Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Теория справедливости Стейси Адамсон (1963 г.). Сущность теории состоит в том, что сотрудники сравнивают свои усилия (затраты труда, вклады) и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. Теория основана на предположении, что люди, работающие за вознаграждение, получаемое от организации, мотивируются желанием получать справедливое вознаграждение за выполняемую работу. Если обнаруживается люди будут стремиться уменьшить интенсивность своего труда.

Модель мотивации  Портера - Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое - несправедливое), степень удовлетворения.

Справедливое  вознаграждение повышает мотивацию, и наоборот.

Содержательные теории мотивации стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. К ним относятся: теория потребностей А.Маслоу; - двухфакторную теорию Ф.Герцберга, теория Дэвида МакКлелланда.

Теория потребностей А.Маслоу 40-е гг. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1) физиологические  потребности (голод, жажда, сон)

2) Потребность  в безопасности.

3) Социальные  потребности.  Любовь, быть принятым.

4) Потребность  в признании: достижение успеха, власть, одобрение.

5) Потребность  в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

(Человек,  испытывающий голод, будет сначала  стремиться найти пищу, и только  после еды будет пытаться построить  убежище.)

Двухфакторная теория мотивации Фредерик Герцберг. Теория базируется на потребностях человека. В результате экспериментов, Герцберг установил, на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов:

Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.

Факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

Присутствие мотиваторов вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Теория МакКлелланда делает основной упор на потребности высших уровней: стремление к власти, успеху и причастности. Эти потребности могут стать очень сильными побуждающими факторами. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.

Стремление  к успеху тоже заставляет человека брать ответственность на себя, искать способы достижения цели.

Мотивация на основе потребности в причастности означает, что сотрудники с потребностью в причастности будут очень хорошо себя чувствовать на работе с большим  количеством контактов.

.

28. Методы экспериментального изучения  личности

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Психодинамическое направление в исследовании личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер)

З. Фрейд. Психика человека состоит из трех уровней: "ОНО", "Я", «СВЕРХ-Я».

 "ОНО" - источник человеческих желаний, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемые и функционируют в бессознательном, руководствуются принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желаний;

"Я" - действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и. самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания "ОНО";

"СВЕРХ-Я" - действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого.

Уровень "Я" сознания находится  в состоянии постоянного конфликта  с "ОНО"

Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической  защиты:

вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО";

 проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу;

рационализация - бессознательная попытка обосновать абсурдную идею.

К.Г. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:

   1. Эго - это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно - объективной реальностью.

   2. Личное (индивидуальное) бессознательное. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение. Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением.

  3. Коллективное бессознательное - это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного; это следы памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания (архетип) - это врожденные первичные образы - модели, которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, присущий всем расам и народам, который проявляется в первобытной мифологии, народном эпосе, в религиозных верованиях.

А. Адлер В человеческом поведении подчеркивал роль социального фактора: характер человека складывается под воздействием сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».

Адлер считал, что изначально большинству  детей присуще ощущение собственной  неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.

 Основной фактор, определяющий  развитие личности - главная жизненная  цель, достижению которой подчинена  жизнь человека. Жизненные цели  возникают у ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. Все индивидуальные особенности - целостная система, направленная на достижение цели. Главная жизненная цель, определяющая развитие индивидуальности  - достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным - стремление к власти, богатству, силе, красоте…

 

30. Диспозициональная теория личности (Г.Оллпорт)

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи.

 Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Оллпорт выделял общие и индивидуальные черты.

Общие - любые характеристики, присущие определенному количесттву людей в пределах данной культуры, поскольку в этом случае люди испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и потому у них развиваются похожие модели адаптации, общие личностные параметры.

Индивидуальные черты, или индивидуальные диспозиции - это уникальные характеристики человека, не допускающие сравнения с другими людьми. Они наиболее точно отражают его личностную структуру. Оллпорт выделил три их типа: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальная диспозиция – характеристика, выраженная настолько сильно, что фактически все поступки человека могут быть объяснены ее влиянием.

Центральные диспозиции, яркие характеристики индивидуальности человека, - такие тенденции в его поведении, которые могут легко обнаруживать окружающие. Их лучше всего сравнить с качествами человека (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Обычно их бывает 5-10, и все они наиболее точно отражают существенные характеристики конкретной личности.

Вторичные диспозиции. Черты менее обобщенные, не столь устойчивые и заметные.К ним, например, можно отнести индивидуальные предпочтения в одежде, еде, привычки.

Оллпорт подчеркивал, что личность представляет собой единство, что существует некий принцип, организующий установки, мотивы, ощущения, склонности в единое целое. Он назвал это «проприумом» - все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. Проприум как внутреннее единство формируется постепенно, с детства, вплоть до зрелости, проходя ряд этапов. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (Р.Кеттелл)

Факторный подход к исследованию личности предполагает анализ влияния отдельных факторов на ее развитие.

Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В качестве исходного материала  для факторного анализа черт личности Кэттел использовал список из 4500 названий черт, которые в свое время выписали из толкового словаря Олпорт и Одберт.

Все собранные им для факторного анализа данные Кэттел разделил на 3 вида:

L-данные (регистрация реального  поведения людей)

Q-данные (свидетельства людей о  самих себе)

T-данные (результаты объективных  тестов)

В структуре личности Р. Кеттелл различал поверхностные и исходные черты.

 Поверхностная черта представляет собой наблюдаемые формы поведения, которые, как представляется, тесно связаны, но в действительности управляются основополагающей исходной чертой.

Исходные черты представляют собой некие объединенные факторы, определяющие, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени. Например, исходная черта дружелюбие, а включать в себя она может такие поверхностные черты, как чувство юмора, общительность, альтруизм и т.д.).

Исходные черты можно разделить на два подтипа.

Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства.

Черты, сформированные окружающей средой, Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

Кеттел также классифицировал черты на общие и уникальные.

Общая черта - это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам.

Уникальные черты - это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли - единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

По функциональному признаку Кеттелл разделял черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели; черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности.

 

32. Типологический подход  к исследованию личности (Г.Айзенк)

По  его мнению, структура личности построена  по иерархическому типу и включает три уровня. К верхнему уровню Г. Айзенк относит экстраверсию – интроверсию, нейротизм и психотизм. На среднем уровне находятся черты личности, на самом нижнем - привычные реакции личности, реально наблюдаемое поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"