Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что подростки, проживающие в малых городах и сельской местности, имеют различия в содержании ценностно-смысловой сферы личности
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ……………
1.1. Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии……………………………………………………………….
1.2. Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке………………………………………………………………………
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков малого города и сельской местности………………………………………….
1.4. Выводы по первой главе …………………………………………...
7
7
16
22
27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ……………………………………………………………….
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….
2.2. Интерпретация результатов психологического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов…………………………………………………………
2.2.1. Различие в преобладающих типах ценностей подростков…
2.2.2. Различие в смысложизненных ориентациях подростков…..
2.2.3. Различие в ценностной структуре личности подростков…..
2.3. Выводы по второй главе …………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
………………
Выявлены различия на высшем уровне статистической значимости (p ≤ 0,001). Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные различия типов ценностей у подростков малых и больших городов, а именно: для подростков г. Верхотурья наиболее значимы такие ценности как любовь, материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь, а для подростков г.Санкт-Петербурга активная, деятельная жизнь, здоровье, познание, творчество.
Кроме того мы подсчитали индекс расхождения (показатель расхождения между важностью и доступностью ценностей). Мы сравнили эти показатели в обеих группах (таблица 8, рисунок 4, 5) для того чтобы понять одинакова ли разница между важностью и доступностью основных ценностей подростков двух групп.
Таблица 8
Различия в индексе расхождения между важностью и доступностью ценностей подростков, проживающих в г. Верхотурье и С.-Петербург
Переменная |
RankSum Верхотурье |
RankSum СПб |
U |
Z |
p-level |
Активная, деятельная жизнь |
1695,000 |
3355,000 |
420,000 |
-5,72187 |
0,000000 |
Здоровье |
1876,000 |
3174,000 |
601,000 |
-4,47409 |
0,000008 |
Любовь |
2924,500 |
2125,500 |
850,500 |
2,75408 |
0,005886 |
Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений |
3034,500 |
2015,500 |
740,500 |
3,51240 |
0,000444 |
Познание |
1600,500 |
3449,500 |
325,500 |
-6,37334 |
0,000000 |
Счастливая семейная жизнь |
3074,500 |
1975,500 |
700,500 |
3,78815 |
0,000152 |
Творчество |
2126,500 |
2923,500 |
851,500 |
-2,74719 |
0,006011 |
Рисунок 4. Показатели разности между важностью и доступностью у подростков г. Верхотурья
Рисунок 5. Показатели разности между важностью и доступностью у подростков г. Санкт-Петербург
Опираясь на данные, представленные в таблице и графика, можно сделать вывод о том, что для подростков Санкт-Петербурга и г. Верхотурья ценности представляются более доступными, так как показатели доступности выше показателя ценности. Интересно отметить тот факт, что те ценности, которые для подростков г. Верхотурья являются менее значимыми, являются более доступными (активная жизнь, познание, а также здоровье, творчество). В связи с этим можно предположить, что у них в некоторой степени присутствует внутренний вакуум. Внутренний вакуум, с точки зрения Е.Б. Фанталовой, это состояние когда доступный объект не представляет интереса. Это состояние может сопровождаться чувством «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, возможной внутренней пустоты. У подростков, проживающих в С.-Петербурге расхождение между важностью ценностей и их доступностью меньше.
Проанализировав результаты исследования и обобщив данные по каждой методике мы составили портрет современного подростка г.Верхотурья и г.Санкт-Петербурга.
Подростки малых городов ориентированы на положение в обществе, материальное благосостояние, а интерес к выполняемой работе и её полезность обществу - явления вторичные, что является существенным противоречием. Молодежь г. Верхотурья не имеет профессиональной и познавательной мотивации в учении, не считает, что качественное образование, трудолюбие и перспективная специальность могут помочь добиться жизненных успехов. У современной учащейся молодежи малых городов отсутствует психологическая готовность жить и трудиться в новых условиях.
Прослеживается увеличение направленности молодёжи малых городов на достижение социального статуса, но личностная активность, целеустремлённость и вера в свои силы снижается, что является симптомом внутреннего психологического конфликта.
Молодые люди, поживающие в малых городах не склонны видеть причину происходящего в себе, многим молодым людям трудно самостоятельно понять какова мера их влияния на происходящее, осознать пределы их личной ответственности и возможности в изменении сложившихся условий.
Подростки мегаполисов ориентированы на интересную работу, которая к тому же помогла бы достигнуть профессионализма, следовательно, уважения и признания со стороны окружающих. Учащаяся молодёжь мегаполиса, несмотря на утвердившиеся обыденные суждения, имеет ориентации на саморазвитие, самореализацию, на достижение профессионального самовыражение.
Современная молодёжь, проживающая в мегаполисе, более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих петербуржцев, в отличие от молодёжи российской «глубинки», является важнейшим условием жизненной успешности.
Опираясь на гипотезы, выдвинутые во введении, можно сделать следующие выводы:
Заключение
В ходе исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков, проживающих в малых и больших городах, мы проанализировали существующие подходы к изучению ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте.
Изучение вопросов, связанных с ценностно-смысловой сферой личности, является одной из приоритетных областей психологии.
Существует достаточное количество исследований, посвященных проблемам ценностных и смысложизненных ориентаций, но большая их часть посвящена изучению содержательной стороны ценностно-смысловой сферы. Исследования, направленные на изучения взаимосвязи данной сферы с особенностями жизни подростков мегаполиса и малых городов, встречается крайне редко.
Проведенное исследование позволило раскрыть такие понятия как ценности, смыслы, ценностные ориентации и др.
Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных
Ценностно-смысловая сфера подростков проживающих в малых и больших городах имеет определенные сходства и различия.
Основной задачей нашего исследования было выявить особенности ценностно-смысловой сферы подростков проживающих в малых и больших городах. В ходе исследования были получены следующие выводы.
Подростки малых городов ориентированы на положение в обществе, материальное благосостояние, а интерес к выполняемой работе и её полезность обществу - явления вторичные, что является существенным противоречием. Молодежь г.Верхотурья не имеет профессиональной и познавательной мотивации в учении, не считает, что качественное образование, трудолюбие и перспективная специальность могут помочь добиться жизненных успехов. У современной учащейся молодежи малых городов отсутствует психологическая готовность жить и трудиться в новых условиях.
Прослеживается увеличение направленности учащейся молодёжи малых городов на достижение социального статуса, но личностная активность, целеустремлённость и вера в свои силы снижается, что является симптомом внутреннего психологического конфликта.
Молодые люди, поживающие в малых городах не склонны видеть причину происходящего в себе, многим молодым людям трудно самостоятельно понять какова мера их влияния на происходящее, осознать пределы их личной ответственности и возможности в изменении сложившихся условий.
Подростки мегаполисов ориентирована на интересную работу, которая к тому же помогла бы достигнуть профессионализма, следовательно, уважения и признания со стороны окружающих. Учащаяся молодёжь мегаполиса, несмотря на утвердившиеся обыденные суждения, имеет ориентации на саморазвитие, самореализацию, на достижение профессионального самовыражение.
Современная молодёжь, проживающая в мегаполисе, более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих петербуржцев, в отличие от молодёжи российской «глубинки», является важнейшим условием жизненной успешности.
В целом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу. Это открывает перспективы дальнейшего изучения особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов
Список использованной литературы
Информация о работе Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности