Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что подростки, проживающие в малых городах и сельской местности, имеют различия в содержании ценностно-смысловой сферы личности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ……………
1.1. Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии……………………………………………………………….
1.2. Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке………………………………………………………………………
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков малого города и сельской местности………………………………………….
1.4. Выводы по первой главе …………………………………………...
7
7
16
22
27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ……………………………………………………………….
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….
2.2. Интерпретация результатов психологического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов…………………………………………………………
2.2.1. Различие в преобладающих типах ценностей подростков…
2.2.2. Различие в смысложизненных ориентациях подростков…..
2.2.3. Различие в ценностной структуре личности подростков…..
2.3. Выводы по второй главе …………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
………………

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративные технологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)



 

Выявлены различия на высшем уровне статистической значимости                (p ≤ 0,001). Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные различия типов ценностей у подростков малых и больших городов, а именно: для подростков г. Верхотурья наиболее значимы такие ценности как любовь, материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь, а для подростков г.Санкт-Петербурга активная, деятельная жизнь, здоровье, познание, творчество.

Кроме того мы подсчитали индекс расхождения (показатель расхождения между важностью и доступностью ценностей). Мы сравнили эти показатели в обеих группах (таблица 8, рисунок 4, 5) для того чтобы понять одинакова ли разница между важностью и доступностью основных ценностей подростков двух групп.

 

 

 

Таблица 8

Различия в индексе расхождения между важностью и доступностью ценностей подростков, проживающих в г. Верхотурье и С.-Петербург

Переменная

RankSum Верхотурье

RankSum СПб

U

Z

p-level

Активная, деятельная жизнь

1695,000

3355,000

420,000

-5,72187

0,000000

Здоровье

1876,000

3174,000

601,000

-4,47409

0,000008

Любовь

2924,500

2125,500

850,500

2,75408

0,005886

Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений

3034,500

2015,500

740,500

3,51240

0,000444

Познание

1600,500

3449,500

325,500

-6,37334

0,000000

Счастливая семейная жизнь

3074,500

1975,500

700,500

3,78815

0,000152

Творчество

2126,500

2923,500

851,500

-2,74719

0,006011


 

Рисунок 4. Показатели разности между важностью и доступностью у подростков г. Верхотурья

Рисунок 5. Показатели разности между важностью и доступностью у подростков г. Санкт-Петербург

Опираясь на данные, представленные в таблице и графика, можно сделать вывод о том, что для подростков Санкт-Петербурга и г. Верхотурья ценности представляются более доступными, так как показатели доступности выше показателя ценности. Интересно отметить тот факт, что те ценности, которые для подростков г. Верхотурья являются менее значимыми, являются более доступными (активная жизнь, познание, а также здоровье, творчество). В связи с этим можно предположить, что у них в некоторой степени присутствует внутренний вакуум. Внутренний вакуум, с точки зрения Е.Б. Фанталовой, это состояние когда доступный объект не представляет интереса. Это состояние может сопровождаться чувством «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, возможной внутренней пустоты. У подростков, проживающих в С.-Петербурге расхождение между важностью ценностей и их доступностью меньше.

 

Проанализировав результаты исследования и обобщив данные по каждой методике мы составили портрет современного подростка г.Верхотурья и г.Санкт-Петербурга.

Подростки малых городов ориентированы на положение в обществе, материальное благосостояние, а интерес к выполняемой работе и её полезность обществу - явления вторичные, что является существенным противоречием. Молодежь г. Верхотурья не имеет профессиональной и познавательной мотивации в учении, не считает, что качественное образование, трудолюбие и перспективная специальность могут помочь добиться жизненных успехов. У современной учащейся молодежи малых городов отсутствует психологическая готовность жить и трудиться в новых условиях.

Прослеживается увеличение направленности молодёжи малых городов на достижение социального статуса, но личностная активность, целеустремлённость и вера в свои силы снижается, что является симптомом внутреннего психологического конфликта.

Молодые люди, поживающие в малых городах не склонны видеть причину происходящего в себе, многим молодым людям трудно самостоятельно понять какова мера их влияния на происходящее, осознать пределы их личной ответственности и возможности в изменении сложившихся условий.

Подростки мегаполисов ориентированы на интересную работу, которая к тому же помогла бы достигнуть профессионализма, следовательно, уважения и признания со стороны окружающих. Учащаяся молодёжь мегаполиса, несмотря на утвердившиеся обыденные суждения, имеет ориентации на саморазвитие, самореализацию, на достижение профессионального самовыражение.

Современная молодёжь, проживающая в мегаполисе, более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих петербуржцев, в отличие от молодёжи российской «глубинки», является важнейшим условием жизненной успешности.

 

    1. Выводы по второй главе

Опираясь на гипотезы, выдвинутые во введении, можно сделать следующие выводы:

  1. Существуют различия в выраженности типов ценностей подростков. У подростков г.Верхотурья доминирующими ценностями являются доброта, гедонизм и безопасность. Для представителей мегаполиса большее значение играет самостоятельность, достижения и конформизм.
  2. Существуют различия в структуре (иерархии) ценностей подростков. Для подростков Санкт-Петербурга значимо активное отношение к тому, что происходит в общественной жизни, открытие нового, интересного, стремление к познанию истины в мире, природе, человеке. Подростки г.Верхотурья отдают предпочтение таким ценностям как любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Активная, деятельная жизнь, здоровье, познание, творчество являются приоритетными ценностями для подростков С.-Петербурга.
  3. Существуют различия в смысложизненных ориентациях подростков. У подростков мегаполиса жизнь наполнена большим смыслом, они имеют цели в будущем, которые придают жизни направленность и временную перспективу. Также, у них сформированы представления о себе как о сильной личности. Подростки г.Верхотурья, в свою очередь, не верят в свои силы и считают, что они не способны контролировать события в собственной жизни. У них присутствует состояние неопределенности в плане жизненной реализации и ощущение бессмысленности и нерезультативности прожитого жизненного периода.
  4. Для подростков Санкт-Петербурга и г. Верхотурья ценности представляются более доступными, так как показатели доступности выше показателя ценности. Эти данные могут свидетельствуют о внутреннем вакууме.

 

 

Заключение

 

В ходе исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков, проживающих в малых и больших городах, мы проанализировали существующие подходы к изучению ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте.

Изучение вопросов, связанных с ценностно-смысловой сферой личности, является одной из приоритетных областей психологии.

Существует достаточное количество исследований, посвященных проблемам ценностных и смысложизненных ориентаций, но большая их часть посвящена изучению содержательной стороны ценностно-смысловой сферы. Исследования, направленные на изучения взаимосвязи данной сферы с особенностями жизни подростков мегаполиса и малых городов, встречается крайне редко.

Проведенное исследование позволило раскрыть такие понятия как ценности, смыслы, ценностные ориентации и др.

Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных

Ценностно-смысловая сфера подростков проживающих в малых и больших городах имеет определенные сходства и различия.

Основной задачей нашего исследования было выявить особенности ценностно-смысловой сферы подростков проживающих в малых и больших городах. В ходе исследования были получены следующие выводы.

Подростки малых городов ориентированы на положение в обществе, материальное благосостояние, а интерес к выполняемой работе и её полезность обществу - явления вторичные, что является существенным противоречием. Молодежь г.Верхотурья не имеет профессиональной и познавательной мотивации в учении, не считает, что качественное образование, трудолюбие и перспективная специальность могут помочь добиться жизненных успехов. У современной учащейся молодежи малых городов отсутствует психологическая готовность жить и трудиться в новых условиях.

Прослеживается увеличение направленности учащейся молодёжи малых городов на достижение социального статуса, но личностная активность, целеустремлённость и вера в свои силы снижается, что является симптомом внутреннего психологического конфликта.

Молодые люди, поживающие в малых городах не склонны видеть причину происходящего в себе, многим молодым людям трудно самостоятельно понять какова мера их влияния на происходящее, осознать пределы их личной ответственности и возможности в изменении сложившихся условий.

Подростки мегаполисов ориентирована на интересную работу, которая к тому же помогла бы достигнуть профессионализма, следовательно, уважения и признания со стороны окружающих. Учащаяся молодёжь мегаполиса, несмотря на утвердившиеся обыденные суждения, имеет ориентации на саморазвитие, самореализацию, на достижение профессионального самовыражение.

Современная молодёжь, проживающая в мегаполисе, более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих петербуржцев, в отличие от молодёжи российской «глубинки», является важнейшим условием жизненной успешности.

В целом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу. Это открывает перспективы дальнейшего изучения особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов

Список использованной литературы

 

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989. – 248 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1980. -232 с.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. М.,1977.
  4. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. в 2-х т., Т. 2. - М., 1985. - 336 с.
  5. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4. – С.176–185.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 245,410-415.
  7. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. – 1999. – № 1. – С. 81-89
  8. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. -Вып. 2.-М., 1994.-С. 43.
  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999. - 528 с.
  10. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
  11. Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании : Выбор пути развития // Психологическая наука и образование// Журнал. 2002.- № 4. с. 87 -98.
  12. Данилова А. Г. Возможности исследования ценностных ориентаций в исторических обществах //Вопросы психологии. 2002 .-№3. с. 52-67.
  13. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с.
  14. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв. Ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. -М., 1976.
  15. Журавлева H.A. Динамика Ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологически журнал. 2006. том 27 № 1.С. 35-53.
  16. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. -С. 160.
  17. История формирования понятия «ценностные ориентации личности» Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Под ред. Е.Д. Дорофеева, JI.A. Седова. М., 1997. - 243 с.
  18. Карандашев В. Н.КМетодика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.)
  19. Кон И.С. Социологическая психологии. -М.: Мос-кии психоло. Инс-та. Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК ».1999.-56с.
  20. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  21. Крипон Н. С. Развитие ценностных ориентаций студентов вуза в процесс межкультурной коммуникации . афто. Дисс. Канд. Магнитогорск. 2006. 186с.
  22. Леонтьев А.Д. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - № 1ю - С. 20-27.
  23. Леонтьев Д. А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации.// Психол. Журн. 1993. -т.14.-№1.- С. 150-155.
  24. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с.
  25. Леонтьев Д.А. Психология смысла
  26. Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. дис.  канд. психол. наук. М., 1988. - 24 с.
  27. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М., 1992. - 16 с.
  28. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. - 1993. - т.14. - № 1. - С. 150-155.
  29. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
  30. Луконин Ю. В. Потребности человека. Учеб. Пособ. Алт.Гос. ун-т. -баранул: изд-во Алт ГТУ, 2003. -173 с.
  31. Молчанов C.B. Особенноси ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование журнал. 2005. № 3. с. 16-25.
  32. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодёжного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Рязань, 1997. -21 с.
  33. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н.Ф. Гребень.-Минск:Современная школа, 2008.-496с.
  34. Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни// Психол.журнал 2000 Т.21. №1. С.135-138
  35. Психологический Словарь /авто.Сост. В.Н. Капорулина и други. Растов.2003.-640с.
  36. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. А.В. Куликов. СПб., 2000. 480 с.
  37. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич . — минеск. « современие словар.».2006.-928с.
  38. Розенберг Р.А. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе. — М., 1995. С. 23-34.
  39. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976.
  40. Серый А.В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 – 92 с.
  41. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психол. Журн. - 1996. - т. 17. - № 1. - С. 157-168.
  42. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 732.
  43. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник : пер.с анг. И нем. /общ.Ред. Л.Я. Гозмона и Д.А. Леоньева.-М.:Прогресс,1990.-360с.
  44. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. —368 с.
  45. Фризен Марина Александровна. Особенности развития смысловой сферы подростков :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Петропавловск-Камчатский, 2005 220 с. РГБ ОД, 61:05-19/528.
  46. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Рос.акад. образования. Центр социологии образования. Т. 3. - Вып. 4. - М., 1995.- 146 с.
  47. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.
  48. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности./ Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. – Самара: «Универс-Групп», 2006. – с. 207-223.
  49. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М., 1997.
  50. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с
  51. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

Информация о работе Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности