Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"
Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.
Апперцепция восприятия – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Избирательность заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
Классификация восприятия:
В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
Различают восприятие преднамеренное и непреднамеренное.
Ассоциативная теория (19-го век И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э.Б. Титченер.) По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.
Объединение
ощущений в восприятие осуществляется
посредством ассоциаций по смежности
или по сходству. Этот ассоциативный
механизм определяет ведущую роль прошлого
опыта для возникновения
Гештальтпсихология. Гештальтпсихологи исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем "полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.
Концепция Дж.Гибсона. Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внешним миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологический акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности - окружающая среда. Зрительная информация извлекается из светового потока.
Ж. Пиаже. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.
Методы исследования восприятия
Феноменологический метод. Вопрос, который беспокоит исследователя: что человек видит, слышит, чувствует в этих условиях?
Самонаблюдение (интроспекция) - это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. В частности, анализируют ясность, четкость, детальность образов, их угасание, возникновения, взаимосвязь с другими актуальными образами за разной стимуляции и условий наблюдения.
Измерительный метод. Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности (регистрируются движения органов, что воспринимают: глаза, руки, головы и др., которые дают оперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия).
Изучение физиологических
11. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания
Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.
Виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.
Интеллектуальное. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного - в отсутствии волевого усилия.
Свойства внимания
- Объем внимания измеряется количеством объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время;
- Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.
- Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; это способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.
- Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах.
- Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
- Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
- Отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.
Различают естественный и искусственный
пути развития внимания. Естественный
путь обусловлен медленными биологическими
процессами развития самой психики
человека. Искусственный же путь предполагает
интенсификацию развития за счет различных
психологических приемов и
12. Методы изучения и методики диагностики внимания
Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, устойчивость, распределение, концентрация, и переключение. избирательность
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени
Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом.
Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв. Испытуемому предлагается в течение определенного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.
Такое же значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Исследование распределения и переключения внимания.
Используются «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.
Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.
Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5 – 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок.
Изучение избирательности
13. Произвольные и волевые усилия человека. Психологические механизмы волевой регуляции.
Воля - форма регуляции поведения. Если эмоции - непроизвольные, волевая регуляция - произвольная.
Общими признаками волевого действия являются: 1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия; 2) необходимость его совершения; 3) наличие дефицита побуждения/торможения.
Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие.
Произвольное действие – реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить.
Произвольное действие определяется как нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Произвольные действия совершаются в связи с потребностями человека, сопровождаются чувством хотения. Ещё одним признаком произвольного действия является его осознанность.
По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Волевое действие связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.
Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.
Механизмы
восполнения дефицита
Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.
Изменение смысла
деятельности обычно
1) путем переоценки значимости мотива; 2) через изменение роли, позиции человека; 3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.
Наиболее важными волевыми
14. Память: виды, типы, формы, функции.
Индивидуальные особенности
Память - психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание информации.