Шпаргалка по "Медицинской психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1. Психологический кризис, признаки, причины, разновидности.
2. Принципы и методы кризисного вмешательства.
3. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
4. Индивидуальная кризисная психотерапия.
44. Психологические проблемы взаимоотношений психолога, врача, пациента.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора.docx

— 104.97 Кб (Скачать файл)

В итоге длинного ряда исследований установлено, что мозг дифференцирован  на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. Психические функции  оказываются в прямой зависимости  от деятельности определенных участков мозга, которые играют главную роль в их осуществлении: разрушение ограниченных участков мозга приводило к комплексу  определенных психических дефектов

Благодаря успехам тонкой анатомии головного мозга, физиологии (в частности, электрофизиологии), психологии, неврологии и нейрохирургии удалось показать, что мозг - это прежде всего сложнейшая система, действующая как дифференцированное целое.  

32.Первый анатомо-функциональный  блок головного мозга.

Функциональные блоки  мозга

Каждая отдельно взятая психическая  функция обеспечивается согласованной  работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так  называемые функциональные системы, которые  представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях  нервной системы и принимающих  участие в решении различных  приспособительных задач.

1-й блок: энергетический

Функция энергетического блока  состоит в регуляции общих  изменений активации мозга (тонус  мозга, уровень бодрствования) и  локальных избирательных активационных  изменений, необходимых для осуществления  высших психических функций.

Энергетический блок включает в себя:

ретикулярная формация ствола мозга

неспецифические структуры среднего мозга

диэнцефальные отделы

лимбическая система

медиобазальные отделы коры лобных и височных долей

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение  тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно  имеет в норме. Эмоциональная  жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически  встревоженным.

 

 

 

 

 

33.Второй анатомо-функциональный  блок головного мозга.

2-й блок: приём, переработка,  хранение экстероцептивной информации

Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат  первичные проекционные зоны коры головного  мозга, выполняющие задачу идентификации  стимула. Основная функция первичных  проекционных зон — тонкая идентификация  свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно  пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет  на ощупь, нарушается ощущение нормального  положения тела, что влечёт за собой  потерю чёткости движений); поражения  в затылочной области и прилегающих  участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

 

 

 

 

 

34. Классификация афазий  по А.Р.Лурия

Афазиями называют системные расстройства речи, которые появляются при глобальных травмах коры левого полушария (у  правшей). Термин «афазия» предложил  в 1864 г. А. Труссо.

Рассмотрим классификацию нарушений  речи, предложенную А. Р. Лурия. Он выделил семь форм афазий.

1. Сенсорная афазия характеризуется  нарушением фонематического слуха.  При этом больные либо вообще  не понимают обращенную к ним  речь, либо (в менее тяжелых случаях)  не понимают речь в усложненных  условиях (например, слишком быструю  речь), у них резко затрудняется  письмо под диктовку, повторение  услышанных слов, а также чтение (из=за невозможности отслеживать правильность своей речи).

2. Акустико-мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти) выражается в том, что больной понимает обращенную речь, но не способен запомнить даже небольшой речевой материал (при этом фонематический слух остается сохраненным). Такое нарушение слухоречевой памяти приводит к непониманию длинных фраз и устной речи вообще.

3. Оптико-мнестическая афазия выражается в том, что больные не могут правильно назвать предмет, а пытаются описать предмет и его функциональное назначение. Больные не могут нарисовать даже элементарные объекты, хотя графические движения у них остаются сохраненными.

4. Афферентная моторная афазия  связана с нарушением поступления  ощущений от артикуляционного  аппарата в кору больших полушарий  во время речи. У больных наблюдаются  нарушения произношения.

5. Семантическая афазия характеризуется  нарушением понимания предлогов,  слов и словосочетаний, в которых  отражаются пространственные отношения.  У больных с семантической  афазией наблюдаются нарушения  наглядно=образного мышления.

6. Моторная эфферентная афазия  выражается в том, что больной  не может произнести ни слова  (только нечленораздельные звуки)  или в устной речи больного  остается одно слово, которое  применяется в качестве замены  всех остальных слов. При этом  у больного сохраняется возможность  понимания обращенной к нему  речи (в некоторой степени).

7. Динамическая афазия проявляется  в бедности речевых высказываний, отсутствии самостоятельных высказываний  и односложности в ответах  на вопросы (больные не способны  составить даже простейшую фразу,  не могут развернуто ответить  даже на элементарные вопросы).

Отметим, что из рассмотренных выше видов расстройств речи первые пять взаимосвязаны с выпадением слухового, зрительного, кинестетического звеньев речи, которые по другому называются афферентными звеньями. Остальные два типа афазий связывают с выпадением эфферентного звена. 

35.Третий анатомо-функциональный  блок головного мозга.

3-й блок: программирование, регуляция и контроль

Блок программирования, регуляции  и контроля за протеканием сознательной психической деятельности, согласно концепции А. Р. Лурии, занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.

Поражения данного отдела мозга  ведут к нарушениям опорно-двигательного  аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При  этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных  глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность  двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение  заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные  впечатления.

 

 

 

 

 

 

 

36. Реабилитационная нейропсихология

Реабилитационное направление  в нейропсихологии занимается восстановлением  утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки  новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.

 Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.

 Спектр приемов, которыми  пользуется реабилитационная нейропсихология,  включает разнообразные системы  воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

 

37. Сущность и значение  психологической экспертизы

Сущность экспертизы. И в теории, и в практике сегодня признается необходимость прибегать к оценкам специалистов-экспертов в сложных, проблематичных ситуациях. Экспертиза проводится, как правило, в экстраординарных случаях, когда познаний лиц, ответственных за принятие решений в сфере социального и производственного управления, судопроизводства, образования, бывает недостаточно.

Судебно-психологическая экспертиза — исследование, осуществляемое экспертом  на основе специальных познаний в  области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих  значение для правильного разрешения дела. Таким образом, судебно-психологическая  экспертиза — это специальное  действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом — психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.

Заключение эксперта-психолога  является одним из предусмотренных  уголовно-процессуальным законом источником доказательств. Оно представляет собой  письменное сообщение эксперта о  ходе и результатах проведенного им исследования и о выводах по поставленным перед ним вопросам.

Экспертизы оказывают существенную помощь в предварительном расследовании  и судебном рассмотрении уголовных  дел. Эксперт своим заключением  помогает следователю и суду выяснить фактические обстоятельства дела, не вдаваясь, однако, в их юридическую  оценку.

Процессуальные требования к экспертизе:

• наличие достаточных оснований  и условий для назначения экспертизы;

• анализ профессиональных качеств  личности эксперта (до назначения эксперта следователь выясняет необходимые  данные о его специальности и  компетентности);

• учет прав и обязанностей эксперта;

• учет прав и обязанностей иных участников, связанных с производством экспертизы;

• элементы относимости и допустимости, предъявляемые к заключению эксперта.

Вопрос о необходимости проведения экспертизы решает лицо, наделенное правом производить дознание и расследование  уголовных дел, — следователь  или суд, за исключением специально предусмотренных законом случаев.

Значение психологической экспертизы состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела и позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел весь арсенал современных научно-психологических средств. Психологическая экспертиза является основным каналом внедрения в судебно-следственную практику достижений психологии. Это назначаемое и осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных психологических знаний, которому закон придает значение источника доказательств или, иными словами, средства доказывания. 

38. Специфика и порядок  назначений судебно-психологической  экспертизы

И в теории, и в практике сегодня  признается необходимость в сложных, проблематичных ситуациях прибегать  к оценкам специалистов-экспертов.

Экспертиза проводится, как правило, в особых, экстраординарных случаях, когда познаний лиц, ответственных  за принятие решений в сфере социального  и производственного управления, судопроизводства, образования бывает недостаточно. Специфическими обстоятельствами, при которых целесообразно назначить экспертизу, могут быть следующие:

• необходимость получения объективного, незаинтересованного решения;

• конфликтная ситуация в сфере  управления, осуществление властных полномочий, наличие спорных позиций  по одному и тому же вопросу, когда  необходимо мнение незаинтересованного  специалиста;

• потребность решить проблемы, находящиеся  на стыке различных отраслей науки  и техники;

• когда границы проблемы шире границ суммарного знания;

• когда об этом указывается в  законе или подзаконном акте.

Информация о работе Шпаргалка по "Медицинской психологии"