Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Константность восприятия - свойство    воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Апперцепция восприятия – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Избирательность заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Классификация восприятия:

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Основой другого  типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в  нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Различают восприятие преднамеренное и непреднамеренное.

10. Теории восприятия. Методы изучения  восприятия

Ассоциативная теория (19-го век И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э.Б. Титченер.) По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.

Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности  или по сходству. Этот ассоциативный  механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия. Они считали, что осприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихологи исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем "полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.

Концепция Дж.Гибсона. Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внешним миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологический акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности - окружающая среда. Зрительная информация извлекается из светового потока.

Ж. Пиаже. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.

Методы исследования восприятия

Феноменологический  метод. Вопрос, который беспокоит исследователя: что человек видит, слышит, чувствует в этих условиях?

Самонаблюдение (интроспекция) - это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. В частности, анализируют ясность, четкость, детальность образов, их угасание, возникновения, взаимосвязь с другими актуальными образами за разной стимуляции и условий наблюдения.

Измерительный метод. Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности (регистрируются движения органов, что воспринимают: глаза, руки, головы и др., которые дают оперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия).

Изучение физиологических основ  восприятия проводится с помощью макропотенциалов мозга: вызванных потенциалов. фоновой ЭЭГ (изучение параметров ЭЭГ отдельных зон коры или показателей их совместного взаимодействия при восприятии стимулов.)

 

 

 

 

 

11. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания

Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного - в отсутствии волевого усилия.

Свойства внимания

- Объем внимания измеряется количеством объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время;

- Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.

- Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; это способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

- Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах.

- Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

- Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

- Отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный  пути развития внимания. Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики  человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных  психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления  приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают  факторы: - речь, развиваемая под  воздействием обучения; - копирование (подражание) поведения людей; - умственная деятельность.

 

 

 

 

12. Методы изучения и методики  диагностики внимания

Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, устойчивость, распределение, концентрация, и переключение. избирательность

Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени

Прибор, применяемый  для этой цели, называется тахистоскопом.

Число ясно воспринятых  предметов и является показателем  объема внимания.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв. Испытуемому предлагается в течение определенного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.

Такое же значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Исследование распределения и переключения внимания.

Используются «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.

Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.

Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение      5 – 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки.  Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок. 

Изучение избирательности внимания. Испытуемым предлагается бланк с написанными построчно буквами. Среди букв необходимо отыскать слова и подчеркнуть их. Время работы - 2 минуты. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Произвольные и волевые усилия  человека. Психологические механизмы  волевой регуляции.

        Воля - форма регуляции поведения. Если эмоции - непроизвольные, волевая регуляция - произвольная.

Общими признаками волевого действия являются: 1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия; 2) необходимость его совершения; 3) наличие дефицита побуждения/торможения.

Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие.

Произвольное действие – реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить.

Произвольное действие определяется как нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Произвольные действия совершаются в связи с потребностями человека, сопровождаются чувством хотения. Ещё одним признаком произвольного действия является его осознанность.

  По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Волевое действие связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.

          Механизмами  волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

           Механизмы  восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов

           Необходимость  совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

     Изменение смысла  деятельности обычно происходит:

1) путем переоценки  значимости мотива; 2) через изменение  роли, позиции человека; 3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

           Наиболее важными волевыми свойствами  являются - целеустремленность, настойчивость,  решительность, инициативность, смелость  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Память: виды, типы, формы, функции.  Индивидуальные особенности памяти  и ее развитие

Память - психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"