Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".
Использование домашних заданий при работе с супругами.
Важными и в каком-то смысле решающими для дальнейшей работы являются домашние задания, которые можно предложить выполнить супругам к следующей встрече. Конкретное содержание домашнего задания бывает различным и определяется прежде всего проблемами супругов, но именно наличие задания наиболее эффективно включает клиентов в работу и обеспечивает консультанта хорошим материалом для беседы во время приема. Так, уже на первой встрече можно предложить супругам завести дневники, для того чтобы вести записи по одной или двум из следующих тем (домашнее задание с большим количеством тем вряд ли выполнимо):
Что раздражало в супруге в течение недели (или в течение любого другого отрезка времени, определенного в ходе приема). Какие конфликтные ситуации возникали в течение недели. Что неприятного было сказано.
Домашние задания могут быть различными, их основная цель на первом этапе консультирования — уточнение и детализация ситуации в семье.
Техника конструктивных переговоров.
При проведении таких переговоров очень важно придерживаться определенной системы высказываний, не давая ни одному из партнеров проявлять излишние эмоции, вместо того чтобы излагать факты.
Следующий этап — аргументация. Каждый партнер должен как можно подробнее и тщательнее обосновать преимущества своей позиции. И лишь на следующем этапе, выслушав аргументы друг друга, супруги могут высказывать критические замечания (но также по возможности опираясь на логику, а не на эмоции) в адрес позиции партнера.
Одна из эффективных техник налаживания межличностного общения супругов — разговор между ними "глаза в глаза", особенно, когда затрагивается или обсуждается что-то действительно важное для обоих. В этом случае консультант может попросить их обращаться непосредственно друг к другу, глядя в глаза партнера и подробно описывая собственные чувства. При такой форме взаимодействия все, что ими говорится, получает больший вес, глубже понимается обоими, оставляя след в душе каждого. Конечно, супругам бывает далеко не всегда привычно и удобно говорить друг с другом именно таким образом, и часто консультанту приходится напоминать и подчеркивать: "Смотрите в глаза друг другу", "Говорите только о чувствах!"
Коррекция стилей общения
В
процессе консультации может выясниться,
что трудности общения супругов
во многом связаны с тем, что каждый
из них имеет свой, отличный от другого,
стиль, который он/она не только не
хочет, но и не может сменить. Так, например,
одному из партнеров необходима длительная
вечерняя беседа, подробное обсуждение
всех деталей дня, а другой более замкнут,
у него нет потребности что-то рассказывать,
и длинные задушевные беседы кажутся ему
пустой тратой времени. Иногда приходится
только удивляться, как могут два таких
разных человека образовать семью и жить
вместе. В такой ситуации идеальный результат
консультации — создание некоего поведенческого
компромисса с принятием каждым стиля
другого, признанием за ним права быть
таким, каков он есть.
5. Психологические проблемы воспитания приемных детей. Динамика развития приемной семьи, психологические закономерности, этапы и кризисы адаптации.
6. Генограмма как метод анализа семейной истории. Механизмы формирования семейных сценариев.
Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.
Генограмма - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, противоречивые - также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные).
Семейные сценарии и мифы о семье.
Неосознанные семейные стереотипы - это семейные истории, которые живут в нас и передаются из поколения в поколение, формируя таким образом бессознательный сценарий. Очень хорошо проясняется при помощи генограммы, или, при прорисовке своего генеалогического древа.
Психологи давно обратили внимание, что образ мыслей взрослого человека, его манера поведения, особенности взаимоотношения с другими людьми закладываются еще в раннем детстве под влиянием примера собственных родителей.
Одним из первых обратил на это внимание Эрик Берн. Им и его последователями было создана целая система семейной психотерапии, основанная на принципе коррекции негативного детского опыта. В рамках этой теории предполагается, что женщина, повторяя модель отношений своих родителей, вырастая, усваивает жизненную позицию ("начинает играть роль", как говорил Берн) которая может быть определена либо как материнская, либо как дочерняя.
Если в родительской семье доминировала сильная и энергичная мать, которая к тому же, уделяла дочери максимум тепла и заботы, пускай порой и в строгой форме, то у девочки на ее примере формируется материнская позиция по отношению уже к своей семье. Она стремиться стать своим близким надежной и заботливой мамой, которая все знает лучше других , которая всегда готова помочь, а порой и приструнить.
Если же первенство во всех делах семьи принадлежало отцу, а мать была в семье на правах бессловесной Золушки, то девочка, вырастая, скорее всего усвоит дочернюю роль. Она на всю жизнь сохранит в себе маленькую девочку, которой легче прислониться к чьему-то сильному плечу, нежели самой нести груз решения жизненных проблем. Выбирая себе будущего мужа, она подсознательно будет искать в нем сильного и заботливого "отца", который заслонит ее от всех жизненных невзгод.
То же самое касается и мужчин. Если мальчик имел в детстве пример сильного, доминирующего отца, то в дальнейшем он будет стремиться уподобиться ему. Такой мужчина на всю жизнь принимает на себя отцовскую роль - роль хозяина и главы, ответственного за свои решения и готового стать опорой близким. Если же по каким-то причинам реальной главой семьи была мать, то у мальчика формируется пассивная сыновняя позиция. И в своей взрослой жизни он будет искать женщину более сильную и авторитарную, чем он сам, чтобы получать от нее материнскую поддержку и ласковое поглаживание по головке, чтобы выплакать, уткнувшись в ее подол, все слезы обиды или гнева. Очень часто такие мужчины выбирают себе в жены женщин значительно более старших по возрасту, чем они сами. Такой мужчина чувствует себя спокойно и уверенно лишь находясь "под чьим-то каблуком", тогда он вполне реализуется и как специалист в какой-то области и как отличный семьянин.
Мифы, которые деструктивно влияют на установление супружеских отношений:
Миф о вечной любви — установка на то, что чувства не изменяются, что партнёр должен меня любить когда я веду себя не лучшим образом.
Миф «волшебная сила» любви — главное любить - остальное наладится само собой.
Миф — сделай меня счастливой, я за настроение в семье не отвечаю.
Миф «око за око» — если мне партнёр … то я отплачу ему тем же.
Миф о злой несправедливой судьбе — я такого не заслужил.
Мифы ускоряют разрушение отношений в семье и образует эмоциональную зависимость внешнего характера.
7. Психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. Особенности консультирование членов неполной семьи
НЕПОЛНАЯ
СЕМЬЯ - группа ближайших родственников,
состоящая из одного родителя с одним
или несколькими
Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Немаловажно
и то, что в отсутствие одного
из родителей ребенок лишен
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению .
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
8. Консультативная помощь семье, сфокусированная на ребенке.
Проблемы, связанные с воспитанием детей в семье, могут возникать по разным причинам:
1. Особенности личности родителей. Например повышенная тревожность. В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консультирование или психотерапию. Целью этой работы является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработка и закрепление новых способов эмоционального реагирования. Работа с детьми должна быть направлена на исправление дефектов личности ребенка, возникших вследствие неправильного воспитания. Наконец, работа со всей семьей предусматривает обучение членов семьи новым способам внутрисемейного общения, более адекватным задачам эффективного воспитания.
2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи. Сначала необходимо выстроить адекватные отношения между супругами, затем переходить к коррекции родительско-детских отношений. Необходимо позаботиться об установлении четких границ между основными внутрисемейными субсистемами, создании эффективных правил внутрисемейной коммуникации, смене доминирующих аффектов, связанных с соперничеством и агрессивным поведением, на аффекты, связанные с заботой, сотрудничеством, любовью.
3. Особенности личности ребенка. Здесь прежде всего следует вести речь о формально-динамических основах личности, о той или иной степени нарушений органических основ психического функционирования. Следствием подобного рода нарушений, например, является феномен гиперактивного поведения. При использовании специальных коррекционных программ можно достичь весьма эффективных результатов в плане значительного развития высших психических функций. В плане же работы с семьей родителям необходимо разъяснять сущность личностных особенностей ребенка, помочь им понять его поведение, дать родителям рекомендации по выстраиванию корректного общения с ребенком.
4. Несоответствие стиля воспитания и характера ребенка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенности характера ребенка и помочь им разработать эффективную тактику его воспитания с учетом особенностей характера (разработка конкретного плана позитивного реагирования родителя в ответ на то или иное поведение ребенка).
5. Особенности социальной среды, в которой существует семья. Работа с родителями заключается в психологическом просвещении последних: психолог знакомит родителей со ставшими известными ему случаями эффективного поведения в контексте, с которым сталкивается семья. Психолог помогает родителям разработать конкретный план позитивного реагирования в сложившейся ситуации.