Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

В зависимости от вида анализаторов различают виды памяти:

1)Образная память - представления, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными.

2)Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление.

3)Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались.

4)Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разных движений, являющихся частью двигательных навыков и умений.

По  способу запоминания память может  быть механической и ассоциативной (смысловой).

По характеру  целей деятельности: произвольная и непроизвольная .

По продолжительности  закрепления и сохранения материалов— на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память - способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Оперативная  память, рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Функции памяти: отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств; накапливает и сохраняет полученную информацию в сознании человека; воспроизводит информацию.

Выделяют 4 процесса памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения.

Память  разных людей отличается преобладанием  той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные  образы, цвет предметов, звуки, лица и  т.п.

При словесно-логическом типе памяти лучше  запоминается словесный, нередко абстрактный  материал: понятия, формулы и т.п.

При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

 

 

 

 

15. Процессы памяти. Методы изучения  памяти

Память одна из психических функций, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Основные  процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Первый  процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Запоминание бывает осознанным или неосознанным.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. (Архивизация)

Воспроизведение и узнавание Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека.Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Методы исследования:

При экспериментальном  исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).

Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют  для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных:

1) вариации  стимульного материала и способа его предъявления испытуемому;

2) вариации  способа запоминания стимульного материала;

3) вариации  интервала между запоминанием  и воспроизведением (или узнаванием);

4) вариации  способа воспроизведения запечатленного  материала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Мышление как психический  процесс: виды, формы, операции.

Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление человека протекает в  форме суждений и умозаключений.

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.

Объективной материальной формой мышления является язык.

Виды мышления:

Конкретно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей.

Конкретно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Абстрактное мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения.

Мыслительные операции.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, с целью изучения отдельных признаков предмета.

Конкретизация - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

 Обобщение есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Мышление и речь. Развитие  мышления

Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Речевое общение  развивалось на основе трудовой деятельности. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.

Речь выполняет ряд функций:

- выражает  индивидуальное своеобразие психологии  человека;

- выступает  носителем информации, памяти и  сознания;

- является  средством мышления;

- выступает  регулятором человеческого общения  и собственного поведения;

- является  средством управления поведением  других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего это доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряжённые моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально – мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

Речь как  средство мышления и общения выполняет  в основном коммуникативную функцию. Все её виды развивают речевое  мышление и интеллект личности.

 Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению - одна из главных задач обучения.

Теоретическое мышление (рассуждений и умозаключений) человека совершенствуется в процессе занятий научной деятельностью.

Практическое мышление связано с решением повседневных, жизненных задач, и, следовательно, этот вид мышления человека может лучше всего развиваться в практической деятельности. 

Характерными  особенностями развития наглядно-действенного мышления являются развитие у человека наблюдательности, внимания к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное мышление возникает  в возрасте 4-6 лет. Характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

18. Теории  мышления. Экспериментальные исследования  мышления.

Все существующие теории мышления кардинально различаются  на две большие группы по вопросу  происхождения мышления.

Первая группа теорий, считает, что интеллект и интеллектуальные способности являются врожденным

Вторая группа теорий рассматривает интеллект, как структуру развивающуюся в процессе жизни под действием внешней среды и внутреннего развития организма в их взаимодействии.

Ассоциативная теория мышления. Мышление сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, впечатлений, полученных от настоящего опыта. Мышление также признавалось врожденной способностью. Творческий характер мышления эта теория рассматривала его как врожденную способность разума.

Теория мышления в бихевиоризме. Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач.

В гештальтпсихологии мышление  понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.

Психоаналитическая теория мышления. В рамках этой теории впервые стали рассматриваться бессознательные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов, защитные механизмы мышления.

Деятельностная теория мышления (Смирнов, Леонтьев). В основе данной теории лежит учении о деятельностной природе психики человека. Мышление понимается как особый вид познавательной деятельности, прижизненно формирующаяся способность к решению задач. Леонтьев писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности.

Экспериментальные исследования мышления

Экспериментально-клинический метод. Анализ процессов формирования и решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией объективных индикаторов развертывающегося процесса (глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетатика).

Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка).

Анкетирование. Так называемые открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.

Изучение продуктов деятельности.

С помощью  метода тестов выявляются те или иные особенности мышления (интеллекта).

 

 

 

 

 

 

 

19. Интеллект: определение  и модели. Методы диагностики  интеллекта.

Интеллект - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

В факторных моделях выделяются разные способности (факторы) и с помощью математической процедуры - факторного анализа исследуется взаимозависимость между этими факторами. Модели бывают: одноуровневые, (каждый фактор независим от другого); иерархические или многоуровневые.

Ч.Спирмен, предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют некий общий фактор (общая способность) и фактор, специфический для данной деятельности. G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"