Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений
Взаимоотношения студентов и становление будущего специалиста - взаимообусловленные процессы. От характера реализации межличностных отношений в студенческом коллективе зависит успешность процесса подготовки и становления специалиста.
Речь идет о том, что существует ряд феноменов, «задающих» межличностные отношения, формирующих условия и среду, в которых протекает становление специалиста. Изучение факторов, влияющих на формирование взаимоотношений в студенческом коллективе, позволило в результате выделения их общих свойств выработать научно обоснованную стратегию и тактику педагогической работы. Значимость этой работы очевидна, поскольку коллектив, в котором развивается и воспитывается личность, будущий специалист, является связующим звеном между данной группой и обществом.
В числе факторов, влияющих на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, особенно важными выступают те, которые связаны с определением условий его жизнедеятельности, а значит, и успешностью подготовки специалиста.
Одним из факторов, влияющих на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, является позиция лидера. Лидерство в группе - интересный, чрезвычайно важный и, в то же время, противоречивый феномен. До сих пор проводится множество исследований, и ведутся острые дискуссии о причинах возникновения лидерства. До настоящего момента мнения ученых на этот счет разделяются. Одни исследователи утверждают, что феномен лидерства тесно связан с особенностями характера, поведения и способностями личности [34]. Истоки таких теорий обнаруживаются еще в трудах философов Древней Греции и Рима. Несмотря на кажущуюся логичность этой точки зрения, все еще не удалось обнаружить у лидеров каких-либо специфических качеств, свойственных только им одним и отличающих их от остальных членов коллектива.
Наблюдения других исследователей, преимущественно зарубежных, свидетельствуют в пользу того, что лидер выделяется случайно, ситуативно, то есть этому способствуют какие-то внешние условия, а качества лидера целиком определяются коллективом.
Третьи приходят к выводу, что доля истины есть в каждом из суждений. Это значит, что поведение, требуемое от лидера в одной ситуации, может не соответствовать требованиям другой ситуации: эффективный в рамках определенных обстоятельствах лидер нередко оказывается беспомощным в иных условиях. Более того, ситуация в любом коллективе, как правило, так или иначе подвержена изменениям, а особенности характера человека - сравнительно стабильны, поэтому и лидерство может переходить от одного члена группы к другому [Свенцицкий А. Л., 2005].
Данные исследований Р. Л. Кричевского (2001) по проблеме лидерства указывают на то, что лидерство возникает стихийно в системе межличностных отношений. В связи с этим он утверждает, что индивиду, занимающему лидерскую позицию в коллективе, присущ высокий социометрический статус; и наоборот, человек, обладающий: высоким статусом, имеет большие шансы стать лидером [23, с. 80].
Анализируя роль лидера в коллективе, ученый выделяет два типа лидеров в соответствии со сферой его активности: инструментального и эмоционального [23, с. 169]; (Кстати, эту точку зрения разделяют и другие отечественные ученые [23, с. 96].
Деятельность инструментального лидера (это может быть лидерорганизатор, лидер-генератор идей и т. п.), по мнению автора, направлена преимущественно на решение групповой задачи, упорядочивание групповой деятельности, успешность работы коллектива, В этом случае лидер, как правило, гораздо больше других ориентирован на коллектив, обладает наибольшей компетентностью относительно групповой задачи и вносит значительный вклад в ее решение, иногда переводит коллектив на более высокий уровень функционирования.
Как следует из самого определения, эмоциональный лидер проявляет свою активность путем создания и сохранения положительной микросреды в коллективе: он постоянно оказывает моральную поддержку членам коллектива, предупреждает и устраняет конфликтные ситуации или их последствия и т. п.
Опираясь на приведенные
выводы, Р. Л. Кричевский признает важное
для педагога обстоятельство, что
лидерство может выступать
Таким образом, лидер в коллективе должен стать объектом педагогической работы. Уделяя особое внимание развитию личностных качеств лидера, педагог тем самым создает основу для работы с другими членами коллектива в этом направлении. Немаловажную роль в этом ключе играет формирование педагогом мотивации учения, при которой хорошая (или, к сожалению, плохая) успеваемость лидера повлияет на успеваемость коллектива.
Кроме того, педагогу необходимо специально культивировать лидерство с целью последующего приведения в соответствие деловых связей и межличностных отношений в коллективе.
Решающим моментом в жизни студенческого коллектива является возникновение в нем лидерства, поэтому его исследование представляло для нас особый интерес.
Формальный лидер в любом коллективе выбирается голосованием его членов или назначается извне. Результаты нашего исследования показывают, что формальный лидер в студенческой группе — староста - редко проявляет себя как лидер в принятом значении этого слова. Очень часто старостой оказывается скромный и сдержанный человек. Как правило, единственный человек, который: подвергается психологическому или воспитательному воздействию формального лидера, - это он сам.
Несмотря на то, что лидер выделяется стихийно, закономерности этого процесса все же существуют. Как показало наше исследование, в студенческом коллективе почти всегда есть один (иногда два) человек, который на первых же занятиях проявляет особую активность: часто задает вопросы преподавателю, демонстрирует свои знания, пытается показать себя с лучшей стороны. Активность лидера вначале воспринимается коллективом молча. В дальнейшем, как справедливо отмечают некоторые исследователи, отношение к лидеру во многом зависит от преподавателя.
Анализ реальных ситуаций взаимодействия студентов показывает, что восприятие коллективом лидера зависит от меры оказываемой им помощи (или пользы) в сфере учебной деятельности. Объяснить это можно тем, что коллектив возлагает на лидера определенные надежды как на самого активного, умного или сообразительного и т. д. Если надежды не оправдываются, и лидер работает только на себя, то тем самым он провоцирует недовольство или неприязнь со стороны сокурсников. Подобный случай - сигнал преподавателю о необходимости культивирования взаимопомощи в студенческом коллективе в целом и у лидера в частности.
Если для лидера в студенческом коллективе характерен авторитарный тип поведения, то самому коллективу свойственна низкая развернутость потенциала внутригрупповой активности и самостоятельности. Кроме того, как показывает наше исследование» отсутствие в группе инициативных, активных, творческих студентов также обусловлено превосходством в ней «авторитарного» лидера.
Показательно также, что в студенческих коллективах с авторитарным типом деятельности лидера в большинстве случаев высок уровень психологической напряженности и, как следствие, слабо развита система межличностных взаимоотношений. Проявляя агрессию и не допуская никаких возражений в свой адрес, «авторитарный» лидер тем самым блокирует инициативу со стороны других студентов. Резкий и нетерпимый, лидер своим поведением способен не только обострить социально-психологический климат, но и спровоцировать частые пропуски занятий членов студенческого коллектива.
Неконтролируемая деятельность «авторитарного» лидера в студенческой группе является деструктивной в отношении профессиональнозначимых качеств будущего инженера. Большинство студентов в условиях диктата лидера лишены возможности полноценно проявлять себя, у них не вырабатываются необходимые личностные и деловые качества, самостоятельность, независимое и творческое мышление, умение самовыражаться и т. д. Недостаток перечисленных качеств и способностей провоцирует ряд трудностей еще в период студенчества. Будущий инженер, не обладая этими особенностями, не отвечает важным требованиям своей профессии.
Перечисленные факты говорят о том, что существует необходимость разумно использовать потенциал лидера, а также возможность направить его на решение целого ряда педагогических задач.
Следующим фактором, влияющим на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе, является групповые нормы. Указывая на связь между нормами и взаимоотношениями, ряд исследователей признают тот факт, что наличие сходных ориентиров, согласия с мнением большинства в коллективе дает личности ощущение защищенности, эмоционального комфорта и душевного равновесия. И наоборот, несогласие, разрыв между ценностями одного человека и большинства коллектива сопровождается эмоциональным: напряжением межличностных отношений, может служить причиной конфликта.
Так, Р. Л. Кричевский обращает внимание на то, что нормы помогают коллективу достичь стоящих перед ним целей: выработка единообразия оценок, решений, поведенческих стандартов ведет к согласованности действий, координации усилий. Поэтому следование людей установленным стандартам поведения обусловливает эффективность решения групповой задачи и, возможно, позволяет избежать «острых углов» в общении [23].
Вместе с тем наше исследование показало, что нормы, как некий образец или стандарт поведения и мышления, могут способствовать и подавлению творческого начала, воли и инициативы личности, мешать проявлению индивидуальности и самостоятельности, а потому, в этом случае являются фактором застоя и регресса в развитии межличностных отношений.
Подобные противоречия указывают на сложность работы с групповыми нормами в коллективе; регулирование норм требует тщательного продумывания и высокого уровня мастерства преподавателя.
Усвоение норм и ценностей всегда предполагает осуществление коллективом определенного контроля над поведением индивида, оценку его вклада в групповую деятельность, его роли в межличностных отношениях и оценку его как личности. При этом любой коллектив контролирует и регулирует проявление уже сложившихся у человека индивидуальных особенностей, поощряя одни и блокируя другие [23, с. 111]. Такого рода контроль может выступать в виде мнения большинства членов коллектива.
Вполне естественно, что
степень принятия групповых норм
студентом может оказаться
Таким образом, групповые нормы могут выступать не только положительным, но и отрицательным фактором, влияющим на формирование межличностных отношений в студенческом коллективе.
В связи с этим возникает необходимость педагогического вмешательства в подобного рода ситуации. Педагогу следует помнить, что нормы в коллективе возникают не сразу, а по прошествии некоторого времени, а иногда по мере прохождения коллективом ряда конфликтных фаз, когда у его членов вырабатывается множество общих «культурных критериев оценки действительности». При этом, групповые нормы касаются не всех возможных жизненных ситуаций большей частью они связаны с важными и значимыми сторонами жизнедеятельности самого коллектива. В студенческом коллективе (в силу возрастных особенностей самих студентов) ведущими аспектами являются учеба и межличностные отношения.
Таким образом, в процессе формирования межличностных отношений имеет принципиальное значение развитие у студентов представлений о том, какими должны быть отношения для успешного общения, взаимодействия и обучения в коллективе.
1. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эти взаимосвязи опосредствуются содержанием, целями и организацией совместной деятельности.
2. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе представляет собой процесс активного влияния преподавателя на отношения студентов в коллективе через создание специальных ситуаций с целью изменить их структуру и содержание.
3. Теоретический анализ показал, что основными направлениями формирования межличностных отношений в коллективе являются: организация коллективной деятельности, формирование групповой сплоченности, реализация принципа гуманизма во взаимоотношениях.
4. Специфической особенностью межличностных отношений в студенческом коллективе является динамика их развития: от прогрессирующего развития на первом курсе взаимоотношения студентов относительно стабилизируются ко второму, а в конце второго - в начале третьего курса интенсивность развития отношений стремительно понижается, на третьем - четвертом курсе отношения студентов становятся напряженными. Динамика естественного развития межличностных отношений в студенческом коллективе снижает качество процесса подготовки будущего специалиста.