Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению,
и практические, определяют склонность к конкретным, практическим действиям
- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,
и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью.
Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.
Задатки
даны человеку с рождения или возникают
благодаря естественному
Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень.
По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:
одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности;
талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области.
Методы диагностики способностей. Существуют общие методы изучения способностей - специальные тестовые батареи. Они направлены на измерение способностей, необходимых в разных видах деятельности, и позволяют человеку ориентироваться в мире профессий. Наиболее известными являются батарея тестов общих способностей (ДАТ) и общих способностей (ГАТБ).
Батарея тестов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии с английским названием).
Батарея
ДАТ впервые была создана в 1947
г., гг. Она создавалась для нужд
средней школы и нашла
1.Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. Словесное мышление
2. Числовые способности
3.
Абстрактное мышление. Серии фигур
задания расположены в
4-й и 5-й субтесты проверяют техническое мышление и пространственные представления испытуемого
6.
Скорость и точность
7-й и 8-й субтесты измеряют способности испытуемых правильно пользоваться правописанием и строить предложение ("Использование языка").
Опираясь на эти данные, создатели теста сделали вывод, что проверяемые этими субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе.
Батареей общих способностей (сокращенно ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использовалась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях.
Эта батарея использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам. Современная батарея включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности диагностируются путём заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы. Субтест на скорость восприятия клерка представлен парами слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов. Ручная ловкость, пальцевая моторика изучаются с помощью специального приспособления (4 субтеста).