Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    5. Не препятствуйте общению с  бабушкой и дедушкой со стороны  бывшего супруга.

    Разговор  с членами семьи о ситуации развода:

    1. Ориентация на будущее. Посмотрите из будущего, в когда все текущие изменения покажутся незначительными, а ваши переживания и проблемы – просто пустяками. Думайте и говорите не о том, что происходит сейчас, а о том, что будет через несколько лет.

    2. Построение благоприятной перспективы.  Усиливайте лучшее и ослабляйте  худшее – это полезное правило  для серьезного разговора с  ребенком.

     3. Отношение к разводу как к  преходящему событию. Как бы  вы это ни переживали и не  ощущали сами, ваш родительский долг – уменьшить значение происходящего в жизни ребенка. Для этого стоит поговорить и о других сторонах действительности – о детских праздниках, каникулах, выборе профессии и других вещах, которые наполняют жизнь.

          15. Семья-первый институт социализации. Этапы первичной социализации.

    Специфика семьи как социального института  состоит в том, что она, с одной  стороны, может быть рассмотрена  как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

    В сфере деятельности семья – первичная ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Еще один важный компонент деятельности – овладение совокупностью различных ролей, в том числе социальных.

    Другой  аспект – восприятие ребенком в  семье первых норм и ценностей.

    Особое  значение имеет семья для формирования самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа-Я. Бернс считает, что формирование образа-Я зависит также от типа поведения родителей – авторитарного  или либерального.

    Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей семьи, они  едины в одном: для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой среде, предоставляющей  им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья. Во всех же социально-психологических концепциях личности семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.

    Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны, а таковыми являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы.

    Первичная социализация.

    Термин  «первичная» в социологии относится  ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации.

    Первичная социализация – сфера межличностных  отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие  семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека  нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

    В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.

    Первое  детство очень важно. Первые мгновенья  жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.

    Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка  начинают четко проявляться привязанности. Ребенок четко может определить, что у него пропал из виду знакомый предмет.

    В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком  возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.

    Первичная социализация завершается, когда в  сознании индивида укоренено понятие  «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

    Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и  направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.

    Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей  она сохраняется и во второй. И  напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д. 

    16. Психология воздействия  сверхсильных жизненных  факторов, их последствия  для семьи и  отдельных ее членов.

    Современная семья и её проблемы служат объектами  исследования в психологи, педагогике, социологии, демографии, экономики. В наше время включение в семью перестало быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Трудности с которыми   сталкивается семья, так последствия их для неё вызывает значительный интерес социологов, психиатров. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на 2-х направлениях: 1-ое – исследование семьи в условиях трудности, возникающих в силу неблагоприятного, действия широких социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий. 2-ое – изучение трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а так же проблемы, возникающие в случи если что-то нарушает жизнь семьи : длительная разлука, развод, смерть  одного из членов семьи, тяжелое заболевание. Все эти обстоятельства приводят к сложным и многосистемным  последствием и проявлением нарушений в жизни семьи. Это с одной стороны нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизни, ослабление сплоченности, с другой – нарастание усилий семьи, направленных на её сохранение и возрастание сопротивления трудностям. В целом семейные нарушения представляют собой сложное образование, включая факторы его обуславливающие, неблагоприятные последствия для семьи, её реакций на трудности, в частности осмысление нарушений членов семьи. Все трудности которые возникают перед семьей и угрожают её жизнедеятельности можно подразделить  по силе и длительности их действия. Особое значение имеют 2-е группы трудностей: сверхсильные и длительные раздражители.

    17. Семейные конфликты, их причины, типы и способы конструктивного решения. Роль консультанта в разрешении конфликтных ситуаций в семье.

    Причины конфликтов: разные взгляды на семейную жизнь; неудовлетворенные потребности  и пустые ожидания; пьянство одного из супругов; неверность; неуважительное отношение друг к другу; нежелание участвовать в воспитании детей; бытовая неустроенность; неуважение к родственникам; нежелание помогать по дому; различия в духовных интересах; эгоизм; несоответствие темпераментов; ревность и т. д.

    Чаще  всего причин несколько, и последняя  не является основной. Конфликты можно  поделить на два типа в зависимости  от их разрешения.

    Созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, старание изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами, общение становится более конструктивным.

    Разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», больше проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение, общение  друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

    Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом на пути к разрешению конфликта становится обращение к психологу.

    Из  сказанного выше видно, что первоочередной задачей психолога-консультанта по отношению к супружеским конфликтам является не устранение или предотвращение конфликтов, а формирование у супругов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

    В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих  формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

    Одной из таких техник является методика «Конструктивная ссора» Кратохвила. Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.

    Методика  «Супружеский договор». Сущность ее состоит  в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность.

    Через неделю супруги вновь встречаются  с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Обсуждаются причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.

      Способы решения конфликта.

    1. Попробуйте установить причину  конфликта. Но старайтесь услышать  друг друга, правильно понять. Чаще всего причина обрастает  несуществующими претензиями и  придирками, за которыми не видно  истинного смыла конфликта. 

    2. Конфликт — это не повод оскорблять или стараться задеть другого. Конфликт должен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы. Цель — установить доброжелательную обстановку в семье, не забывайте об этом ни на минуту. Конфликт, ссора не равна битве. Нельзя втягивать в конфликт детей, родителей, знакомых, соседей, друзей. Третье лицо обязательно, вольно или невольно, примет какую-нибудь сторону, вряд ли посторонние люди будут справедливы в оценке ситуации. Неприемлемо участие в конфликте ребенка.

    3. В конфликте держитесь существа  разногласий, не отвлекайтесь  от обсуждения темы, не пытайтесь  сразу выяснить все проблемы. Не высмеивайте мнение супруга,  даже если оно кажется вам  нелепым, абсурдным. Важно понять  позицию друг друга.

    4. Ищите компромисс. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Поэтому конфликт часто долго не угасает. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма— это ведет к большим разногласиям.

    5. Проявите чувство юмора. Также  можно иногда промолчать или  игнорировать выпад супруга, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Имейте мужество признать ошибку, если вы ее допустили, необходимо  подойти и извиниться. Не обостряйте  конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну. 
 

    31. Методы и приемы  воспитания в семье.

    Методы  воспитания - это конкретные пути воздействия  на сознание, чувства, поведение детей  для решения педагогических задач  и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром.

    1. Убеждение. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. 2. Пример. Представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. 3. Приучение. Формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. 4. Методы стимулирования: поощрение и наказание. Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"