Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что подростки, проживающие в малых городах и сельской местности, имеют различия в содержании ценностно-смысловой сферы личности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ……………
1.1. Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии……………………………………………………………….
1.2. Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке………………………………………………………………………
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков малого города и сельской местности………………………………………….
1.4. Выводы по первой главе …………………………………………...
7
7
16
22
27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ……………………………………………………………….
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….
2.2. Интерпретация результатов психологического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов…………………………………………………………
2.2.1. Различие в преобладающих типах ценностей подростков…
2.2.2. Различие в смысложизненных ориентациях подростков…..
2.2.3. Различие в ценностной структуре личности подростков…..
2.3. Выводы по второй главе …………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
………………

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративные технологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Ценности, смыслы и мотивы представляются как содержательно-динамичные образования, которые, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его «ядро», а, с другой, направляют его жизнедеятельность. Ценностно-смысловые образования обозначают характер отношений человека с миром, выполняют функцию регуляции этих отношений. Исследователями предлагаются разнообразные формы динамики и механизмы ценностно-смысловой сферы, отражающие в большей степени процессуальный аспект. Однако авторы отмечают немаловажную роль рефлексии в функционировании ценностно-смысловой сферы.

Ценностно-смысловая сфера подростков проживающих в малых и больших городах имеет определенные сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ МАЛЫХ И БОЛЬШИХ ГОРОДОВ

 

 

        1. Организация эмпирического исследования

 

Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы подростков проживающих в малых и больших городах проводилось в 3 этапа:

  1. Ориентировочный этап. Определялся объект, предмет, гипотезы, цели, задачи исследования, подбирались адекватные методы.
  2. Этап сбора эмпирических данных. Проходил отбор испытуемых для изучения особенностей ценностно-смысловой сферы. Критериями отбора испытуемых стали: одинаковые социальные условия (обучение о общеобразовательном учреждении) и региональные условия (малый город России (г.Верхотурье) и мегаполис (Санкт-Петербург)).
  3. Этап качественного и количественного анализа дынных. Осуществлялся количественный и качественный анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных.

 

Описание выборки исследования

В  качестве испытуемых выступили учащиеся ГБОУ СО «Средняя общеобразовательная школа №3» (г.Верхотурье) в возрасте 14-15 лет и учащиеся ГБОУ «СОШ №102» Выборгского района (г.Санкт-Петербург) в возрасте 14-15 лет. Объем выборки составил 100 человек, 50 из которых – испытуемые из г.Верхотурья; 50 – испытуемые из Санкт-Петербурга. Средний возраст респондентов составил 15 лет.

 

Описание методик эмпирического исследования

Изучение ценностей и личных смыслов человека осуществляется при проведении социологических опросов, анкетирования определенных групп населения и другими различными методами. При изучении ценностей и смыслов объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.

Цель проводимого исследования заключалась в определении особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов. Психологическая диагностика особенностей ценностных ориентаций и смысловой сферы подростков базируется на теоретических основаниях и методологических подходов психологии, описанных в предыдущей части работы.

Теоретико-методологическим основанием исследования является положение отечественной психологической науки о центральном месте ценностно-смысловой сферы в структуре личности [12].

Диагностические методики, используемые в эмпирической части исследования представлены в таблице.

Таблица 2

Диагностический инструментарий, направленный на изучение особенностей ценностно-смысловой сферы подростков

Название блока

Методика

1 блок: изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность

Методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц)

2 блок: изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я.

Методика диагностики смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев)

3 блок: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности (Е.Б. Фанталова).


Исследование проводилось в учебных заведениях г.Верхотурья и г.Санкт-Петербурга при помощи следующих методик:

  1. Методика изучения ценностей личности (Ш.Шварц);
  2. Методика диагностики смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев);
  3. Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности (Е.Б. Фанталова).

1. Методика изучения ценностей личности. Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, но не всегда проявляющихся в социальном поведении. Состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале в семь баллов. Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности. Состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов [18].

Шварц выделяет следующие шкалы (мотивационные домены).

    1. Наслаждение (hedonism);
    2. Достижения (achievement);
    3. Социальная власть (socialpower);
    4. Самоопределение (seftdirection);
    5. Стимуляция (stimulation);
    6. Конформизм (restrictive conformity);
    7. Социальность (prosocial);
    8. Безопасность (security);
    9. Зрелость (maturity);
    10. Поддержкатрадиций (tradition maintenance);
    11. Социальнаякультура (сulture specific values);
    12. Духовность (spiritual).

В скобках даны оригинальное наименование (англ.) и номера   ценностей  по  опроснику. Значения переменных 1-12 вычисляются как средние значения.

Гипотеза Шварца состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц.

Перед проведением исследования испытуемым предлагается следующая инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от —1 до 7.

Чем выше номер (—1, 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок: отметка «—1» характеризует ценности, противоположные

Вашим принципам,отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух. Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас как руководящего принципа вашей жизни. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, используя все номера от —1 до 7 (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка —1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «О» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из Списка 1.

2. Методика диагностики смысложизненных ориентаций. СЖО создан Д.А. Леонтьевым на основе версии К. Муздыбаева [1983], которая в свою очередь является адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Теоретической основой СЖО служит концепция стремления к смыслу В. Франкла. Несмотря на малый объем опросника, СЖО включает в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации, и два аспекта локуса контроля. Предполагается, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Составляющие смысла жизни, согласно теоретическим предпосылкам опросника СЖО, разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Человек же может черпать смысл жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех этих составляющих). Во вторую группу входят два фактора, характеризующие внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни также тесно связана.

Процедура проведения. Опросник состоит из 20-ти пар противоположных утверждений, испытуемому предлагается выразить степень своего согласия с одним из утверждений в каждой паре [27].

Результат. Определяется общий показатель осмысленности жизни, а также показатели по 5 диагностическим субшкалам:

1. Цели в жизни – диагностирует наличие целей в будущем, которые придают жизни направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни - отражает то, насколько  испытуемый воспринимает процесс  своей жизни как интересный, эмоционально  насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни свидетельствует об уровне удовлетворенности самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть.

4. Локус контроля – Я отражает  наличие у испытуемого установки, которую можно выразить словами «Я – хозяин жизни». Высокие баллы по этой шкале соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь, или управляемость жизнью, диагностирует наличие убеждений в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Инструкция к тесту СЖО: вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

3. Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности. Целью методики является изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов — парное сравнение. Испытуемому предъявляется список жизненных сфер, бланк для ответов и предоставляется инструкция [33].

 Инструкция: «Вся последующая  работа строится в 2 этапа, на каждом из которых необходимо попарно сравнивать между собой те или иные сферы деятельности. На каждом этапе нужно заполнить по одной матрице.

На первом этапе выполняется парное сравнение жизненных сфер. При этом следует выбрать ту из них, которая для вас более значима, более ценна. Результаты выборов в каждой паре сравнения заносятся в соответствующие поля бланка для ответов (матрицы).

На втором этапе вновь сопровождается заполнением таблицы. Выполняя парное сравнение, необходимо выбрать ту сферу жизни, которая для вас является более доступной. Свой ответ вновь необходимо занести в матрицу».

 Список жизненных сфер для  сопоставлений:

1. Здоровье. (Главное — иметь  хорошее здоровье и постоянно  заботиться о нем).

2. Общение. (Главное — иметь  такой круг общения, который удовлетворял бы духовно и эмоционально).

3. Высокий социальный статус, управление  людьми. (Главное — завоевать  такое общественное положение, которое  обеспечит высокий статус и  роль в обществе, а также управление  людьми.)

4. Создание семьи. (Главное — это создание своей семьи, воспитание детей.)

5. Активность для достижения  позитивных изменений в обществе. (Главное — активное отношение  к тому, что происходит в общественной  жизни.)

6. Познание нового в мире, природе, человеке. (Главное это открытие нового, интересного, стремление к познанию истины в мире, природе, человеке.)

7. Помощь и милосердие. (Главное  — помогать другим людям, быть  к ним великодушным, заботиться  о них, жертвовать собой для  других.)

8. Высокое материальное благосостояние. (Главное — иметь в жизни высокий материальный достаток, уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и близких вещи. Важно быть материально обеспеченным человеком.)

9. Получение хорошего образования. (Главное — получить хорошее  образование: в школе, училище, институте и т.д.)

10. Вера в Бога. (Главное —  верить в Бога, посещать церковь, заниматься вопросами веры, религии  и т.п.)

11. Приятное времяпрепровождение, отдых. (Главное — иметь возможность  истратить свое время и средства  на удовлетворение насущных желаний, удовольствия и отдыха. Важно жить в свое удовольствие и стремиться к развлечениям).

12. Полная самореализация. (Главное  — это полностью реализовать  себя в жизни, максимально развить  свои способности.)

13. Поиск и наслаждение прекрасным. (Главное — наслаждаться прекрасным и гармоничным; театром, произведениями искусства, красотой природы и человека.)

14. Любовь. (Главное в жизни —  любовь: к своим близким, отцу, матери, в дальнейшем к мужу, жене, детям.)

15. Признание, уважение людей и влияние на окружающих. (Главное — завоевать в жизни такое положение, которое обеспечит уважение и признание людей и поможет влиять на окружающих.)

16. Интересная работа. (Главное  — иметь в жизни интересную  работу, которая полностью удовлетворяла бы эмоционально.)

17. Свобода как независимость  в поступках и действиях. (Главное  — быть свободным и независимым  человеком в своих поступках, действиях и мыслях).

Данные, полученные в ходе применения описанных выше методик, мы анализировали с помощью статистического критерия Манна-Уитни, используемого для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака критерий. Данный метод позволит выявить различия между двумя выборками (подростки г.Верхотурья и подростки Санкт-Петербурга). При количественном подсчете была использована компьютерная программа «Statistica 6.0», позволяющая определить коэффициент корреляции с высокой точностью.

Информация о работе Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности