Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Содержание

Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Факторы, влияющие  на формирование межличностных  отношений

 

Взаимоотношения студентов  и становление будущего специалиста - взаимообусловленные процессы. От характера реализации межличностных  отношений в студенческом коллективе зависит успешность процесса подготовки и становления специалиста.

Речь идет о том, что  существует ряд феноменов, «задающих» межличностные отношения, формирующих условия и среду, в которых протекает становление специалиста. Изучение факторов, влияющих на формирование взаимоотношений в студенческом коллективе, позволило в результате выделения их общих свойств выработать научно обоснованную стратегию и тактику педагогической работы. Значимость этой работы очевидна, поскольку коллектив, в котором развивается и воспитывается личность, будущий специалист, является связующим звеном между данной группой и обществом.

В числе факторов, влияющих на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, особенно важными выступают те, которые связаны с определением условий его жизнедеятельности, а значит, и успешностью подготовки специалиста.

Одним из факторов, влияющих на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, является позиция лидера. Лидерство в группе - интересный, чрезвычайно важный и, в то же время, противоречивый феномен. До сих пор проводится множество исследований, и ведутся острые дискуссии о причинах возникновения лидерства. До настоящего момента мнения ученых на этот счет разделяются. Одни исследователи утверждают, что феномен лидерства тесно связан с особенностями характера, поведения и способностями личности [34]. Истоки таких теорий обнаруживаются еще в трудах философов Древней Греции и Рима. Несмотря на кажущуюся логичность этой точки зрения, все еще не удалось обнаружить у лидеров каких-либо специфических качеств, свойственных только им одним и отличающих их от остальных членов коллектива.

Наблюдения других исследователей, преимущественно зарубежных, свидетельствуют  в пользу того, что лидер выделяется случайно, ситуативно, то есть этому способствуют какие-то внешние условия, а качества лидера целиком определяются коллективом.

Третьи приходят к выводу, что доля истины есть в каждом из суждений. Это значит, что поведение, требуемое от лидера в одной ситуации, может не соответствовать требованиям другой ситуации: эффективный в рамках определенных обстоятельствах лидер нередко оказывается беспомощным в иных условиях. Более того, ситуация в любом коллективе, как правило, так или иначе подвержена изменениям, а особенности характера человека - сравнительно стабильны, поэтому и лидерство может переходить от одного члена группы к другому [Свенцицкий А. Л., 2005].

Данные исследований Р. Л. Кричевского (2001) по проблеме лидерства указывают на то, что лидерство возникает стихийно в системе межличностных отношений. В связи с этим он утверждает, что индивиду, занимающему лидерскую позицию в коллективе, присущ высокий социометрический статус; и наоборот, человек, обладающий: высоким статусом, имеет большие шансы стать лидером [23, с. 80].

Анализируя роль лидера в  коллективе, ученый выделяет два типа лидеров в соответствии со сферой его активности: инструментального и эмоционального [23, с. 169]; (Кстати, эту точку зрения разделяют и другие отечественные ученые [23, с. 96].

Деятельность инструментального лидера (это может быть лидерорганизатор, лидер-генератор идей и т. п.), по мнению автора, направлена преимущественно на решение групповой задачи, упорядочивание групповой деятельности, успешность работы коллектива, В этом случае лидер, как правило, гораздо больше других ориентирован на коллектив, обладает наибольшей компетентностью относительно групповой задачи и вносит значительный вклад в ее решение, иногда переводит коллектив на более высокий уровень функционирования.

Как следует из самого определения, эмоциональный лидер проявляет  свою активность путем создания и  сохранения положительной микросреды в коллективе: он постоянно оказывает  моральную поддержку членам коллектива, предупреждает и устраняет конфликтные ситуации или их последствия и т. п.

Опираясь на приведенные  выводы, Р. Л. Кричевский признает важное для педагога обстоятельство, что  лидерство может выступать орудием  организации деятельности и взаимоотношений, а также средством управления ими [23, с. 168]. По этой причине педагогу нужно хорошо знать лидеров в коллективе и при необходимости уметь влиять на них в соответствии с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, лидер в  коллективе должен стать объектом педагогической работы. Уделяя особое внимание развитию личностных качеств лидера, педагог  тем самым создает основу для  работы с другими членами коллектива в этом направлении. Немаловажную роль в этом ключе играет формирование педагогом мотивации учения, при  которой хорошая (или, к сожалению, плохая) успеваемость лидера повлияет на успеваемость коллектива.

Кроме того, педагогу необходимо специально культивировать лидерство с целью последующего приведения в соответствие деловых связей и межличностных отношений в коллективе.

Решающим моментом в жизни  студенческого коллектива является возникновение в нем лидерства, поэтому его исследование представляло для нас особый интерес.

Формальный лидер в  любом коллективе выбирается голосованием его членов или назначается извне. Результаты нашего исследования показывают, что формальный лидер в студенческой группе — староста - редко проявляет  себя как лидер в принятом значении этого слова. Очень часто старостой оказывается скромный и сдержанный человек. Как правило, единственный человек, который: подвергается психологическому или воспитательному воздействию формального лидера, - это он сам.

Несмотря на то, что лидер  выделяется стихийно, закономерности этого процесса все же существуют. Как показало наше исследование, в  студенческом коллективе почти всегда есть один (иногда два) человек, который на первых же занятиях проявляет особую активность: часто задает вопросы преподавателю, демонстрирует свои знания, пытается показать себя с лучшей стороны. Активность лидера вначале воспринимается коллективом молча. В дальнейшем, как справедливо отмечают некоторые исследователи, отношение к лидеру во многом зависит от преподавателя.

Анализ реальных ситуаций взаимодействия студентов показывает, что восприятие коллективом лидера зависит от меры оказываемой им помощи (или пользы) в сфере учебной деятельности. Объяснить это можно тем, что коллектив возлагает на лидера определенные надежды как на самого активного, умного или сообразительного и т. д. Если надежды не оправдываются, и лидер работает только на себя, то тем самым он провоцирует недовольство или неприязнь со стороны сокурсников. Подобный случай - сигнал преподавателю о необходимости культивирования взаимопомощи в студенческом коллективе в целом и у лидера в частности.

Если для лидера в студенческом коллективе характерен авторитарный тип поведения, то самому коллективу свойственна низкая развернутость потенциала внутригрупповой активности и самостоятельности. Кроме того, как показывает наше исследование» отсутствие в группе инициативных, активных, творческих студентов также обусловлено превосходством в ней «авторитарного» лидера.

Показательно также, что  в студенческих коллективах с  авторитарным типом деятельности лидера в большинстве случаев высок уровень психологической напряженности и, как следствие, слабо развита система межличностных взаимоотношений. Проявляя агрессию и не допуская никаких возражений в свой адрес, «авторитарный» лидер тем самым блокирует инициативу со стороны других студентов. Резкий и нетерпимый, лидер своим поведением способен не только обострить социально-психологический климат, но и спровоцировать частые пропуски занятий членов студенческого коллектива.

Неконтролируемая деятельность «авторитарного» лидера в студенческой группе является деструктивной в отношении профессиональнозначимых качеств будущего инженера. Большинство студентов в условиях диктата лидера лишены возможности полноценно проявлять себя, у них не вырабатываются необходимые личностные и деловые качества, самостоятельность, независимое и творческое мышление, умение самовыражаться и т. д. Недостаток перечисленных качеств и способностей провоцирует ряд трудностей еще в период студенчества. Будущий инженер, не обладая этими особенностями, не отвечает важным требованиям своей профессии.

Перечисленные факты говорят  о том, что существует необходимость разумно использовать потенциал лидера, а также возможность направить его на решение целого ряда педагогических задач.

Следующим фактором, влияющим на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, является групповые нормы. Указывая на связь между нормами и взаимоотношениями, ряд исследователей признают тот факт, что наличие сходных ориентиров, согласия с мнением большинства в коллективе дает личности ощущение защищенности, эмоционального комфорта и душевного равновесия. И наоборот, несогласие, разрыв между ценностями одного человека и большинства коллектива сопровождается эмоциональным: напряжением межличностных отношений, может служить причиной конфликта.

Так, Р. Л. Кричевский обращает внимание на то, что нормы помогают коллективу достичь стоящих перед ним целей: выработка единообразия оценок, решений, поведенческих стандартов ведет к согласованности действий, координации усилий. Поэтому следование людей установленным стандартам поведения обусловливает эффективность решения групповой задачи и, возможно, позволяет избежать «острых углов» в общении [23].

Вместе с тем наше исследование показало, что нормы, как некий  образец или стандарт поведения  и мышления, могут способствовать и подавлению творческого начала, воли и инициативы личности, мешать проявлению индивидуальности и самостоятельности, а потому, в этом случае являются фактором застоя и регресса в развитии межличностных отношений.

Подобные противоречия указывают  на сложность работы с групповыми нормами в коллективе; регулирование  норм требует тщательного продумывания и высокого уровня мастерства преподавателя.

Усвоение норм и ценностей  всегда предполагает осуществление коллективом определенного контроля над поведением индивида, оценку его вклада в групповую деятельность, его роли в межличностных отношениях и оценку его как личности. При этом любой коллектив контролирует и регулирует проявление уже сложившихся у человека индивидуальных особенностей, поощряя одни и блокируя другие [23, с. 111]. Такого рода контроль может выступать в виде мнения большинства членов коллектива.

Вполне естественно, что  степень принятия групповых норм студентом может оказаться разной. Однако член коллектива, пренебрегающий общими принципами, «выходящий за рамки», зачастую, становится объектом социального давления, которое принимает форму молчаливого неодобрения, насмешек, презрения и т. д. Это означает, что игнорирование человеком групповых норм повлечет за собой снижение его социометрического статуса в системе межличностных отношений в коллективе.

Таким образом, групповые  нормы могут выступать не только положительным, но и отрицательным фактором, влияющим на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.

В связи с этим возникает  необходимость педагогического  вмешательства в подобного рода ситуации. Педагогу следует помнить, что нормы в коллективе возникают не сразу, а по прошествии некоторого времени, а иногда по мере прохождения коллективом ряда конфликтных фаз, когда у его членов вырабатывается множество общих «культурных критериев оценки действительности». При этом, групповые нормы касаются не всех возможных жизненных ситуаций большей частью они связаны с важными и значимыми сторонами жизнедеятельности самого коллектива. В студенческом коллективе (в силу возрастных особенностей самих студентов) ведущими аспектами являются учеба и межличностные отношения.

Таким образом, в процессе формирования межличностных отношений  имеет принципиальное значение развитие у студентов представлений о  том, какими должны быть отношения для  успешного общения, взаимодействия и обучения в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Выводы по главе

 

1. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эти взаимосвязи опосредствуются содержанием, целями и организацией совместной деятельности.

2. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе представляет собой процесс активного влияния преподавателя на отношения студентов в коллективе через создание специальных ситуаций с целью изменить их структуру и содержание.

3. Теоретический анализ показал, что основными направлениями формирования межличностных отношений в коллективе являются: организация коллективной деятельности, формирование групповой сплоченности, реализация принципа гуманизма во взаимоотношениях.

4. Специфической особенностью межличностных отношений в студенческом коллективе является динамика их развития: от прогрессирующего развития на первом курсе взаимоотношения студентов относительно стабилизируются ко второму, а в конце второго - в начале третьего курса интенсивность развития отношений стремительно понижается, на третьем - четвертом курсе отношения студентов становятся напряженными. Динамика естественного развития межличностных отношений в студенческом коллективе снижает качество процесса подготовки будущего специалиста.

Информация о работе Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ