Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что подростки, проживающие в малых городах и сельской местности, имеют различия в содержании ценностно-смысловой сферы личности
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ……………
1.1. Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии……………………………………………………………….
1.2. Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке………………………………………………………………………
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков малого города и сельской местности………………………………………….
1.4. Выводы по первой главе …………………………………………...
7
7
16
22
27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ……………………………………………………………….
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….
2.2. Интерпретация результатов психологического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов…………………………………………………………
2.2.1. Различие в преобладающих типах ценностей подростков…
2.2.2. Различие в смысложизненных ориентациях подростков…..
2.2.3. Различие в ценностной структуре личности подростков…..
2.3. Выводы по второй главе …………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
………………
Ценность приобретает личностный смысл для человека только в процессе осуществления деятельности по «отстаиванию» этой ценности. Личностный смысл, «значение для меня» ценность приобретает в том случае, если человек становится субъектом активности, направленной на осуществление, претворение в жизнь данной ценности, тем самым переводя ее из класса декларируемых ценностей в класс актуальных ценностей, в действительности регламентирующих жизнь человека. Поэтому формирование системы ценностей не может быть представлено как пассивный процесс перенесения общественно-исторических универсалий в смысловую систему индивида. Только будучи представленной в реальном поведении и осознанной как его движущая сила, ценность становится реально значимой для человека, начинает порождать систему новых смыслов при оценке реальности. Таким образом, ценность, представляя собой в индивидуальном сознании с одной стороны осознанное смысловое образование, с другой стороны, выступает источником новых личностных смыслов, что в результате может приводить к изменению всей системы ценностей личности [31].
Несомненно, ценности представляют собой смысловые образования, а личностный смысл событий и явлений во многом обусловлен ценностными отношениями личности. Таким образом, ценности и смыслы оказываются неразрывно связанными в сознании человека, что позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единой точки зрения на соотношение понятий ценности и смысла в психологии не существует.
В структуру ценности входят три компонента [20]:
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить следующее.
Во-первых, ценностно-смысловая сфера это сложное системное образование, в связи с чем, осуществляются попытки обозначить единицы анализа, представить ее в единстве. Данная проблема обусловливает многообразие понятий, которые используются исследователями при изучении ценностно-смысловой сферы: «ценностные ориентации», «личные ценности», «смысложизненные ориентации», «личностные смыслы», «смысловая сфера», «ограниченная значимость» и т.п. Многие из этих попыток отражают лишь внешне-динамичную сторону единства ценностно-смысловой сферы, т.е., что является первичным смысл или ценность, что задает динамику ценностно-смысловой сфере.
Во-вторых, ценности, смыслы и мотивы представляются как содержательно-динамичные образования, которые, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его «ядро», а, с другой, направляют его жизнедеятельность. Ценностно-смысловые образования обозначают характер отношений человека с миром, выполняют функцию регуляции этих отношений.
В-третьих, исследователями предлагаются разнообразные формы динамики и механизмы ценностно-смысловой сферы, отражающие в большей степени процессуальный аспект. Однако авторы отмечают немаловажную роль рефлексии в функционировании ценностно-смысловой сферы. Причем основная функция рефлексии и рефлексивных механизмов заключается в содержательном преобразовании ценностно-смысловой сферы.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни" [50].
Подростковый возраст является наиболее интересным периодам с точки зрения формирования ценностно-смысловых ориентаций. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется специфической ситуацией развития. Ситуацию развития в подростковом возрасте можно охарактеризовать глубокими изменениями в сфере деятельности, сознания и системы взаимоотношений индивида, а также и совпадением у современного поколения подростков этих процессов с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых, возрождением забытых ценностей [32].
Облик современной России определяется глобальными изменениями. В стране происходит активное социально-экономическое реформированием, модернизацией общественных отношений, вносящее как положительные, так и отрицательные изменения.
Утверждение новой культурной парадигмы в обществе, формирование нового стиля и образа жизни формируют современную ценностно-смысловую систему, которая представляет собой мозаику из традиций, идеалов, практик и ценностей дореволюционного и советского времени, ценностей “Запада”, стандартов потребительского общества и массовой культуры. Многообразие субкультур, культурных форм свидетельствует о повышении культурного потенциала страны и увеличении возможностей выбора на индивидуальном уровне [46].
Изменения в стране проходит неоднородно. Более заметны они в мегаполисах. Города-миллионники, как известно, развиваются очень динамично и эти моменты оказывают свое влияние на население.
Социокультурная среда крупных городов отличается разнообразием стилей жизни, форм поведения, жизненных связей между людьми, ценностными ориентациями. Свойства и характеристики культурной жизни города напрямую зависят от интенсивности, многообразия, степени включенности в общемировые и общероссийские культурные процессы.
На ряду с изменениями в России в 1990-х г, связанными со свободой культурных обменов со странами Востока и Запада, демократизацией и модернизацией общества, активным развитием различных информационных технологий, наибольшее воздействие имели в столичных мегаполисах. Получившая новое наполнение культурная среда этих городов стала благоприятным условием для формирования мультикультурного разнообразия социального пространства [17].
В свете различных изменений, происходящих в стране, в подростковой среде, в особенности в малых городах, растет чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражения, тревожности, возникает ориентация на агрессивность как личностное качество, необходимое в борьбе за престижное место.
Учащаяся же молодёжь мегаполиса, несмотря на это, имеет ориентации на саморазвитие, самореализацию, на достижение профессионального самовыражение.
Значительным отличием мегаполисов от малых городов является наличие большого числа социально-культурных институтов, которые на профессиональном уровне занимаются развитием искусства, науки, эстетическим воспитанием населения, что дает возможность говорить о высоких показателях культурного потенциала. Кроме вышеизложенного в мегаполисах важное значение в формировании ценностных ориентаций играет информационная среда, которая включает в себя «экранную культуру» (телевидение, кино, интернет).
Молодежная культура мегаполиса отличается многослойностью и поляризованностью. Разнообразие интересов молодых людей проявляется во множестве направлений субкультурой деятельности. Различие молодежи по таким признакам, как модель и нормы поведения, стиль и образ жизни, формы личностной самопрезентации, подразумевает различия в ценностных ориентациях. Творческие компоненты молодежных субкультур, обеспечивают воспроизводство ценностей как в целом востребованных в обществе, так и слабо актуализированных в его рамках. Субкультуры различаются по степени их возникновения, как положительная реакция на потребности и ценности общества (к ним можно отнести досуговую деятельность молодежи, связанную с некоторыми спортивными, художественными, игровыми, музыкальными увлечениями), и субкультуры, объединяющие различные духовные влияния, оппозиционные мировоззрению старших поколений, формирующие контркультуру (сообщества политической, националистической, экологической направленности, часть сетевых сообществ) [51].
Молодежь мегаполиса внутренне дифференцирована, неоднородна, город позволяет выявить общие черты, характеризующие молодое поколение. Взаимоотношения молодежи мегаполиса с областью традиций характеризуются высоким статусом в ее сознании семейных ценностей, ценностей дружбы, здоровья, любви, образования; восприимчивостью к традициям православия. Взаимоотношения молодежи с областью инноваций заключаются в повышенном интересе к области компьютерных технологий и информационных коммуникаций. Интерактивность, информативность и вариативность являются главными свойствами компьютерной культуры и порождаемой ею виртуальной реальности, которые привлекают молодежь и формируют специфическую ценностную шкалу.
Особенность молодежи российского мегаполиса заключаются в доступе к получению качественного, престижного образования, обеспечивающего высокий культурный потенциал. Кроме этого, у молодежи крупных городов есть возможность разнообразить формы и способы проведения досуга. Молодежь мегаполисов, ценности семейной жизни, дружбы, здоровья, любви относит к ключевым и общезначимым. Эти ценности являются главенствующими. В тоже время большая значимость придается прагматическим ценностям: интересной работы, денег, карьерного успеха, относящихся к достижительно-материальной сфере жизни [45].
Согласно исследованиям Э.Г. Черновой [15] у подростков малых и больших городов существуют общие базовые жизненные ценности (семья, друзья и досуг).
Большая часть учащихся малых городов отдает предпочтение положению в обществе, материальному благосостоянию. Интерес к работе и полезность обществу для них играет второстепенную роль.
Система приоритетов в выборе средств достижения жизненного успеха, по мнению Э.Г. Черновой, свидетельствуют о том, что современная молодёжь, проживающая в мегаполисе, более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих подростков мегаполиса, в отличие от молодёжи российской «глубинки», является важнейшим условием жизненной успешности [15].
Современная учащаяся молодёжь малых городов, по мнению исследователей, не имеет профессиональной и познавательной мотивации в учении и не считает, что качественное образование, трудолюбие и перспективная специальность могут помочь добиться жизненных успехов.
Стоит отметить еще один момент, оказывающий влияние на различия в ценностях подростков мегаполиса и «глубинки». Материальное положение учащейся молодежи из малых городов значительно хуже, чем у населения в мегаполисах. В малых городах большое количество социальных проблем связано именно с материальным положением. Обстоятельства экономических условий проживания не способствует развитию в молодых людях качеств личности, соответствующих социально-экономическим требованиям современности.
Стоит также отметить, что у современной учащейся молодежи малых городов отсутствует психологическая готовность жить и трудиться в новых условиях. Кроме этого, молодежь малых городов плохо ориентируется в значении и роли той или иной ценности в своей жизни, значимость некоторых ценностей преувеличивается, а других преуменьшается. У подростков из малых городов в последнее время наблюдается направленность на достижение социального статуса, хотя личностная активность, целеустремлённость и вера в свои силы снижается, что является симптомом внутреннего психологического конфликта [29].
Молодые люди, поживающие в малых городах не склонны видеть причину происходящего в себе, многим молодым людям трудно самостоятельно понять какова мера их влияния на происходящее, осознать пределы их личной ответственности и возможности в изменении сложившихся условий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценностно-смысловая сфера подростков проживающих в малых и больших городах имеет определенные сходства и различи
Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Ценностно-смысловая сфера это сложное системное образование, в связи с чем, осуществляются попытки обозначить единицы анализа, представить ее в единстве. Данная проблема обусловливает многообразие понятий, которые используются исследователями при изучении ценностно-смысловой сферы: «ценностные ориентации», «личные ценности», «смысложизненные ориентации», «личностные смыслы», «смысловая сфера», «ограниченная значимость» и т.п.
Информация о работе Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности