Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".
5.
Не препятствуйте общению с
бабушкой и дедушкой со
Разговор с членами семьи о ситуации развода:
1. Ориентация на будущее. Посмотрите из будущего, в когда все текущие изменения покажутся незначительными, а ваши переживания и проблемы – просто пустяками. Думайте и говорите не о том, что происходит сейчас, а о том, что будет через несколько лет.
2.
Построение благоприятной
3. Отношение к разводу как к преходящему событию. Как бы вы это ни переживали и не ощущали сами, ваш родительский долг – уменьшить значение происходящего в жизни ребенка. Для этого стоит поговорить и о других сторонах действительности – о детских праздниках, каникулах, выборе профессии и других вещах, которые наполняют жизнь.
15. Семья-первый институт социализации. Этапы первичной социализации.
Специфика
семьи как социального
В сфере деятельности семья – первичная ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Еще один важный компонент деятельности – овладение совокупностью различных ролей, в том числе социальных.
Другой аспект – восприятие ребенком в семье первых норм и ценностей.
Особое
значение имеет семья для формирования
самосознания ребенка, а следовательно,
для формирования у него образа-Я.
Бернс считает, что формирование
образа-Я зависит также от типа
поведения родителей –
Как
бы ни различались теоретико-
Как
элемент макросреды семья является
проводником ребенка в
Первичная социализация.
Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.
В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.
Первое детство очень важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.
Между
8-м и 12-м месяцами у ребенка
начинают четко проявляться
В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.
Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.
Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.
Первичная
социализация наиболее интенсивно происходит
в первой половине жизни, хотя по убывающей
она сохраняется и во второй. И
напротив, вторичная социализация охватывает
вторую половину жизни человека, когда,
повзрослев, он сталкивается с формальными
организациями и учреждениями, называемыми
институтами вторичной социализации:
производством, государством, СМИ, армией,
церковью и т.д.
16. Психология воздействия сверхсильных жизненных факторов, их последствия для семьи и отдельных ее членов.
Современная семья и её проблемы служат объектами исследования в психологи, педагогике, социологии, демографии, экономики. В наше время включение в семью перестало быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Трудности с которыми сталкивается семья, так последствия их для неё вызывает значительный интерес социологов, психиатров. Исследования в этой области отчетливо сосредотачиваются на 2-х направлениях: 1-ое – исследование семьи в условиях трудности, возникающих в силу неблагоприятного, действия широких социальных процессов: войн, экономических кризисов, стихийных бедствий. 2-ое – изучение трудностей, встречающихся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а так же проблемы, возникающие в случи если что-то нарушает жизнь семьи : длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание. Все эти обстоятельства приводят к сложным и многосистемным последствием и проявлением нарушений в жизни семьи. Это с одной стороны нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизни, ослабление сплоченности, с другой – нарастание усилий семьи, направленных на её сохранение и возрастание сопротивления трудностям. В целом семейные нарушения представляют собой сложное образование, включая факторы его обуславливающие, неблагоприятные последствия для семьи, её реакций на трудности, в частности осмысление нарушений членов семьи. Все трудности которые возникают перед семьей и угрожают её жизнедеятельности можно подразделить по силе и длительности их действия. Особое значение имеют 2-е группы трудностей: сверхсильные и длительные раздражители.
17. Семейные конфликты, их причины, типы и способы конструктивного решения. Роль консультанта в разрешении конфликтных ситуаций в семье.
Причины конфликтов: разные взгляды на семейную жизнь; неудовлетворенные потребности и пустые ожидания; пьянство одного из супругов; неверность; неуважительное отношение друг к другу; нежелание участвовать в воспитании детей; бытовая неустроенность; неуважение к родственникам; нежелание помогать по дому; различия в духовных интересах; эгоизм; несоответствие темпераментов; ревность и т. д.
Чаще всего причин несколько, и последняя не является основной. Конфликты можно поделить на два типа в зависимости от их разрешения.
Созидательный — представляет собой определенное терпение в отношениях друг к другу, выдержку и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, старание изменить сложившиеся отношения. Итог: налаживаются доброжелательные отношения между супругами, общение становится более конструктивным.
Разрушающий — представляет собой оскорбления, унижение: стремление «насолить», больше проучить, свалить вину на другого. Итог: исчезает взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.
Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом на пути к разрешению конфликта становится обращение к психологу.
Из сказанного выше видно, что первоочередной задачей психолога-консультанта по отношению к супружеским конфликтам является не устранение или предотвращение конфликтов, а формирование у супругов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Одной из таких техник является методика «Конструктивная ссора» Кратохвила. Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.
Методика «Супружеский договор». Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность.
Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Обсуждаются причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.
Способы решения конфликта.
1.
Попробуйте установить причину
конфликта. Но старайтесь
2. Конфликт — это не повод оскорблять или стараться задеть другого. Конфликт должен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы. Цель — установить доброжелательную обстановку в семье, не забывайте об этом ни на минуту. Конфликт, ссора не равна битве. Нельзя втягивать в конфликт детей, родителей, знакомых, соседей, друзей. Третье лицо обязательно, вольно или невольно, примет какую-нибудь сторону, вряд ли посторонние люди будут справедливы в оценке ситуации. Неприемлемо участие в конфликте ребенка.
3.
В конфликте держитесь
4. Ищите компромисс. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Поэтому конфликт часто долго не угасает. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма— это ведет к большим разногласиям.
5.
Проявите чувство юмора. Также
можно иногда промолчать или
игнорировать выпад супруга,
31. Методы и приемы воспитания в семье.
Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром.
1. Убеждение. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. 2. Пример. Представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. 3. Приучение. Формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. 4. Методы стимулирования: поощрение и наказание. Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.