощёхина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью,

Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина  – специалисты по УМР кафедр, В.С. Щербакова – специалист по кадрам, гл. бухгалтер Н.А. Пенкина, Н.В. Сметанина - диспетчер

 

2.

Составление отчёта по итогам зимней сессии 2011-2012 учебного года

Т.Б. Елфимова, Т.Н. Яшина, И.н.Романова  – специалисты по УМР кафедр

 

Март

1.

Подведение итогов планового  документарного внутреннего аудита

директор филиала О.В. Ощёхина

 

2.

Подготовка электронной  анкеты «Книгообеспеченность направлений подготовки и специальностей»

библиотекарь Л.В. Жуковская

 

Апрель

1.

Организация учебно-методических семинаров с ППС:

- построение ГОС ВПО  нового поколения на основе  компетентностной модели выпускника РГСУ;

- кредитно-модульная система  организации учебного процесса  в РГСУ

директор филиала О.В. Ощёхина, М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

2.

Организация предзащит выпускных  квалификационных работ по специальностям «Социальная работа» и «Финансы и кредит» очной и заочной  форм обучения

зав. кафедами О.В. Ощёхина, И.В. Дайнеко

 

Май

1.

Подготовка приказа о  стоимости обучения студентов в 2012–2013 уч. г.

Главный бухгалтер Н.А. Пенкина,  М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

2.

Совещание зав. кафедр и специалистов по УМР по методическому обеспечению  студентов в 2012–2013 уч. г.

М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

3.

Формирование списка абитуриентов-целевиков

В.С. Щербакова – специалист по кадрам

 

Июнь–июль

1.

Утверждение графика учебного процесса на 2012–2013 уч. г.

М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

2.

Совещание со специалистами  по УМР и зав. кафедрами по работе со студентами, имеющими академические  задолженности

М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

3.

Контроль составления  отчетов о работе кафедр, выполнении плана работы по СМК

М.Л.Солдатенкова - зав. учебной частью

 

 

Таблица 3.2

Научно-исследовательская  и инновационная деятельность

№ п/п

Мероприятие

Даты

Ответственные

Примечания

Сентябрь

1.

Совет филиала (по особому  плану)

ежемесячно

Директор филиала О.В. Ощёхина

 

2.

Утверждение плана научных  мероприятий

сентябрь

зам. по науке В.А. Осипов В.А.

 

3.

Представление документов в  головной вуз на прохождение по конкурсу ППС

сентябрь

зам. по науке В.А. Осипов В.А.

 

4.

Участие в конкурсе научных  проектов на получение гранта РГНФ, подготовка заявки

сентябрь

зам. по науке В.А. Осипов В.А.

 

5.

Работа с федеральными целевыми программами, конкурсами РГНФ и РФФИ

в течение года

зам. по науке В.А. Осипов В.А.

 

Октябрь

1.

Организация и проведение фундаментальных, прикладных научных  исследований, научно-консалтинговых, научно-практических и других работ  по направлениям и специальностям подготовки и по научному направлению филиала  «Обеспечение качества жизни личности в социальной среде»

в течение года

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, зав. кафедрами

 

2.

Участие филиала во Всероссийской  научно-практической конференции с  элементами научной школы для  молодёжи «Итоги развития научно-образовательных  центров (НОЦ) в 2011 году»

октябрь

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, зав. кафедрами

 

3.

Подготовка статей в научный  журнал «Человеческий капитал»

октябрь

зам. директора по науке  В.А. Осипов

 

Ноябрь

1.

Участие филиала в XXI Международном социальном конгрессе «Стратегия инновационного развития России: социальная сплоченность общества»

25-26 ноября

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов

 

2.

Представление материалов по мероприятиям, посвящённым 20-летию  РГСУ

ноябрь

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, зав. кафедрами

 

3.

Сбор статей в научный  журнал РГСУ «Ученые записки»

ноябрь

зам. по науке В.А. Осипов

 

Декабрь

1.

Отчеты кафедр о научной  деятельности за 2011 г. и планирование работы на 2012 г.

1–15 декабря

зав. кафедрами

 

2.

Отчет о научной деятельности филиала в 2011 г.

декабрь

зам. по науке В.А. Осипов

 

3.

Сбор информации о публикациях, монографиях, учебных пособиях, изданных в 2011 г. и составление плана на 2012 г.

постоянно

зам. по науке В.А. Осипов

 

4.

Выход сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социальное образование  и экономический потенциал России: пути инновационного развития», проходившей  в филиале 20-21 мая 2011 года

декабрь

зам. по науке В.А. Осипов совместно с издательством РГСУ «Союз»

 

Январь

1.

Представление отчета о научной  деятельности вуза за 2011 г. в головной вуз

январь

зам. директора по науке  В.А. Осипов

 

2.

Представление документов в  головной вуз на прохождение по конкурсу ППС

Январь

зам. директора по науке  В.А. Осипов

 

Февраль

1.

День российской науки

8 февраля

зам. директора по науке  В.А. Осипов

 

2.

Проведение среди  студентов конкурса проектов малых  инновационных предприятий

февраль

зам. директора по науке  В.А. Осипов

 

3.

Создание малого инновационного предприятия

февраль

зам. директора по науке  В.А. Осипов

 

4.

Годичные научные  чтения РГСУ

февраль

зав. кафедрами О.В. Ощёхина, И.В. Дайнеко

 

5.

Разработка проекта  совместно с Управлением общего образования Администрации г. Обнинск  «Социальная адаптация детей-мигрантов».

февраль

директор филиала, зав. кафедрой социальной работы и психологии О.В. Ощёхина

 

Март

1.

Конкурс инновационных идей студентов «Инноватика-2012»

март

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов

 

Апрель

1.

Организация и  проведение студенческих  научных  чтений

апрель

зам. директора по науке  В.А. Осипов, ППС

 

2.

Студенческая научно-практическая конференция, посвященная изучения корейского языка в филиале РГСУ в г. Обнинске

апрель

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов

 

3.

Конкурс «За лучшие показатели в науке среди студентов» и «Лучший научный руководитель»

апрель

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов

 

4.

Внутривузовский конкурс на лучшую научную студенческую работу

апрель

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов, ППС кафедр

 

Май

1.

Всероссийская научно-практическая конференция

май

директор филиала О.В. Ощёхина, зам. по науке В.А. Осипов

 

2.

Представление документов ППС  на присвоение учёных званий доцента

май

зам. директора по науке  В.А. Осипов, ППС (см. график)

 

Июнь

1.

Планирование научно-исследовательской  деятельности и мероприятий на 2011–2012 учебный год.

июнь

зам. по науке В.А. Осипов

 

Информация о работе Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ