Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа
Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.
Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы
Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение
В состав таких
средств ИКТ рекомендуется
Средства ИКТ для
информатизации досуга и
Заключение
Подведем итоги.
На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость.
-- Организация взаимосвязи
урочной и внеурочной работы
повышает эффективность
-- Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.
-- Внеклассная работа
способствует развитию
-- Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.
Внеклассная работа способствует развитию творческих возможностей не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности.
Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во-первых, она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во-вторых, дает простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков.
Внеклассная работа должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание.
Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей.
Участие школьников в
различных внеклассных
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, гуманизации, гуманитаризации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики -- воспитание духовно богатой личности.
Приложение 1
В данном приложении приведены примеры тестов, которые были проведены мною в период прохождения педагогической практики в МОУ СОШ № 4 города Тула. Основные цели данного тестирования заключается в том, чтобы определить:
- кто из учащихся 7
Б класс наиболее активно
- кто из учащихся 7
Б класса является более
- какая из сфер интересов наиболее значима учащимся 7 Б класс;
- насколько интересна учащимся 7 Б класса внеклассная работа, проводимая в школе;
- как учащиеся 7 Б класса оценивают себя как личность.
№ 1. «Я - Лидер».
Методика подготовлена Е.С. Федоровым, О.В. Ереминым, модифицирована Т.А.
Мироновой.
Цель методики: изучение
операциональных
организаторских качеств) учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких
коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать
организатором и вдохновителем жизни в коллективе, умение управлять собой,
умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с
группой и т. п.
Инструкция:
Ребятам предлагается ответить на вопросы об особенностях их умения
организовывать различные дела и особенностях их личности.
Ответ выбирается по шкале возможных ответов.
0 - полностью не согласен
1 - скорее не согласен, чем согласен
2 - трудно сказать
3 - скорее согласен, чем не согласен
4 - полностью согласен
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём - то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и в труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новыми делами.
13. Мне легко установить
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы
те, кого я организую, были
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать
настроение в группе моих
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей.
31. В отношениях с
людьми я достигаю
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступлю так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который не устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации
дел я учитываю мнение
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как
завоевать авторитет среди
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно
воспринимаются моими
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся
сплотить моих товарищей
№ 2. «Социализированность личности учащегося».
Методика разработана М.И. Рожковым
Цель методики: выявить уровень социальной адаптированности, автономности и
нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) двадцать
суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей
шкале:
0 - никогда
1 - очень редко
2 - иногда
3 - почти всегда
4 - всегда
1. Стараюсь слушаться во всём своих родителей и учителей.
2. Считаю, что всегда надо чем - то отличаться от других.
3. За чтобы я не взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать
так, чтобы меня хвалили
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что - то
задумал, то обязательно
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стремлюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
№ 3. «Сфера интересов».
Методика подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована MB. Сергеевой. Цель методики: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству. Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентации:
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);
наличие хороших и верных друзей;
* познание (возможность
расширения своего образования,
* продуктивная жизнь
(максимально полное
* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
* развлечения (приятное,
необременительное
творчество (возможность творческой деятельности);
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.
1 - сфера не значима
2 - сфера малозначима
3 - сфера средней значимости
4 - сфера значима
5 - сфера очень значима
1. Телевидение, радио.
2. Общение в семье.
3. Учёба.
4. Спорт, занятия физической культурой.
5. Общение с противоположным полом.
6. Домашний труд.
7. Общение с педагогом, с руководителем.
8. Любая музыка.
9. Бизнес.
10. Кино.
11. Коллектив класса, группы.
12. Одежда.
13. Самовоспитание личности.
Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе