Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что подростки, проживающие в малых городах и сельской местности, имеют различия в содержании ценностно-смысловой сферы личности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ……………
1.1. Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии……………………………………………………………….
1.2. Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке………………………………………………………………………
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков малого города и сельской местности………………………………………….
1.4. Выводы по первой главе …………………………………………...
7
7
16
22
27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ……………………………………………………………….
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….
2.2. Интерпретация результатов психологического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов…………………………………………………………
2.2.1. Различие в преобладающих типах ценностей подростков…
2.2.2. Различие в смысложизненных ориентациях подростков…..
2.2.3. Различие в ценностной структуре личности подростков…..
2.3. Выводы по второй главе …………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
………………

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративные технологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Сопоставление взглядов зарубежных и отечественных психологов на понятие ценностные ориентации

Ф.И. исследователя

Взгляд на понятие

К.Г. Юнг, А.Маслоу

Ценностные ориентации имеют отношение к индивидуальной реальности и значимы только для переживающего субъекта

В.И. Слободчиков, Э. Фромм

Ценности отждествляются с объективно существующими феноменами культурного пространства

Т. Гоббс, И. Кант,

В. Стюарт,

А.В. Петровский,

 М.Г. Ярошевский

Ценности как характеристика, связанная с оценочной деятельностью субъекта.

З. Фрейд, А. Маслоу

Ценностные ориентации устойчивы и неизменны в процессе жизни

С.Г. Климова,

М.С. Яницкий

Ценности имеют динамичный характер


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2

Диагностический инструментарий, направленный на изучение особенностей ценностно-смысловой сферы подростков

Название блока

Методика

1 блок: изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность

Методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц)

2 блок: изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я.

Методика диагностики смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев)

3 блок: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности (Е.Б. Фанталова).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц)

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, но не всегда проявляющихся в социальном поведении. Состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале в семь баллов. Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности. Состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов.

Инструкция:

Спросите себя: "Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?" Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

7 - исключительно важная  в качестве руководящего принципа  Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);

6 - очень важная;

5 - достаточно важная;

4 - важная;

3 - не очень важная;

2 - мало важная;

1 - не важная;

0 - совершенно безразличная;

-1 - это противоположно  принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность "7".

Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности.

Руководящим принципом в моей жизни эта ценность является в следующей степени:

Теперь оцените, насколько каждая из следующих ценностей важна для Вас в Вашей жизни. Эти ценности выражаются как более или менее важные для Вас качества.

До того, как вы начнете, прочитайте список ценностей с 31 по 75 и выбери одну из наиболее важных для Вас ценностей и оцените ее важность. Далее, выберите ценность наиболее противоречащую Вашим принципам (или, если такой нет, выберите ценность наименьшей для Вас важности) и оцените ее -1, 0 или 1. Затем оцените оставшиеся ценности.

Важной в моей жизни эта ценность является в следующей степени:

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Шкалы (мотивационные домены)  Шварца. В скобках даны оригинальное наименование (англ.) И номера   ценностей  по  опроснику. Значения переменных 1-12 вычисляются как средние значения.

Наслаждение (hedonism);

Достижения (achievement);

Социальная власть (social power);

Самоопределение (seft direction);

Стимуляция (stimulation);

Конформизм (restrictive conformity);

Социальность (prosocial);

Безопасность (security);

Зрелость (maturity);

Поддержка традиций (tradition maintenance);

Социальная культура (сulture specific values);

Духовность (spiritual).

Гипотеза Шварца состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. Единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:

А) 12-ти пар оппонентных шкал: 4-6, 9-6, 5-6, 2-7, 1-7, 2-8, 5-8, 1-12, 2-12, 3-12, 4-10, 5-10;

Б) 3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C).

 

Приложение 4

Методика диагностики смысложизненных ориентаций

(Д.А. Леонтьев)

Инструкция

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

 Обработка  результатов 

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты - 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты - 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 ( локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 ( локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 Средние и стадартные  отклонения субшкал и общего  показателя ОЖ (N=200 чел)

 

 

Приложение 5

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой

Целью методики является изучение системы ценностных ориентаций подростка. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов – попарное сравнение. Испытуемому предоставляется список жизненных сфер, бланки для ответов и инструкция. (см. Приложение). Каждому испытуемому предлагается на первом бланке проранжировать предлагаемые жизненные сферы по критерию ценности, на втором по критерию доступности. В результате обработки данных, мы получим:

  1. иерархию жизненных сфер с позиции их ценности для подростка;
  2. иерархию жизненных сфер с позиции их доступности для подростка; 

Инструкция

Перед Вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей: 

1. Активная, деятельная жизнь; 

2. Здоровье (физическое и психическое);  

3. Интересная работа; 

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); 

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 

6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 

7. Наличие хороших и верных друзей;  

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);  

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

10. Свобода как независимость в поступках и действиях;

11. Счастливая семейная жизнь;

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два последовательных сравнения, каждое по своему критерию: первое — по «ценности», второе — по «доступности» (далее см. бланк).

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.

Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Ее Вы обводите кружком. Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой «2» обозначено «здоровье», под цифрой «3» — «интересная работа». Если Вы обвели цифру «2», то это означает что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Вероятно, иногда Вам будет казаться, что обе ценности, составляющие пару, важны для Вас одинаково или одна не может существовать без другой. Тогда мысленно представьте внезапно возникшую ситуацию необходимости выбора, когда Вам все же приходится выбирать ту из двух ценностей, от которой в случае такого рода необходимости Вам труднее отказаться. Отвечать старайтесь быстро, по первому впечатлению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2.

В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей, являются для Вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается Вами. Пример: пара 2 3. Если Вы обвели кружком «3», то это значит, что интересная работа более доступна Вам, чем хорошее здоровье.

Регистрационный бланк 1.

Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для Вас, большей привлекательности

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

10

9

11

10

12

 

 

 

 

1

4

2

5

3

6

4

7

5

8

6

9

7

10

8

11

9

12

 

 

 

 

 

 

 

 

1

5

2

6

3

7

4

8

5

9

6

10

7

11

8

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10

6

11

7

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

9

2

10

3

11

4

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

10

2

11

3

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

11

2

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности