Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы

Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. работ..doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

 

Внеклассная работа в  любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

 

· внеклассной деятельности школьников,

 

· внеклассной работы учителей со школьниками,

 

· системы управления внеклассной деятельностью.

 

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования  внеклассная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.

 

В школах существует специальный  персонал, ответственный за внеучебную сферу деятельности, имеет место  определенная структура института воспитания - заместители директора по внеучебной или воспитательной работе, классные руководители и т.п.

 

Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в  себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.

 

Информационные и коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

 

· месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);

 

· времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

 

· отношению к решению  учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

 

В классе могут проводиться  как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия  проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

 

 В связи с вышесказанным  допустимо отождествлять понятия  классной и урочной деятельности, а так же внеклассной и внеурочной  деятельности.

 

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.

 

Внеклассная работа - составная  часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеклассной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации.

 

Внеклассная работа ориентирована  на создание условий для неформального  общения школьников одного класса или  учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеклассная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

 

 Внеклассная работа  тесно связана с дополнительным  образованием детей, когда дело  касается создания условий для  развития творческих интересов  детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.

 

Само дополнительное образование школьников органически  связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой.

 

 Цель дополнительного  образования школьников, а значит  и внеклассной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

 

 Связующим звеном  между внеклассной работой и  дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

 

В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеклассной работы - учебной деятельности школьников.

 

 Учебная деятельность - один из основных видов деятельности  школьников, направленный на усвоение  теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.

 

В свою очередь, внеклассная  деятельность - это один из видов  деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

 

Все перечисленные выше виды деятельности школьников, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности школьников.

 

Учитывая перечисленные  особенности перед учителями  ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей

 

- повышение эффективности  и качества внеклассной и внеурочной  деятельности;

 

- активизацию познавательной  и творческой деятельности школьников  за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

 

- углубление межпредметных  связей за счет использования  современных средств обработки,  хранения, передачи информации, в  том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

 

- усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

 

- формирование устойчивого  познавательного интереса школьников  к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств  ИКТ; 

 

- повышение воспитательного  воздействия всех форм внеурочной деятельности;

 

- осуществление индивидуализации  и дифференциации в работе  со школьниками; 

 

- развитие способности  свободного культурного общения  школьников с помощью современных  коммуникационных средств.

 

Основными целями информатизации внеклассной и внеурочной деятельности школьников являются:

 

· вовлечение школы в  построение единого информационного  пространства;

 

· формирование у школьников мировоззрения открытого информационного  общества, подготовка членов информационного  общества;

 

· развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования  информационных технологий;

 

· развитие познавательной и творческой активности учащихся;

 

· формирование устойчивого  познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

 

· развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

 

· повышение воспитательного  воздействия всех форм внеурочной деятельности;

 

· развитие материально-технической  базы системы общего среднего образования;

 

· организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

 

· развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);

 

· внедрение средств ИКТ в  социально-воспитательную работу;

 

· осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

 

· развитие способности свободного культурного общения;

 

· обучение методам конструктивного  взаимодействия и взаимопонимания;

 

· всестороннее развитие личности ребенка;

 

· организации содержательно досуга детей и молодежи.

 

Для достижения целей информатизации внеклассной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:

 

· проведение и консультирование проектной  деятельности;

 

· доступ к средствам  ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);

 

· внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация  конкурсов и олимпиад, другие формы  воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);

 

· работу школьных средств  массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);

 

· досуг детей в  школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "компьютер  для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

 

Во внеклассной и  внеурочной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым  к средствам информатизации дополнительного образования для детей.

 

1. Средства ИКТ должны  строиться по принципу непрерывного  и относительно простого способа  обновления материалов и форм  их организации. Материал содержательного  наполнения средств ИКТ должен  быть направлен на развитие  собственной деятельности школьников.

 

2. По содержанию и  форме средства ИКТ должны  быть разработаны с учетом  дифференциации потребностей школьников  в системе дополнительного образования,  внеклассной и внеурочной деятельности.

 

3. Функционирование таких  средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.

 

4. Средства ИКТ должны  предоставлять возможность индивидуально  выбирать темп и траекторию  деятельности.

 

5. По завершению работы  со средствами ИКТ должны быть  получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

 

6. Средства ИКТ должны  создавать возможность приобретения  дополнительных связей и межличностных контактов школьников.

 

 При проектировании  средств ИКТ для информатизации  досуга внеклассной работы школьников  особое внимание следует уделить  индивидуализации деятельности  обучаемого, предусмотрев в средстве  ИКТ разнообразие в техническом,  содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.

Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе