Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы

Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. работ..doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

 

14. Общение с друзьями.

 

15. Живопись, рисование,  лепка, макраме и др.

 

16. Походы.

 

17. Экскурсии, краеведение.

 

18. Техническое творчество.

 

19. Общение с природой.

 

20. Чтение художественной  литературы (вне программы).

 

21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.

 

22. Другие виды творческой  деятельности (поэзия, проза, моделирование,  биологические опыты и т. д.).

 

23. Занятия без особой  цели (ничего неделание).

 

№ 4. «Анализ воспитательного  процесса».

 

1. С каким чувством ты обычно идёшь в школу?

 

а) в большинстве случаев  с хорошим, радостным настроением;

 

б) когда как;

 

в) в большинстве случаев  с неважным настроением, без радости;

 

г) затрудняюсь ответить.

 

2. Участвовал ли ты  в подготовке и проведении  самодеятельных мероприятий в школе?

 

а) да, постоянно;

 

б) да, эпизодически;

 

в) нет, не участвовал;

 

г) о самодеятельных мероприятиях в школе не знаю;

 

д) затрудняюсь ответить.

 

3. Участвовал ли ты  в подготовке и проведении  мероприятий в классе?

 

а) да, постоянно;

 

б) да, эпизодически;

 

в) нет, не участвовал;

 

г) затрудняюсь ответить.

 

4. Много ли в школе  мероприятий, которые тебя радуют, и ты ожидаешь их с нетерпением?

 

а) да, их большинство;

 

б) да, их немало;

 

в) такие мероприятия - редкость;

 

г) таких мероприятий  нет.

 

5. Имеются ли у тебя  награды, благодарности за участие  во внешкольных олимпиадах, праздниках, конкурсах?

 

а) да, имеются;

 

б) нет, не имеются.

 

6. На твой взгляд  школьники твоего класса являются  активными в общественной жизни  школы и класса?

 

а) да, и их подавляющее большинство;

 

б) да, и их немало;

 

в) да, но их меньшинство;

 

г) затрудняюсь ответить.

 

7. Можно ли сказать,  что ты всегда найдёшь взаимопомощь  в своём классе?

 

а) да, всегда;

 

б) да, но не всегда;

 

в) скорее всего это  будет исключением;

 

г) затрудняюсь ответить.

 

8. Если говорить в  целом, нравятся ли тебе мероприятия,  проводимые в твоём классе?

 

а) да, всегда;

 

б) да, но не во всём;

 

в) нет, не нравятся;

 

г) затрудняюсь ответить.

 

9. Если говорить в  целом, нравятся ли тебе мероприятия,  проводимые в школе?

 

а) да, всегда;

 

б) да, но не во всём;

 

в) нет, не нравятся;

 

г) затрудняюсь ответить.

 

10. Насколько ты удовлетворён  отношениями, которые у тебя  сложились с одноклассниками?

 

а) в основном удовлетворительные;

 

б) в чём - то удовлетворяют, а в чём - то нет.

 

в) в основном неудовлетворительные;

 

г) никаких отношений  нет.

 

11. Насколько ты удовлетворён  отношениями, которые у тебя  сложились с учащимися других  классов?

 

а) в основном удовлетворительные;

 

б) в чём - то удовлетворяют, а в чём - то нет.

 

в) в основном неудовлетворительные;

 

г) никаких отношений  нет.

 

12. Насколько ты удовлетворён  отношениями, которые у тебя  сложились с классным руководителем?

 

а) в основном удовлетворительные;

 

б) в чём - то удовлетворяют, а в  чём - то нет.

 

в) в основном неудовлетворительные;

 

г) никаких отношений нет.

 

13. Насколько ты удовлетворён  отношениями, которые у тебя  сложились с преподавателями  школы?

 

а) в основном удовлетворительные;

 

б) в чём - то удовлетворяют, а в  чём - то нет.

 

в) в основном неудовлетворительные;

 

г) никаких отношений нет.

 

14. Бывают ли у тебя дополнительные  встречи с классным руководителем  во внеурочное время?

 

а) да;

 

б) нет.

 

15. Беспокоят ли тебя  негативные проявления в отношениях  среди учащихся школы?

 

а) да;

 

б) нет.

 

16. Хотел бы ты перейти в  другую школу? Почему?

 

а) да, хотел бы;

 

б) нет, не хотел бы.

 

17. Твои предложения  по организации школьной жизни!  Напиши.

 

№ 5. «Самоанализ (анализ) личности».

 

Методика подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована ТА. Мироновой. Методика позволяет оценивать уровень  проявления социально ценных качеств

 

личности: И

 

активность нравственной позиции;

 

коллективизм;

 

гражданственность в труде;

 

трудолюбие;

 

волевые качества.

 

Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее  количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень  проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -- 20, по подфактору - 10, минимальный соответственно -- 4 и 2. I Текст методики: I Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два под-фактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую Текст Текст методики:

 

1. Уважительно отношусь  к большинству людей, к членам  группы.

 

2. Развиваю в себе  способность видеть трудности  других людей, активно помогать  им.

 

3. Готов (а) поступиться  своими интересами ради интересов коллектива.

 

4. Помогаю сверстникам,  не ожидая взамен похвалы и  награды.

 

5. Хочу, чтобы мой труд  приносил пользу обществу.

 

6. Всегда бережно отношусь  к предметам, сделанным руками  человека.

 

7. В любом деле стремлюсь  к достижению наилучших результатов.

 

8. Стремлюсь самостоятельно  справляться с трудностями в  работе.

 

9. Часто изобретаю  свой подход к делу.

 

10. Люблю предлагать  и осуществлять новые дела.

 

11. Я - целеустремлённый  человек.

 

12. Умею длительно работать  с полной отдачей сил.

 

13. Мне совестно, если  я поленился помочь родителям  или товарищам.

 

14. Недовольство собой  заставляет меня бороться со  своими недостатками.

 

15. Ответственно отношусь  к делам группы, класса, переживаю  за общий успех.

 

16. Проявляю сочувствие к ребятам, у которых что-то не получается.

 

17. Выполняю любую,  даже неприятную работу, если  она приносит пользу людям.

 

18. Бережно отношусь  к окружающей природе, животным, растениям, водоёмам и т. д.

 

19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

 

20. Люблю самостоятельную,  трудную работу.

 

21. Любую работу стремлюсь  сделать интересной и полезной  для себя и для других.

 

22. Нравится осваивать  новые виды деятельности, новые  умения, навыки.

 

23. Я привык выделять  в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

 

24. Умею сохранять выдержку  и терпение в конфликтах с  людьми.

 

1 - неверно

 

2 - скорее неверно

 

3 - когда как

 

4 - в целом верно

 

5 - верно

 

№6. Мишень.

 

Это одна из социометрических методик, составленных А.Н. Лутошкиным. Суть ее заключается в возможности узнать, как школьники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видеть.

 

Детям предлагается нарисовать две «мишени» в пять кругов. Эти  круги условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру «мишени») школьники всегда активны, от них исходит инициатива, предложения; второй учащиеся активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы и не проявляют; третий круг активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих ребят трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого потребует старший; четвертый -- в делах коллектива участвуют редко и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг - предпочитают избегать общих дел, отказываются участвовать в них.

 

После того, как учитель  объяснит своим воспитанникам назначение этих кругов, необходимо попросить  их отметить в первой «мишени» знаком +, как далеко от центра круга находится  каждый; во второй - где бы каждому  хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Затем необходимо перенести полученные ответы на две итоговые «мишени», разместив номера детей по списку класса. Таким образом, возникает картина самооценки школьниками их реальной позиции в классном коллективе и желаемого положения.

 

 Приложение 2

 

Анализ результатов  исследования

 

В данном приложении собраны  обработанные результаты приведённого тестирования в 7 Б классе в МОУ  СОШ № 4 города Тула.

 

1. Андриянова Диана. 

 

У учащейся средняя учебно-познавательная мотивация.

 

Для учащейся наиболее значимы следующие сферы интересов: телевидение и радио, спорт и занятия физической культурой, общение с противоположным полом, любая музыка, одежда, общение с друзьями, самовоспитание личности. Сферы, которые имеют среднюю значимость или малозначимы: общение в семье, учёба, домашний труд, общение с педагогами, кино, коллектив класса, техническое и художественное творчество, походы, экскурсии, краеведение, общение с природой, чтение художественной литературы (вне программы), занятия без особой цели (ничего неделание).

 

У учащейся хорошо развиты  следующие качества: умение управлять  собой, осознание цели (знаю, чего хочу), наличие творческого подхода  к делам, организаторские способности, умение работать в группе. Качества, имеющие среднюю степень развитости: умение решать проблемы, влияние на окружающих, знание правил организаторской работы, искренность в самооценке.

 

Учащаяся имеет низкий уровень социальной адаптированности и средний уровень социальной активности, высокую степень автономности и приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности.

 

2. Бакташёв Богдан.

 

У учащегося средняя  учебно-познавательная мотивация.

 

Для учащегося наиболее значимы  следующие сферы интересов: телевидение  и радио, общение в семье, учёба, спорт и занятия физической культурой, общение с противоположным полом, общение с педагогами, коллектив класса, одежда, общение с друзьями, общение с природой, самовоспитание личности, занятия без особой цели (ничего неделание). Сферы, которые имеют среднюю значимость или малозначимы: домашний труд, музыка, кино, техническое и художественное творчество, походы, экскурсии, краеведение, чтение художественной литературы (вне программы),

 

У учащегося имеют среднюю степень  развитости следующие качества: осознание  цели (знаю, чего хочу), умение решать проблемы, наличие творческого подхода к делам, влияние на окружающих, организаторские способности, знание правил организаторской работы, умение работать в группе, искренность в самооценке. Качества, имеющие низкую степень развитости: умение управлять собой.

 

Учащаяся имеет высокий уровень  социальной адаптированности, автономности и приверженности гуманистическим  нормам жизнедеятельности, средний  уровень - социальной активности.

 

3. Барменков Семён.

 

У учащегося средняя  учебно-познавательная мотивация.

 

4. Белёнова Мария.

 

У учащейся средняя учебно-познавательная мотивация.

 

Для учащейся наиболее значимы  следующие сферы интересов: телевидение  и радио, общение в семье, учёба, спорт и занятия физической культурой, общение с противоположным полом, домашний труд, общение с педагогами, кино, коллектив класса, одежда, самовоспитание личности, общение с друзьями, экскурсии и краеведение, чтение художественной литературы (вне программы), занятия без особой цели (ничего неделание). Сферы, которые имеют среднюю значимость или малозначимы: музыка, творческая деятельность, походы, техническое творчество, общение с природой.

Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе