Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:10, шпаргалка
1. Психологический кризис, признаки, причины, разновидности.
2. Принципы и методы кризисного вмешательства.
3. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
4. Индивидуальная кризисная психотерапия.
44. Психологические проблемы взаимоотношений психолога, врача, пациента.
Использование экспертизы для решения специальных задач базируется на ряде принципов, основные из которых таковы:
• экспертные оценки должны быть получены от признанных в определенной области знаний специалистов, в максимально систематизированной форме, дающей возможность их обобщения;
• для получения суждений экспертов
в максимально
• выбор экспертов, постановка перед
ними задач, обобщение их суждений должны
основываться на определенной методике.
39. Права и обязанности психолога-эксперта
Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. При этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность за данное им заключение. Кроме того, эксперт-психолог обязан:
•явиться по вызову органа, назначившего экспертизу, и в частности на допрос, и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования и данного заключения
•Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если:
§он является потерпевшим, свидетелем, кем-нибудь из участников дела или их представителем;
§он является родственником потерпевшего, обвиняемого или их законных представителей, а также родственником обвинителя, защитника или лица, производившего дознание;
§он находится или находился в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика;
§он участвовал в деле в качестве специалиста;
§имеются другие обстоятельства, которые дают основание считать, что эксперт лично заинтересован в уголовном деле;
•не разглашать данные предварительного расследования без разрешения органа дознания, следователя, прокурора
•сообщить в письменном виде о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных психологических познаний или предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения.
Эксперт-психолог имеет право:
•знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы
•ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
•присутствовать при производстве следственных (судебных) действий, а также задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы с разрешения следователя или суда;
•эксперты имеют право совещаться между собой перед дачей заключения. Эксперт, не согласный с мнением остальных членов комиссии, составляет отдельное заключение. Таким образом, если мнения экспертов-психологов разделились, то по поводу одного и того же подэкспертного составляются два (или более) заключения;
•обжаловать такие действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, которые ущемляют права эксперта-психолога;
•если эксперт-психолог не является
сотрудником экспертного учреждения,
он имеет право на вознаграждение за проведенное
им экспертное исследование.
40. Цели и задачи психологической реабилитации
Целью реабилитации является оздоровление
больного (инвалида) и оказание ему помощи
в восстановлении или развитии профессиональных
навыков с учетом специфики перенесенной
им травмы или болезни. Варианты реабилитации:
адаптация реабилитанта на прежнем рабочем
месте; реадаптация — работа на новом
рабочем месте с измененными условиями
труда, но на том же предприятии; работа
на новом месте в соответствии с приобретенной
новой квалификацией, близкой к прежней
специальности, но отличающейся пониженной
нагрузкой; при невозможности реализации
вышеизложенных пунктов полная переквалификация
с последующим трудоустройством на том
же предприятии; переквалификация в реабилитационном
центре с подысканием работы по новой
специальности. Основные задачи
реабилитации: ускорение выздоровления;
улучшение исходов травмы (болезни), в
том числе профилактика осложнений; направленность
всех реабилитационных мероприятий на
сохранение жизни больного; предупреждение
инвалидности или смягчение ее проявлений;
возвращение человека к активной жизни,
трудовой и профессиональной деятельности;
возвращение в общество профессиональных
кадров; значительный экономический эффект
для общества — вклад кадров, возвращенных
в строй, плюс устранение затрат. Таким образом, основные
задачи реабилитации заключаются
в том, чтобы сделать больного или инвалида
способным к жизни в обществе, создать
соответствующие предпосылки для вовлечения
его в общественный трудовой процесс,
исходя из того, что трудовая деятельность
является не только необходимым социальным
условием полноценного существования
человека, но и подчас решающим фактором
излечения
41. Основные направления
развития психологической
В основе реабилитации психической лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни, и пр.
Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств.
Осуществление реабилитации
психической требует создания
психологических условий,
Основные направления деятельности психологической реабилитации
1. Психологическое
•индивидуальное консультирование:
- консультирование в сложных
жизненных ситуациях,
- содействие в саморазвитии
и самосовершенствовании
- помощь в осознании индивидом
его основных потребностей, мотивов,
установок, отношений,
•психокоррекция межличностных отношений (детско-родительских, супружеских и т. д.);
•психологическое
2. Психологическая диагностика,
осуществляемая с помощью
•личностные особенности;
•коммуникативные способности;
•структуру интеллекта;
•профориентацию.
3. Групповые формы работы:
•тренинги, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникации;
•обучение приёмам саморегуляции»
•формирование социально-адекватного поведения;
•адаптация к меняющимся условиям жизни.
4.Психопрофилактика
В заключении можно сделать вывод,
что реабилитационные мероприятия
являются эффективным способом коррекции
и нормализации психофизиологического
состояния клиентов, находящихся
в состоянии стресса, хронической
усталости, переживающих острое горе.
42. Методы психологической реабилитации
Реабилитация представляет
собой одновременно цель (восстановление
или сохранение статуса
Наиболее адекватно целям
Вопрос о соотношении
В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических и индивидуально-психологических факторов в формирования картины болезни, в различной степени страдают способности больного к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.
Цели психотерапевтической работы
достижимы тогда, когда учитывается
активность патологического процесса,
психическое состояние
43. Оценка эффективности психологической реабилитации.
Требование разработки критериев и методов оценки эффективности психореабилитации становится все более актуальным в связи с опережающим развитием методов. Чтобы показать всю сложность рассматриваемой проблемы, приведем основные предпосылки для ее решения.
1. Чтобы оценить эффективность
психологической коррекции,
2. При квалифицированном
3. Число пациентов, проходящих курс реабилитации с помощью данного метода, должно быть статистически значимым.
4. Изучение эффективности
5. Группа пациентов, создаваемая
для оценки эффективности
6. В целях объективности
Критерии эффективности
Для оценки изменений в состоянии больных неврозами и другими заболеваниями по критериям симптоматического улучшения, психологическим и социально- психологическим критериям может применяться широкий спектр методик, специально разработанных с учетом данного заболевания, его природы и механизмов, -- клинические шкалы, психологические, социально-психологические, психофизиологические, физиологические методики и т. д.
Необходимо лишь подчеркнуть, что
обнаружение динамики в состоянии
больного с помощью психологических
методов требует применения при
повторных исследованиях