Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".
Негативная
сторона безусловной
Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Её принцип таков: « я люблю тебя потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Условная любовь отца – учит ребенка как узнавать дорогу в мир. – позволяет что то сделать, чтобы добиться её, «я могу трудиться ради неё», - не находится вне пределов контроля ребенка, как любовь материнская, - направляема принципами и ожиданиями; - она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной; - должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы; - позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободится от авторитета отца. Отрицательные стороны отцовской любви: - факт что должна быть заслуженна; - что она может быть утеряна, если ребенок не сделает того, что от него ждут. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество в котором он родился.
25. Стадии супружеской жизни и особенности взаимодействия супругов на разных этапах семейного цикла.
На первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей. Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания. Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщины. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что: добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) — освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «перескакивают на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка; появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи Аннтила и Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка. Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т. д. На третьей стадии возможны конфликты по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», 30-33-х лет). Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей. На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность. На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношения с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т. д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов. Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка.
28. Исторические формы брачно – семейных отношений.
Изменение
семьи эволюционировало от промискуитета
(беспорядочных половых связей)
Для
ранних ступеней общественного развития
была характерна беспорядочность половых
отношений. С появлением родов возник
групповой брак, который регулировал
эти отношения. Группы мужчин и женщин
жили рядом и состояли в «коммунальном
браке» – каждый мужчина считал себя мужем
всех женщин. Постепенно формировалась
групповая семья, в которой женщина занимала
особое положение. Через гетеризм (гинекократию)
– отношения, основанные на высоком положении
женщин в обществе, – прошли все народы
в направлении к индивидуальному браку
и семье. Дети находились в женской группе
и только повзрослев переходили в группу
к мужчинам. Первоначально доминировала
эндогамия – свободные связи внутри рода,
затем, в результате возникновения социальных
«табу», экзогамия – запрет браков внутри
«своих» родов и необходимость вступать
в него с членами других общностей. Табу
инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал
Вестермарк. Он доказал, что эта мощная
социальная норма укрепляла семью. Появилась
кровнородственная семья: брачные группы
были разделены по поколениям, половая
связь между родителями и детьми была
исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья
– групповой брак, охватывавший братьев
с их женами или группу сестер с их мужьями.
В такой семье исключалась половая связь
между сестрами и братьями. Родство определялось
по материнской линии, отцовство было
неизвестно.
Затем сформировался полигамный брак:
многоженство, многомужество. Дикари убивали
новорожденных девочек, из-за чего в каждом
племени был избыток мужчин, а женщины
имели несколько мужей. В этой ситуации,
когда родство по отцовской линии определить
было невозможно, сложилось материнское
право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных
потерь мужчин во время войн. Мужчин было
мало, и они имели нескольких жен. Ведущая
роль в семье перешла от женщины (матриархат)
к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат
был связан с наследственным правом, т.е.
с властью отца, а не мужа. Задача женщины
сводилась к рождению детей, наследников
отца. От нее требовалось соблюдение супружеской
верности, поскольку материнство всегда
очевидно, а отцовство – нет.
В кодексе вавилонского царя Хаммурапи
за несколько тысячелетий до нашей эры
была провозглашена моногамия, но вместе
с тем закреплено неравенство мужчин и
женщин. Господином в моногамной семье
стал мужчина-отец, заинтересованный в
том, чтобы удержать собственность в руках
кровных наследников. Состав семьи значительно
ограничивался, от женщины требовалась
строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние
жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось
брать наложниц. Подобные законы издавались
в древние и средние века во всех странах.
Многие ученые-этнографы отмечали, что
всегда как антитеза моногамии существовала
проституция. В исследованиях, посвященных
проблемам семьи, прослеживаются основные
этапы ее эволюции: почти у всех народов
счет родства по матери предшествовал
счету родства по отцу; на первичной ступени
половых отношений наряду с временными
(краткими и случайными) моногамическими
связями господствовала широкая свобода
брачных сношений; постепенно свобода
половой жизни ограничивалась, уменьшалось
число лиц, имеющих брачное право на ту
или иную женщину (или мужчину); динамика
брачных отношений в истории развития
общества заключалась в переходе от группового
брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также
трансформировались на протяжении истории.
Различают шесть стилей отношений к детям.
Инфантицидный – детоубийство, насилие
(с древности до 4 века н.э.).
Бросающий – ребенка отдают кормилице,
в чужую семью, в монастырь и пр. (4 - 14 вв.).
Амбивалентный – дети не считаются полноправными
членами семьи, им отказывают в самостоятельности,
индивидуальности, «лепят» по «образу
и подобию», в случае сопротивления жестоко
наказывают (14 – 17 вв.).
Навязчивый – ребенок становится ближе
родителям, его поведение строго регламентируется,
внутренний мир контролируется (18 в.).
Социализирующий – усилия родителей направлены
на подготовку детей к самостоятельной
жизни, формирование характера; ребенок
для них – объект воспитания и обучения
(19 – начало 20 в.).
Помогающий – родители стремятся обеспечить
индивидуальное развитие ребенка с учетом
его склонностей и способностей, наладить
эмоциональный контакт (середина 20 в. –
настоящее время).
29. Типы браков. Особенности социально – ролевого статуса мужчины и женщины в современной семье.
Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В Православии и в Католичестве бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание. Мезальянс — брак между лицами неравного положения. Морганатический брак — разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран. Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также гражданским браком часто неправильно называется фактический брак. Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926—1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Полигиния— одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причём возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Полиандрия (M+1) — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Групповой брак — сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами. В наше время является формой экспериментов молодёжи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.
В России традиционно муж обязывался содержать жену, жена - быть ему помощницей во всех начинаниях. В восточной культуре, где сильнее всего выявляются жестокие мусульманские законы, женщинам уделяется самая маленькая роль, а мужчин возносят на пьедестал. Браки здесь – это крепкая связь на всю жизнь, где мужчина имеет практически полную свободу, а женщина оказывается заключенной в брачной клетке словно птица. Семейные отношение в Турции очень сложные и женщина здесь скована строгими мусульманскими законами и традициями, которые гласят, что нужно подчинятся своему мужу. Главная задача женщины в семье состоит в том, чтобы не мешаться мужу и не встревать лишний раз в разговор.
Даже
на улицах можно заметить, что женщина
всегда следует позади мужчины, как будто
она не имеет к нему никакого отношений.
Мужчина не может позволить женщине находиться
очень близко к нему, считая, что женщина
этого просто недостойна.
30. Социально – психологические особенности семьи группы «риска». Факторы «риска».
Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют
Вторую группу представляют
Пример: семья алкоголиков. Взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Семьи
группы риска характеризуются: Слабой
способностью членов этих семей к
анализу того, что происходит в семье,
неспособностью по этой причине выдвигать
цели по улучшению жизни семьи и достигать
эффективных результатов. Слабой способностью
обсуждать словесно проблемы семьи; члены
этих семей плохо понимают, когда психолог
пытается им объяснить на словах, как можно
улучшить жизнь семьи, и в чем причины
неблагополучия. Засильем в семье эмоций,
связанных с достижением власти, доминированием,
агрессией в противовес эмоциям, связанным
с любовью, заботой, взаимопомощью. Важной
и необходимой на всех стадиях работы
с семьей группы риска задачей является
демонстрация психологом членам семьи
иных форм поведения, эмоционального реагирования,
чем принято в семье. Недопустимо гордое,
высокомерное, презрительное отношение
к членам семей группы риска, ибо многие
в этих семьях склонны так относиться
к другим, и это является препятствием
в этих семьях на пути к любви и заботе.
Психологу следует демонстрировать прямо
противоположное поведение – заинтересованность,
стремление к отношениям на равных. Всегда
следует найти, за что можно уважать каждого
члена семьи, и демонстрировать ему это
уважение, объясняя, за что психолог этого
человека уважает. Важно научить всех
членов семьи тому, как противостоять
манипулятивным влияниям извне с целью
выманить деньги, заставить делать не
свою работу или склонить к приему алкоголя,
наркотиков, подобному. Следует предложить
проиграть соответствующие ситуации психологического
давления, и научить членов семьи разумно,
словами, в социально приемлемой форме
отказываться от того, что им не выгодно
и не входит в их планы, отстаивать свои
права. Важно также вовлекать членов подобных
семей в совместные (дети, родители, члены
других семей) эмоционально насыщенные
игры, которые делают позиции общения
в семье более равными, отношения более
заботливыми, а поведение за пределами
семьи более смелым и предприимчивым.
32. Социальная сущность брака и семьи. Функции современной семьи.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.
Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обществом (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организации и т. д. и т. п.), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. По Энгельсу семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. «Детопроизводство» — главная функция семьи, все остальные функции семьи являлись внешними, дополнительными (накопление и передача по наследству, организация производства, потребление и быт).