Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению,

и практические, определяют склонность к конкретным, практическим действиям

- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,

 и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Человек, способный ко многим и различным  видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

Задатки даны человеку с рождения или возникают  благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются  в результате обучения.

Любая способность  в своем развитии проходит ряд  этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень.

По уровню развития способности разделяют  на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности;

талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;

гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области.

Методы диагностики способностей. Существуют общие методы изучения способностей - специальные тестовые батареи. Они направлены на измерение способностей, необходимых в разных видах деятельности, и позволяют человеку ориентироваться в мире профессий. Наиболее известными являются батарея тестов общих способностей (ДАТ) и общих способностей (ГАТБ).

Батарея тестов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии с английским названием).

Батарея ДАТ впервые была создана в 1947 г., гг. Она создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она  должна была включать измерение таких  качеств, которые имеют значение для продолжения образования  в высшей школе. ДАТ разработана Психологической ассоциацией и включает восемь субтестов.

1.Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. Словесное мышление

2. Числовые способности

3. Абстрактное мышление. Серии фигур  задания расположены в определённой  последовательности. Испытуемый должен  продолжить серию, выбрав соответствующую  фигуру из 5 предложенных.

4-й  и 5-й субтесты проверяют техническое мышление и пространственные представления испытуемого

6. Скорость и точность восприятия. Даны несколько комбинаций символов, одна из которых выделена. Испытуемый  должен найти и отметить такую же на бланке ответов.

7-й  и 8-й субтесты измеряют способности испытуемых правильно пользоваться правописанием и строить предложение ("Использование языка").

Опираясь  на эти данные, создатели теста  сделали вывод, что проверяемые  этими субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе.

Батареей  общих способностей (сокращенно ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использовалась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях.

Эта батарея использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим  местам. Современная батарея включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вербальные способности диагностируются путём заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы. Субтест на скорость восприятия клерка представлен парами слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов. Ручная ловкость, пальцевая моторика изучаются с помощью специального приспособления (4 субтеста).

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"