Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа
Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110
Рис. 3.6. Уровень групповой сплоченности на третьем курсе факультета социальной работы и психологии
Таким образом, нами было определено, что индекс групповой сплоченности выше в группе тех студентов, которые занимают активную жизненную позицию, принимая участие во многих мероприятиях, проводимых в ВУЗе совместно с преподавателями. Кроме того, студенты, в группе которых определен высокий уровень групповой сплоченности, чаще оценивают свои межличностные отношения как дружеские и товарищеские, комфортно ощущают себя в своей группе и часто собираются вместе вне рамок занятий, посвящая это время на волонтерскую и благотворительную виды деятельности.
3.3. Рекомендации по формированию
межличностных отношений в
1. Формированию межличностных отношений в студенческом коллективе способствует активизация процесса обучения, поскольку позволяет оптимизировать социально-психологический климат студенческого коллектива, а также предупредить и устранить явление психологической изоляции в группе.
Активизация процесса обучения студентов достигается путем комплексного применения активных методов обучения (проблемно-поисковые беседы, задания и т. п.), использования преимущественно групповых форм обучения (в том числе деловые и ролевые игры, тематические конференции и дискуссии и т. д.).
Общее условие успешности использования, в частности, эвристической беседы, проблемно-поисковых ситуаций и упражнений, исследовательских лабораторных работ и т. п.. заключается в постановке проблем такой степени трудности, которая соответствует индивидуальным познавательным возможностям студентов.
Активизация процесса обучения позволяет достигнуть сразу нескольких целей. С одной стороны происходит формирование познавательного интереса и развитие творческого мышления студентов, существенно повышается качество усвоения учебного материала и возможности его практического использования, с другой - возникают новые межличностные связи и корректируются уже имеющиеся взаимоотношения в студенческом коллективе.
Активизация процесса обучения также является одним из существенных условий предупреждения нежелательных, неконструктивных конфликтов в студенческом коллективе, так как она подразумевает организацию плодотворного взаимодействия студентов в процессе аудиторных занятий.
Решению проблемы изолированности отдельных студентов в группе содействует также активизация их познавательной деятельности.
Важно, чтобы включение студентов в активную познавательную деятельность происходило путем подготовки их к творческому способу усвоения научной информации. В системе такой подготовки студентов большое место принадлежит обучению их как общим, так и специфическим методам той или иной науки (наблюдению, пробным преобразованиям, анализу и синтезу, сравнению, аналогии, противопоставлению и т. д.).
Познавательная активность предполагает не только эффективное овладение знаниями и способами деятельности, но и мобилизацию нравственно - волевых усилий в достижении учебно-познавательной цели. Посредством включения «изолированных» студентов в активную познавательную деятельность происходит повышение уровня их общей информированности и эрудиции. Таким образом, познавательная деятельность стимулирует гармоничное как интеллектуальное, так и личностное развитие студентов, а потому влияет на рост их популярности в группе.
2. Для улучшения статусной позиции студента в коллективе рекомендуется прибегать к беседе со студентами - индивидуальной или групповой в зависимости от ситуации.
Проведение беседы предусматривает обращение к разъяснению сути проблемы, убеждению в необходимости ее решить. При этом преподавателю необходимо избегать директивной позиции: направлять, а не лидировать, предоставлять возможность свободно высказаться, пытаться искать в любой точке зрения рациональное зерно, отказаться от комментариев и оценок.
В процессе групповой беседы или дискуссии важно следить за тем, чтобы студенты не прерывали друг друга и не прерывать их самому, управлять ходом беседы, пытаясь акцентировать внимание на важных замечаниях и желаемых выводах.
В случае возникновения острой необходимости прибегнуть к внушению мы рекомендуем сосредоточиться на проблеме гуманных взаимоотношений (взаимное уважение, доброжелательность, терпение, забота о благе окружающих и т. д.).
3. Для решения проблемы неблагоприятного положения студента с тенденцией к асоциальному поведению, а также для предотвращения негативного влияния с его стороны, можно использовать метод поручения. Назначение старостой группы, ответственные поручения организационного характера призваны выполнять функцию регулирования норм поведения и стимулирования общественно-полезной деятельности студента, что положительно отразится на его статусе в коллективе.
4. Прогрессивному развитию межличностных отношений и сплоченности в студенческом коллективе способствует метод выдвижения перспективных линий. Он заключается в постановке перед студенческим коллективом разных по сложности практических целей - перспектив, которые способны заинтересовать и увлечь студентов. В качестве перспективы может выступать подготовка студентами массовых мероприятий, тематических конференций. Желательно, чтобы этот процесс периодически регулировался преподавателем (например, во время репетиций).
5. Для того, чтобы понизить конфликтность в студенческом коллективе и оптимизировать, таким образом, его социально-психологический климат, необходимо проводить работу по разрешению и устранению конфликтных ситуаций.
Существует два различных подхода к решению проблемы; повышения уровня компетентности преподавателей в конфликтологии. Первый, наиболее распространенный в психолого-педагогической практике и литературе, - это обращение к опыту разрешения конфликтов передовыми педагогами, анализ успешных решений конкретных конфликтных ситуаций.
Преимущество второго способа обучения преподавателей умению управлять конфликтами заключается в учете общих закономерностей возникновения и развития конфликта. В этом случае предполагается владение способами и методами разрешения конфликтных ситуаций. К таким методам относятся:
а) Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все претензии: тем самым понижается вызванное конфликтом эмоциональнопсихологическое напряжение. С этого момента человек обретает способность к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
б) Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий всегда, страдает вне зависимости от того, прав он или виноват. Необходимо проявить участие и указать на его положительные личностные качества. В попытке оправдать прозвучавшую в свой адрес положительную оценку человек будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
в) «Обмен позиций». Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот метод позволяет им выйти за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять друг друга.
г) «Расширение духовного горизонта конфликтующих» - это попытка вывести противоборствующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.
Оптимизация социально-психологического климата; студенческого коллектива посредством урегулирования и предупреждения конфликтов способствует продуктивному взаимодействию студентов.
6. Огромную роль в осознании студентом того, как строить свои взаимоотношения с окружающими, играет личный пример преподавателя. Поэтому преподавателю необходимо сознательно управлять своим поведением, стараться демонстрировать те качества и манеры, которые ему самому облегчают процесс установления гармоничных и доброжелательных отношений с людьми.
Например, такие качества, как тактичность, справедливость, отзывчивость, с одной стороны являются важнейшими условиями успешности педагогической деятельности преподавателя вуза, с другой - воспитывают в положительном ключе студентов. Большое значение в качестве ориентира имеет также демонстрация преподавателем своих положительных личностных качеств, а также организованность, честность, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка.
Выводы по главе
1. В течение года в филиале РГСУ в г. Обнинске организовываются различного рода мероприятия, участие в которых принимают не только преподаватели, но и студенты. Так, 9 - 10 декабря в Обнинске по инициативе Российского государственного социального университета, при поддержке культурного центра Посольства Кореи в РФ и Союза корейской национальной одежды прошли Дни корейской культуры. Во время Новогодних праздников в Обнинске состоялось празднование Нового года, которое проходило в Городском Дворце Культуры. К организации и проведению праздника были привлечены студенты, которые проводили для детей различные конкурсы, игры, забавы, состязания, викторины с призами и подарками. Следует отметить, что уже на протяжении многих лет студенты участвуют в организации подобных мероприятий, оказывают анимационное сопровождение праздников и акций. Особого внимания заслуживает волонтерская деятельность студентов.
2. Важное место в деятельности филиала занимает организации научной работы студентов. В 2005 году было создано студенческое научное общество. Члены студенческого научного общества принимают активное участие в работе студенческих научных кружков, а также в ежегодных международных научных форумах, конференциях, семинарах. На базе филиала ежегодно проводятся студенческие научные конференции по актуальным проблемам социально-экономического развития России.
3. Следует отметить, что на формирование межличностных отношений студентов оказывает влияние сплоченность в коллективе. Одним из способов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива является реализация совестных мероприятий преподавателей и студентов. В ходе эксперимента нами было установлено, что в группе студентов, которые часто выбираются преподавателями для проведения разного рода совместных мероприятий, акций, уровень групповой сплоченности выше среднего. Кроме того, студенты данной группы в 57 % случаев оценивали свои отношения в группе как дружеские, 93 % испытуемых ощущают себя комфортно себя в своей группе, у 67% - есть друзья в своей группе и в 43 % случаев они часто собираются группой вне рамок занятий, посвящая это время на волонтерскую и благотворительную виды деятельности.
4. Огромную роль в осознании студентом того, как строить свои взаимоотношения с окружающими, играет личный пример преподавателя. Поэтому преподавателю необходимо сознательно управлять своим поведением, стараться демонстрировать те качества и манеры, которые ему самому облегчают процесс установления гармоничных и доброжелательных отношений с людьми.
Например, такие качества, как тактичность, справедливость, отзывчивость, с одной стороны являются важнейшими условиями успешности педагогической деятельности преподавателя вуза, с другой - воспитывают в положительном ключе студентов. Большое значение в качестве ориентира имеет также демонстрация преподавателем своих положительных личностных качеств, а также организованность, честность, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка.
Заключение
Анализ научных работ по проблеме формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива позволяет говорить о том, что и в прошлом, и в настоящее время эта проблема не теряет своей актуальности. Отметим, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эти взаимосвязи опосредствуются содержанием, целями и организацией совместной деятельности.
Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе представляет собой процесс активного влияния преподавателя на отношения студентов в коллективе через создание специальных ситуаций с целью изменить их структуру и содержание.
Достоинством данного исследования является то, что формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива стало предметом самостоятельного комплексного научного исследования. В дипломной работе конкретизированы теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива;
- определены особенности
межличностных отношений в
- выявлены факторы, оказывающие
влияние на формирование
- выработаны технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
В результате проведённого исследования нами делаются следующие основные выводы:
1. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эти взаимосвязи опосредствуются содержанием, целями и организацией совместной деятельности.
2. Теоретический анализ показал, что основными направлениями формирования межличностных отношений в коллективе являются: организация коллективной деятельности, формирование групповой сплоченности, реализация принципа гуманизма во взаимоотношениях.