Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы

Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. работ..doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

 

Поиск путей и средств  повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших  школьников показывает, что одним  из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.

 

Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.

 

В целом, изучение особенностей состояния формирования познавательного  интереса у младших школьников позволило  выявить ряд противоречий:

 

- между пониманием  принципиальной значимости начального  образования в развитии познавательного интереса учащихся и ограниченными возможностями реальной педагогической практики в становлении этого интегративного качества личности, способствующего ее саморазвитию и самосовершенствованию;

 

— между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, содействующей развитию их творческих познавательных возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне;

 

— между стремительной  информатизацией образования, создающей  огромные потенциальные возможности  в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес, и неразработанностью форм, методов и условий применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, а также недостаточной подготовленностью большинства учителей начальных классов к использованию компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.

 

Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия использования информационно - коммуникационных технологий при  изучении животного мира в начальной  школе как средства развития познавательного интереса учащихся.

 

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная  разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса при изучении животного мира в начальной школе».

 

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить  процесс эффективного формирования познавательного интереса младших  школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

 

Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий  мир».

 

Предмет. Процесс использования  информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира.

 

Гипотеза исследования:

 

— если процесс обучения опирается на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития.

 

— если выявлены необходимые  и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

 

— если разработаны дидактические  и методические аспекты оптимального использования средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, способствующие повышению уровня познавательного интереса младших школьников;

 

— если организация процесса обучения в начальной школе с  использованием средств информационно-коммуникационных технологий учитывает возрастные особенности  младших школьников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития;

 

— если выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного  интереса у младших школьников и  на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития;

 

То это будет способствовать формированию познавательного интереса у младших школьников, при изучении окружающего мира в начальной  школе.

 

Задачи исследования:

 

1.  Изучить состояние  проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения.

 

2. Выявить значение  ИКТ в формировании познавательного  интереса младших школьников.

 

3. Разработать учебные  занятия и соответствующее методическое  обеспечение учебного процесса  с использованием средств информационных  технологий, направленных на формирование  познавательного интереса младших  школьников.

 

Методологической основой  исследования являются:

 

Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические  и эмпирические методы: теоретический  анализ научных работ в области  проблем познавательного интереса, принципов деятельностного подхода  в обучении, развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, теории познания и психопедагогики.

 

Теоретическая значимость. Изучена философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования, задано направление эксперимента, подобраны и разработаны методики для диагностики начального уровня развития познавательного интереса у младших школьников и выявления динамики дальнейшего его развития.

 

Практическая значимость. Разработка подходов к использованию информационных технологий при изучении окружающего мира в начальной школе.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В первом параграфе дается характеристика ключевого понятия исследования. Сущность познавательного интереса школьников. Во втором параграфе рассматривается понятие информационно-коммуникационные технологии, их разновидность и роль в жизни человека. В третьем параграфе мы рассмотрели развитие познавательного интереса через внедрение информационно- коммуникационных технологий. В четвертом параграфе представлен анализ содержания программы и анализ учебников А.А. Плешакова по дисциплине окружающий мир. Составлены примерные темы презентаций к каждой теме урока.

 

1.1 Сущность познавательного  интереса школьников

 

Одним из основных показателей  становления личности школьника  является познавательный интерес, уровень  развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".

 

При рассмотрении данного  вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, при решении поставленных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.

 

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

 

Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

 

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.[9,176c.]

 

В исследованиях Г.И. Щукиной  познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом. [24,368c.]

 

Несколько иную точку  зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными  она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности".

 

В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

 

— как избирательная  направленность психических процессов  человека на объекты и явления  окружающего мира;

 

— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

 

— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями  отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.

 

Познавательный интерес  рассматривается рядом авторов  как потребность в знаниях, ориентирующая  человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и  средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).

 

По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.[21,448c.]

 

В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как  внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся  в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.[21,48c.]

 

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения.

 

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, мыслей; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.

 

Потребности первичны, а  интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека - не сами потребности (как нужда  в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и  взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это - исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.

 

Ориентировка в окружающей действительности есть самый начальный  акт познавательной деятельности ребенка, и этот акт обусловлен не только первичной потребностью, как имеет место у животного, действующего на основе инстинкта самосохранения. Это уже изначальная форма духовной потребности человека. Эта зародышевая форма потребности в познании выражается на протяжении первых месяцев жизни ребенка в слежении глазами за предметом, который оказывается в поле его зрения, в ощупывании его, и тому подобное. Затем, под влиянием общения со взрослыми, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира ребенком постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, его эмоции, помыслы.

 

Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение  обстановки, на появление нового в  окружающем мире. Затем появляется любознательность, которая является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Зачем?», «Почему?»).

Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе