Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка
1. Психологический кризис, признаки, причины, разновидности.
2. Принципы и методы кризисного вмешательства.
3. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
4. Индивидуальная кризисная психотерапия.
44. Психологические проблемы взаимоотношений психолога, врача, пациента.
6. Психические заболевания. 18 — 30 % суицидентов злоупотребляли спиртными напитками.
7. Имитация суицидального
Существуют общие черты, свойственные всем самоубийствам.
1. Общая цель всех суицидов — поиск решения.
2. Общей задачей суицидов
3. Общим стимулом при суициде является невыносимая душевная боль.
4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные (неудовлетворенные) психологические потребности.
5. Общей суицидальной эмоцией
является беспомощность-
6. Общим внутренним отношением
к суициду является
7. Общим состоянием психики
8. Общим действием при суициде
является бегство. Оно
9. Общим коммуникативным актом
при суициде является
10. Общей закономерностью суицида
является его соответствие
Выделяются пять типов суицидального поведения в зависимости от основного мотива, т.е. причины самоубийства.
1. Суицидальное поведение по
типу “протеста” —
2. Суицидальное поведение по
типу “призыва” — смысл
3. Суицидальное поведение по
типу “избегания” —
4. Суицидальное поведение по
типу “самонаказания” —
5. Суицидальное поведение по типу “отказа” от жизни — здесь цель и мотивы действия совпадают: Этапы суидидального поведения.
1. Этап суицидальных тенденций.
Суицидальные тенденции
2. Этап суицидальных действий. Он начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки.
3. Этап постсуициидального кризиса.
Он продолжается от момента совершения
суицидальной попытки до полного исчезновения
суицидальных тенденций.
8. Психологическая профилактика суицидального поведения
Существуют различные формы и методы профилактики и психотерапии суицида: консультирование у психологов, “Телефон доверия”, экстренная медико-психологическая помощь.
При этом важно сосредоточиться на таких основных направления помощи:
· распознавание у человека тенденций к совершению суицида;
· направление суицидента к соответствующим специалистам (психологам, врачам, психотерапевтам);
· экстренная помощь в момент совершения суицидальных действий, чтобы помешать человеку совершить суицид: физическая (оттащить от окна) или психологическая.
Если вы не можете физически предотвратить попытку суицида или человек только заявляет о намерении совершить суицид, то можно попытаться поговорить с человеком и обратить внимание на следующие моменты:
1. Выяснить, выбран ли способ
совершения суицида, место,
2. Что будет после суицида через год.
3. Какая реакция будет у
Проблема самоубийства связана
с решением юридических и этических
вопросов. Есть ли у человека право
на решение о своей смерти? Прогресс
медицинских и реанимационных технологий
изменил традиционное представление
о смерти, которая ранее связывалась
с телом (остановкой сердцебиения),
а сейчас связывается со смертью
мозга. Бывают случаи, когда у людей
(больных, травмированных) сохраняется
жизнь тела, но они на всю оставшуюся
жизнь остаются тяжелыми инвалидами
и нуждаются в постоянном уходе.В
этом контексте существует термин “эутаназия”
— легкая или безболезненная смерть.
9. Предмет и задачи психосоматики. Основные теоретические подходы в психосоматике
Психосоматика - отрасль клинической психологии и медицины, которая изучает влияние психического фактора на возникновение и развитие соматической патологии.
Второе определение
Предмет психосоматики – психосоматические заболевания.
Практические задачи:
1. Профилактика. а) психогигиена
– предупреждение развития
б) психоиммунитет (вторичная профилактика) – формирование правильных представлений и отношения человека к себе, болезни и миру в целом.
в) предотвращение развития осложнений (третичная профилактика).
2. Диагностика. а)
б) динамическая – динамика болезни. Тяжелое соматическое заболевание, вызывает психическую активность больного (волнение, переживания) и превращает его в психосоматическое. Необходимо выявить момент этого перехода.
3. Психологическая помощь – консультирование, коррекция, психотерапия, сенсомоторная коррекция.
4. Реабилитация – восстановление статуса человека. Профессиональная трудовая реабилитация, социальная реабилитация.
Развитие психосоматики с 20-х годов ХХ века проходило по двум главным направлениям
Первое направление. Разрабатывались так называемые неспецифические теории психосоматики. Их основная позиция - в этиологии и патогенезе психосоматического заболевания причинное значение имеет действие стрессовой ситуации Прежде всего, это воздействие психосоциального стресса.
На возникновение этих теорий повлияли:
- учение Ганса Селье об общем адаптационном синдроме;
- работы Кэннона о психофизиологии эмоций;
- работы о лимбической и ретикулярной активационных системах: учение школы Ивана Павлова и Константина Быкова об условных рефлексах, переработанное в кортико-висцеральную (церебро-висцеральную) концепцию.
Основные неспецифические
Теория всеобщего
Психосоматический стресс находится в причинной связи с хронически переживаемым стрессом. Эта теория опирается на общий адаптационный синдром Селье, который состоит из трех фаз, развивающихся в том случае, если превышена интенсивность так называемого стимуляционного стресса. Соматический, психический и социокультурный стресс стимулируют гипоталамические центры, контролирующие индивидуальное состояние настроения и функций вегетативной нервной системы
^ Теория конституциональной ранимости.
Самый ранимый орган (
^ Теория специфичности индивидуального ответа.
Некоторые индивидуумы
^ Теория различных раздражающих ситуаций.
Различные раздражающие
^ Учение об ответе органов.
Главная детерминанта
^ Теория вегетативного учения (Lachman S.J., 1972).
Психосоматические нарушения
являются результатом частых
и/или длительных, и/или слишком
интенсивных реакций,
^ Второе направление.
Поиск содержательной, логической,
однозначной связи между
Первый. Вопрос о триггерном (пусковом) механизме патологического процесса и начальной стадии его развития.
Второй. Почему один и тот
же сверхсильный раздражитель
у одного человека вызывает
ярко выраженную эмоциональную
реакцию и комплекс
Третий. Почему психическая
травма у одних людей вызывает
заболевание сердечно-
10. Аутопластическая картина болезни
Аутопластическая картина болезни в
сущности является картиной субъективного
восприятия ее больным (Гольдшейдер, Лурия).
В общем она имеет следующие стороны: 1.
сензитивную (локальные боли и расстройства
– по закону распространения импульсов
в более периферических отделах нервной
системы); 2. эмоциональную (страх, тревога,
надежда, т. е. эмоциональные переживания);
3. волевую (усилие справиться с болезнью,
позаботиться об обследовании и лечении);
4. рациональную и информативную (знания
о болезни и ее оценка). Такое «горизонтальное
расчленение» аутопластической картины
болезни, однако, является схематическим,
в действительности психические процессы
всех этих областей переплетаются в различных
комбинациях. Примером «вертикальной»
связи является факт рационализации, где
рациональный компонент в большей или
меньшей степени бессознательно управляется
эмоциональными процессами. Например,
больной уклоняется от хирургического
вмешательства и «объясняет» это тем,
что не верит в успешный исход операции,
и при этом не признается что главной причиной
является страх перед операцией. В аутопластической
картине болезни весьма существенна связь
между субъективным и объективным. Такая
связь довольно сложна и далеко не так
пряма, как это описывается в учебниках
по различным специальностям, т. е. в том
смысле, что будто бы определенному объему
и тяжести объективного патологического
процесса соответствуют адекватно субъективные
ощущения больного.
11. Противоположные элементы
при переживании болезни.
Следует учитывать двойственное (амбивалентное) отношение больного к своему заболеванию. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. Задача врача – искать положительную сторону болезни и показать ее больному. Это часто помогает наладить нужный психотерапевтический контакт и ободряет больного.
Ряд авторов описывают
Реакция на информацию о
заболевании зависит от «