Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".
С современной точки зрения семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание.
Функции семьи (Елизаров):
1. Порождение и воспитание детей.
2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
3.
Удовлетворение потребностей
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5.
Удовлетворение сексуально-
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
8.
Удовлетворение потребности
9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
10.
Социальный контроль за
11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.
33. Структура семьи. Психологические особенности полных, неполных и сверхполных семей.
Под структурой семьи подразумевают совокупность устойчивых связей и отношений между членами семьи, обеспечивающих ее целостность (родство, супружество, родительство и свойство). Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
«пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
«смешанная семья» включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
«семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним.
Антонов и Медков выделяют по составу:
Личко разработал следующую классификацию семей:
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов, Медков) разделяют на:
Неполная
семья – группа ближайших родственников,
состоящая из одного родителя с одним
или несколькими
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. В отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, тем не менее неполная семья обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.
Особенности детей из многодетных семей: 1. коллективное сознание, 2. размытое "Я", больше "Мы" 3. проявление конформизма, поддатливость. 4. дети обидчивы, если их не заметили или недооценили. 5. повышенная потребность в похвале. 6.меньшая ориентация в неопределенной ситуации. 7.подозрительность. 8.склонность к девиквентности.
Плюсы: легко идут на уступки, способны считывать чувства(ложь, обман).
Единственные
дети. Плюсы: более общительны, ярко выраженное
я, очень привязан к родителям. минусы:
эгоцентризм, часто кумир семьи, тревожность.
35. Вопросы профессиональной этики в работе с семьей.
Кочюнас сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1.
Консультант ответственен в
2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту информацию об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности.
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
Консультирование супружеской пары должно соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом и веры в ее силы; не переделка, а квалифицированная помощь и поддержка естественного развития. Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Консультант должен принимать семью и ее позиции и давать клиентам почувствовать это. Консультант осуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из ее членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи.
Правила конфиденциальности.
1.
Информацию о клиенте можно
использовать только в
2.
Материалы консультативных
3. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
4. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
5.
Конфиденциальность ограничена
правами третьих лиц и
Кочюнас приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:
1. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.
2.
Необходимость госпитализации
3. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
4. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
Выяснив
в процессе консультирования, что
клиент представляет для кого-то серьезную
угрозу, консультант обязан принять меры
для защиты потенциальной жертвы или жертв
и сообщить клиенту о своих намерениях.
36. Изучение семьи и диагностика ее нарушений. Принципы и методы исследования.
Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.
Волкова и Трапезникова рекомендуют исследовать семью по следующим направлениям:
1)
зоны конфликтов супружества,
потенциальный инициатор
2) степень личной совместимости;
3)
общая мера взаимопонимания и
согласия по различным
4) общий прогноз отношений в паре;
5)
рекомендации по формам и
Основные принципы диагностической работы:
Первый (основной) - единство диагностики и психологической помощи.
Второй - отказ от наращивания
арсенала психодиагностических
методик и сосредоточение
Третий - максимальная приближенность
диагностики к естественным
Четвертый - направленность диагностической работы прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.
Пятый - исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю жизни семьи, семейные мифы, ценности, правила, устойчивые представления и отношения как внутри семьи, так и с внешней средой.
Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
Метод
опроса позволяет практическому
психологу выявить социально-
Метод беседы или интервью может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.
Для изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре используют опросник «Общение в семье», «Распределение ролей в семье» (Алешина, Гозман, Дубовская), проективный тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллер), методику «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Волкова), методику «Типовое семейное состояние» (Эйдемиллер, Юстицкис), проективную методику «Семейная гемограмма» (Эйдемиллер).
Исследование индивидуальности супругов проводят с таких методик, как определение типа темперамента (Айзенк), «16 личностных факторов» (Кеттелл), тест «MMPI», методика рисуночной фрустрации (Розецвейг), цветовой тест (Люшер). Также используют опросник «Измерение установок в семейной паре» (Алешина), тест-опросник удовлетворенности браком (Столин).