Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент характеризует человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, - т. е. всего того, что составляет динамику психических процессов и состояний.
Следуя Гиппократу и Гелену в зависимости от силы и скорости волевого процесса и процесса чувствования выделяют 4 основных типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегамтический.
Холерик -- быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. У них выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты.
Меланхолик -- впечатлительный, легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне мало реагирующий на окружающее; ипохондрик или идеалист в делах.
Сангвиник -- человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.
Флегматик -- медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением; со слабым внешним выражением душевных состояний. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца.
Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
Современная программа «Геном человека» даёт возможность раскрыть функции генов человека, возможно определяющие темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей, замеченные еще в античные времена.
38. Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.
Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы: - отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
- черты, показывающие отношение
человека к труду, своему делу
(трудолюбие, склонность к творчеству,
добросовестность в работе, ответственное
отношение к делу, инициативность,
настойчивость и
- черты, показывающие, как человек
относится к самому себе (чувство
собственного достоинства,
- черты, характеризующие
Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.
Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;
Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;
Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие типические стороны их жизни.
В целях сравнительного изучения характера, особенно выявления типических черт в индивидуальных характерах, психология использует биографии и автобиографии, отвечающие требованиям фактической достоверности и объективного подхода к изучению человека.
Наиболее распространенным, собственно психодиагностическим методом изучения характера являются опросники. Как и при изучении других элементов личности, при изучении характера наблюдается ряд подходов.
Например, с помощью ММРI (Миннесотский многофазный личностный опросник) диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль.
Опросник Айзенка. Можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. В поведении экстраверты проявляют себя как "возбудимые и подвижные", а "интроверты" - как заторможенные и инертные.
16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла. Опросник универсален и практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека.
39. Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (К.Леонгард, А.Е.Личко) Акцентуации характера - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены.
По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций.
В классификацию, предложенную Леонгардом, входят 12 типов:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, выраженность жестов, мимики,
2. Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, серьезность, добросовестность, пассивность, они ведут замкнутый образ жизни.
3. Циклоидный тип. Частые смены настроения. В период повышенного настроения такие люди общительные, а в период подавленного замкнутые.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении. Они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам.
5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, он обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен и предъявляет повышенные требования к себе;
6. Педантичный тип. Редко вступает в конфликты, присущи добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, формализм, занудливость.
7. Тревожный тип. Свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.
8. Эмотивный тип. Предпочитают общение в узком кругу избранных. Преобладают такими качествами как: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Они обходительны, артистичны, способны увлечь других, обладают неординарностью мышления и поступков. Им присуще эгоизм, лицемерие, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Им свойственны: высокая контактность, влюбчивость, чувство сострадания, хороший вкус, проявляют искренность чувств. Подвержены сиюминутным настроениям. Привязаны и внимательны к близким.
11. Экстравертированный тип. Высокая контактность, у них масса друзей, знакомых, они болтливы, открыты для любой информации, исполнительны, легкомысленны. Им свойственно необдуманность поступков, страсть к развлечениям.
12. Интровертированный тип. Его характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Они сдержанны, принципиальны, упрямы, уперты.
По степени выраженности Личко выделил два вида акцентуаций:
Явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение жизни.
Скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Черты характера проявляются в основном при психотравмах.
Классификация характеров на основе акцентуаций по А.Е. Личко.
Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, недостаточной дисциплинированностью, учатся неровно. Слишком самоуверенны, стремятся произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуетс
3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поведение зависит от сиюминутного настроения. Они хорошо чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.
5. Сензитивный (чувствительный) тип. Повышенная чувствительность ко всему. Застенчивы и робки при посторонних людях. Отличаются послушанием. У них большая привязанность к родителям. Рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям.
6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип. Характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная— замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих. Такие дети любят дразнить младших, издеваться над беспомощными. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.
9. Истероидный (демонстративный) тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм. Выражена склонность к театральности, позерству. Любят привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.
10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью. У них отсутствуют серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
Характерологический опросник (К. Леонгарда) включает 88 утверждений, (поставить знак "+", "-").
40. Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности обеспечивают быстрое приобретение и фиксацию знаний и навыков.
Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе;
- специфические способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
- общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитые память и речь,),
и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности (способности математические, технические, художественные, спортивные и т.д.);