Шпаргалка по "Медицинской психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1. Психологический кризис, признаки, причины, разновидности.
2. Принципы и методы кризисного вмешательства.
3. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
4. Индивидуальная кризисная психотерапия.
44. Психологические проблемы взаимоотношений психолога, врача, пациента.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

6. Психические заболевания. 18 —  30 % суицидентов злоупотребляли спиртными напитками.

7. Имитация суицидального поведения.  “Эффект Вертера” — повышение  частоты самоубийств на ограниченной  территории.

Существуют общие черты, свойственные всем самоубийствам.

1. Общая цель всех суицидов  — поиск решения. 

2. Общей задачей суицидов является  прекращения сознания.

3. Общим стимулом при суициде  является невыносимая душевная  боль.

4. Общим стрессором при суициде  являются фрустрированные (неудовлетворенные) психологические потребности.

5. Общей суицидальной эмоцией  является беспомощность-безнадежность. 

6. Общим внутренним отношением  к суициду является амбивалентность.  Типичным для суицидента является такое состояние, когда человек одновременно пытается убить себя и одновременно взывает о помощи, чтобы выжить.

7. Общим состоянием психики является  сужение когнитивной (мыслительной) сферы. Сознание становится “туннельным”  — суженым. 

8. Общим действием при суициде  является бегство. Оно отражает  намерение человека уйти из  зоны бедствия.

9. Общим коммуникативным актом  при суициде является сообщение  о намерении. 

10. Общей закономерностью суицида  является его соответствие общему  стилю поведения в жизни. Типы  суицидального поведения.

Выделяются пять типов суицидального  поведения в зависимости от основного  мотива, т.е. причины самоубийства.

1. Суицидальное поведение по  типу “протеста” — предполагает  нанесение ущерба, мести обидчику,

2. Суицидальное поведение по  типу “призыва” — смысл состоит  в активизации помощи извне  с целью изменения ситуации.

3. Суицидальное поведение по  типу “избегания” — проявляется  в ситуациях угрозы наказания,  а смысл суицида заключается  в попытках избегания угрозы  физического или психического  страдания. 

4. Суицидальное поведение по  типу “самонаказания” — определяется  переживанием вины реальной или  патологическим чувством вины.

5. Суицидальное поведение по  типу “отказа” от жизни —  здесь цель и мотивы действия  совпадают: Этапы суидидального поведения.

1. Этап суицидальных тенденций.  Суицидальные тенденции являются  прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении  ценности собственной жизни, утрате  ее смысла или нежелании жить.

2. Этап суицидальных действий. Он  начинается, когда тенденции переходят  в конкретные поступки.

3. Этап постсуициидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций. 

8. Психологическая профилактика  суицидального поведения

Существуют различные формы  и методы профилактики и психотерапии суицида: консультирование у психологов, “Телефон доверия”, экстренная медико-психологическая  помощь.

При этом важно сосредоточиться  на таких основных направления помощи:

· распознавание у человека тенденций  к совершению суицида;

· направление суицидента к соответствующим специалистам (психологам, врачам, психотерапевтам);

· экстренная помощь в момент совершения суицидальных действий, чтобы помешать человеку совершить суицид: физическая (оттащить от окна) или психологическая.

Если вы не можете физически предотвратить  попытку суицида или человек  только заявляет о намерении совершить  суицид, то можно попытаться поговорить с человеком и обратить внимание на следующие моменты:

1. Выяснить, выбран ли способ  совершения суицида, место, время.  Какой ожидаемый результат от  суицида.

2. Что будет после суицида  через год.

3. Какая реакция будет у значимых  людей через год. 

Проблема самоубийства связана  с решением юридических и этических  вопросов. Есть ли у человека право  на решение о своей смерти? Прогресс медицинских и реанимационных технологий изменил традиционное представление  о смерти, которая ранее связывалась  с телом (остановкой сердцебиения), а сейчас связывается со смертью  мозга. Бывают случаи, когда у людей (больных, травмированных) сохраняется  жизнь тела, но они на всю оставшуюся жизнь остаются тяжелыми инвалидами и нуждаются в постоянном уходе.В этом контексте существует термин “эутаназия” — легкая или безболезненная смерть. 

9. Предмет и задачи  психосоматики. Основные теоретические подходы в психосоматике

Психосоматика - отрасль клинической психологии и медицины, которая изучает влияние психического фактора на возникновение и развитие соматической патологии.

Второе определение психосоматики – область психологии учучающая взаимное влияние духа и тела в норме и патологии на разных возрастных этапах.

Предмет психосоматики – психосоматические заболевания.

Практические задачи:

1. Профилактика. а) психогигиена  – предупреждение развития неблагоприятных  психосоматических и соматических  заболеваний. Группа риска: люди с невротическим складом личности, психопаты и акцентуированные личности, алекситимики);

б) психоиммунитет (вторичная профилактика) – формирование правильных представлений и отношения человека к себе, болезни и миру в целом.

в) предотвращение развития осложнений (третичная профилактика).

2. Диагностика. а) дифференциальная  – постановка диагноза, выявление  удельного веса психологического  фактора в развитии заболевания.

б) динамическая – динамика болезни. Тяжелое соматическое заболевание, вызывает психическую активность больного (волнение, переживания) и превращает его в психосоматическое. Необходимо выявить момент этого перехода.

3. Психологическая помощь –  консультирование, коррекция, психотерапия, сенсомоторная коррекция.

4. Реабилитация – восстановление  статуса человека. Профессиональная  трудовая реабилитация, социальная  реабилитация.

Развитие психосоматики с 20-х годов ХХ века проходило по двум главным направлениям

Первое направление. Разрабатывались  так называемые неспецифические  теории психосоматики. Их основная позиция - в этиологии и патогенезе психосоматического за­болевания причинное значение имеет действие стрессовой ситуации  Прежде всего, это воздействие психосоциального стресса.

 На возникновение этих теорий  повлияли:

- учение Ганса Селье об общем адаптационном синдроме;

- работы Кэннона о психофизиологии эмоций;

- работы о лимбической и ретикулярной активационных системах: учение школы Ивана Павлова и Константина Быкова об условных рефлексах, переработанное в кортико-висцеральную (церебро-висцеральную) концепцию.

Основные неспецифические теории психосоматики.

Теория всеобщего эмоционального возбуждения.

Психосоматический стресс находится  в причинной связи с хронически переживаемым стрессом. Эта теория опирается на общий адаптационный  синдром Селье, который состоит из трех фаз, развивающихся в том случае, если превышена интенсивность так называемого стимуляционного стресса. Соматический, психический и социокультурный стресс стимулируют гипоталамические центры, контролирующие индивидуальное состояние настроения и функций вегетативной нервной системы

^ Теория конституциональной  ранимости.

 Самый ранимый орган (генетически  предрасположенный) начинает плохо  функционировать или органически  повреждаться в результате реакции  на стрессовую ситуацию 

^ Теория специфичности  индивидуального ответа.

 Некоторые индивидуумы проявляют  очень характерные и однообразные  физиологические образцы (паттерны) эмоционального возбуждения, которые  могут быть вызваны широким  спектром стимулов, и имеют тенденцию  к возникновению специфических  психосоматических нарушений, которые  зависят от этих физиологических  образцов.

^ Теория различных раздражающих  ситуаций.

 Различные раздражающие ситуации  ведут к различным проявлениям  физиологических реакций, и эти  проявления вызывают дифференцированное  поражение органов. Зависимости  между ситуациями и реакциями  врожденные.

^ Учение об ответе  органов.

 Главная детерминанта биологической  дисфункции или повреждения органа  является специфическая реакция  органа на эмоциональную стимуляцию. При этом реакция является  результатом обучения.

^ Теория вегетативного  учения (Lachman S.J., 1972).

 Психосоматические нарушения  являются результатом частых  и/или длительных, и/или слишком  интенсивных реакций, вызванных  раздражением рецепторов. Структура  результирующей психосоматической  реакции зависит от генетического  предрасположения и от влияния  среды и обучения.

^ Второе направление. 

 Поиск содержательной, логической, однозначной связи между психологическими  феноменами и клиническими симптомами  получил позже название «гипотезы  психосоматической специфичности»  и превратился в основной объяснительный  принцип психосоматической медицины. На данном этапе психосоматическая  медицина решает три важных  вопроса.

 Первый. Вопрос о триггерном (пусковом) механизме патологического  процесса и начальной стадии  его развития.

 Второй. Почему один и тот  же сверхсильный раздражитель  у одного человека вызывает  ярко выраженную эмоциональную  реакцию и комплекс специфических  вегето-висцеральных сдвигов, у  других людей эти сдвиги вообще  отсутствуют.

 Третий. Почему психическая  травма у одних людей вызывает  заболевание сердечно-сосудистой системы, у других — пищеварительного аппарата, у третьих — дыхательной системы, у четвертых - эндокринной системы и т. д. 

10. Аутопластическая картина болезни

Аутопластическая картина болезни в сущности является картиной субъективного восприятия ее больным (Гольдшейдер, Лурия). В общем она имеет следующие стороны: 1.  сензитивную (локальные боли и расстройства – по закону распространения импульсов в более периферических отделах нервной системы); 2.  эмоциональную (страх, тревога, надежда, т. е. эмоциональные переживания); 3.  волевую (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении); 4.  рациональную и информативную (знания о болезни и ее оценка). Такое «горизонтальное расчленение» аутопластической картины болезни, однако, является схематическим, в действительности психические процессы всех этих областей переплетаются в различных комбинациях. Примером «вертикальной» связи является факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами. Например, больной уклоняется от хирургического вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный исход операции, и при этом не признается что главной причиной является страх перед операцией. В аутопластической картине болезни весьма существенна связь между субъективным и объективным. Такая связь довольно сложна и далеко не так пряма, как это описывается в учебниках по различным специальностям, т. е. в том смысле, что будто бы определенному объему и тяжести объективного патологического процесса соответствуют адекватно субъективные ощущения больного. 

11. Противоположные элементы  при переживании болезни. Культ  болезни

Следует учитывать двойственное (амбивалентное) отношение больного к своему заболеванию. Традиционное понимание болезни  связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона  заболевания. Задача врача – искать положительную сторону болезни  и показать ее больному. Это часто  помогает наладить нужный психотерапевтический контакт и ободряет больного.

 Ряд авторов описывают нозофильно-утилитарную личностную реакцию, которая связана с определенным успокоением и приятными ощущениями при болезни. Эта реакция может быть более или менее сознательной, и она может встречаться не только у больных, но и у вполне здорового человека. С этой точки зрения выделяется аггравация (преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб), симуляция (притворство, с помощью которого стремятся создать впечатление о наличии болезни) и диссимуляция (скрывание болезни и ее признаков).

 Реакция на информацию о  заболевании зависит от «значения  болезни» для больного:

Информация о работе Шпаргалка по "Медицинской психологии"