Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

 

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент характеризует человека со стороны  динамических особенностей его психической  деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, - т. е. всего того, что  составляет динамику психических процессов  и состояний.

Следуя  Гиппократу и Гелену в зависимости от силы и скорости волевого процесса и процесса чувствования выделяют 4 основных типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегамтический.

Холерик -- быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. У них выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты.

Меланхолик -- впечатлительный, легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне мало реагирующий на окружающее; ипохондрик или идеалист в делах.

Сангвиник -- человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.

Флегматик -- медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением; со слабым внешним выражением душевных состояний. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца.

Деление людей  на четыре вида темперамента очень  условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто  в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Современная программа «Геном человека» даёт возможность раскрыть функции генов  человека, возможно определяющие темперамент  через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей, замеченные еще в античные времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Характер, его  структура и методы изучения. Формирование характера.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Черты характера  составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот  или иной образ поведения, образ  жизни.

Характер  человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной  его жизни проявляет себя как  более или менее устойчивый.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы: - отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);

- черты, показывающие отношение  человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное  отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные  им черты);

- черты, показывающие, как человек  относится к самому себе (чувство  собственного достоинства, правильно  понимаемая гордость и связанная  с ней самокритичность, скромность  и противоположные ей черты);

- черты, характеризующие отношение  человека к вещам (аккуратность  или неряшливость, бережное или  небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Характер  не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается  под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся  в одинаковых условиях, имеется много  общего, поэтому и в характере  их будут некоторые общие стороны  и черты, отражающие типические стороны  их жизни.

В целях сравнительного изучения характера, особенно выявления  типических черт в индивидуальных характерах, психология использует биографии и  автобиографии, отвечающие требованиям  фактической достоверности и  объективного подхода к изучению человека.

Наиболее  распространенным, собственно психодиагностическим методом изучения характера являются опросники. Как и при изучении других элементов личности, при изучении характера наблюдается ряд подходов.

 Например, с помощью ММРI (Миннесотский многофазный личностный опросник) диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль.

Опросник Айзенка. Можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. В поведении экстраверты проявляют себя как "возбудимые и подвижные", а "интроверты" - как заторможенные и инертные.

16-факторный  личностный опросник Р. Кэттелла. Опросник универсален и практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека.

39. Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (К.Леонгард, А.Е.Личко) Акцентуации характера - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций.

В классификацию, предложенную Леонгардом, входят 12 типов:

 1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, выраженность жестов, мимики,

 2. Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, серьезность, добросовестность, пассивность, они ведут замкнутый образ жизни.

3. Циклоидный тип. Частые смены настроения. В период повышенного настроения такие люди общительные, а в период подавленного  замкнутые.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении. Они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, он обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен и предъявляет повышенные требования к себе;

  6. Педантичный тип. Редко вступает в конфликты, присущи добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах,  формализм, занудливость.

7. Тревожный тип. Свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

  8. Эмотивный тип. Предпочитают общение в узком кругу избранных. Преобладают такими качествами как: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Они обходительны, артистичны, способны увлечь других, обладают неординарностью мышления и поступков. Им присуще эгоизм, лицемерие, отлынивание от работы.

 10. Экзальтированный тип. Им свойственны: высокая контактность, влюбчивость, чувство сострадания, хороший вкус, проявляют искренность чувств. Подвержены сиюминутным настроениям. Привязаны и внимательны к близким.

11. Экстравертированный тип. Высокая контактность, у них масса друзей, знакомых, они болтливы, открыты для любой информации, исполнительны, легкомысленны. Им свойственно необдуманность поступков, страсть к развлечениям.

 12. Интровертированный тип. Его характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Они сдержанны, принципиальны, упрямы, уперты.

По степени  выраженности Личко выделил два вида  акцентуаций:

 Явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение жизни.

Скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Черты характера проявляются в основном при психотравмах.

  Классификация характеров на основе акцентуаций по А.Е. Личко.

Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация  характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.

Классификация акцентуаций  характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству, неусидчивостью, недостаточной дисциплинированностью, учатся неровно. Слишком самоуверенны, стремятся произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии, перепадами настроения. Предпочитают находиться дома одни.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поведение зависит от сиюминутного настроения. Они хорошо чувствуют отношение к ним окружающих людей.

 4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

 5. Сензитивный (чувствительный) тип. Повышенная чувствительность ко всему. Застенчивы и робки при посторонних людях. Отличаются послушанием. У них большая привязанность к родителям. Рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям.

6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип. Характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

 7. Шизоидный тип. Наиболее существенная— замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих. Такие дети любят дразнить младших, издеваться над беспомощными. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.

 9. Истероидный (демонстративный) тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм. Выражена склонность к театральности, позерству. Любят привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью. У них отсутствуют серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Характерологический опросник (К. Леонгарда) включает 88 утверждений, (поставить знак "+", "-").

40. Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности обеспечивают быстрое приобретение и фиксацию знаний и навыков.

Способности можно классифицировать на:

- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе;

- специфические способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

- общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитые память и речь,),

и  специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности (способности математические, технические,  художественные, спортивные и т.д.);

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"