Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Может осуществляться в  форме:

·           Консультация по частным проблемам (обсуждение).

·           Специально-организованный родительский тренинг.

·           Психо-терапевтическая группа для  решения проблем самих родителей.

 

1)        Ведется в группе, обсуждается  наиболее часто встречающиеся  конфликтные ситуации, модели выхода либо приспособления, без анализа лежащих в их основе психологических проблем.

2)        Цель – повышение сензитивности  родителей к чувствам и переживаниям  детей на основе понимания,  скрытого переживания.

Значение:

1)        В тренинге легче формируются навыки и умения.

2)        Родители лучше ориентируются  в решении тех или иных проблем.

3)        Повышение коммуникационной компетентности  родителей и осваивание навыков  эмпатичного слушания.

Эмпатическое слушание базируется на 3-х основных принципах:

1)        Во всех ситуациях родители  должны поддерживать позитив  в ребенке.

2)        Не ранить его достоинство,  поддерживать позитив. «Я-образ»  у ребенка.

В общении с ребенком родители всегда должны говорить о  поступке, но не в коей мере о личности и характере ребенка, следует избегать диагноза, прогноза личностной судьбы. Похвала и порицание строится по следующему принципу: вместо готовых оценок должно быть развернутое описание усилий, действий, их результатов и следствий, а выводы и оценки должны быть предоставлены самому ребенку.

3)        Взрослый всегда должен выступать  инициатором кооперации. Должен  предложить ребенку совместно  проанализировать ту или иную  ситуацию и предложить все  варианты решения проблемы, чтобы  ребенок мог выбрать наиболее адекватные принципы взаимодействия.

  1. Консультирование родителей по проблемам сложностей во взаимоотношениях с взрослыми детьми.

Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, — жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт своего обращения за помощью они хотят сохранить в тайне от детей. Это значит, что с самого начала беседы психолог должен быть ориентирован на разрешение конфликта “силами присутствующих”, без привлечения дополнительной информации, не имея возможности взглянуть на данную ситуацию глазами “обвиняемых” — детей. Поскольку в данном пособии речь идет лишь о проблемах консультирования взрослых и не предполагается учитывать какие-либо особенности детской психологии, здесь будут анализироваться трудности во взаимоотношениях родителей с детьми старше 15-16 лет, т.е. уже в основном преодолевших трудности подросткового возраста.

 

Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить  на четыре группы (разумеется, они не являются взаимоисключающими, а чаще всего сопутствуют друг другу).

 

1. Отсутствие контакта  с детьми: непонимание того, как  они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку т.д. Для клиентов с такими проблемами характерны высказывания типа: “Я его (ее) совершенно не понимаю” или “Я ничего о ней не знаю, где она бывает, кто ее друзья” или “Он мне ничего о себе не рассказывает, не доверяет” и т.д.

 

2. Неуважительное, резкое  отношение детей к родителям,  постоянные ссоры и конфликты  с ними по пустякам. Для таких  жалоб характерны высказывания  типа: “Он постоянно мне грубит”,  или “Он абсолютно со мной не считается”, “Он (она) ничего не хочет делать по дому, ни в чем не помогает”.

 

3. Тревога за детей, вызванная  тем, что они живут не так,  как должны были бы, с точки  зрения родителей. Часто при  этом родители воспринимают своих  детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких и т.д., что и служит поводом для обращения в консультацию. Жалобы обычно формулируются так: “У моей дочери очень плохие отношения с мужем, я бы очень хотела помочь ей наладить семейные отношения, но не знаю, как это сделать” или “Мой сын бросил институт, в котором отучился четыре года” или “Дочке девятнадцать лет, а она уже сделала два аборта”.

 

4. Проблемы, связанные с нестандартным,  отклоняющимся поведением детей:  “Моя дочь употребляет наркотики,  как можно ей помочь бросить?”, “Мой сын — член шайки, занимающейся спекуляцией и воровством, что мне делать?”

 

Естественно, какой бы ни была жалоба клиента, первая задача консультанта —  разобраться в сути проблемы, понять, насколько претензии и оценки родителя соответствуют действительности, поставить свой диагноз проблемы. Наиболее очевидный путь для этого — сбор конкретных фактов. Чаще всего пришедший на прием родитель — словоохотливый клиент, с готовностью, без наводящих вопросов рассказывающий свою историю. И все же, для того чтобы получить информацию о конкретных ситуациях, консультанту приходится специально задавать вопросы о том, как именно разворачивается взаимодействие ребенка с родителем, что они говорят друг другу, почему и как вспыхивают ссоры, что именно служит основанием для беспокойства и подозрений. Важными моментами в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:

 

а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, является ли ребенок “нормальным”, т.е. являются ли его трудности, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;

 

б) понимание того, какова действительно  позиция родителя по отношению к  ребенку, что лежит в основе прихода в консультацию — собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д.

 

Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое, тем более, что неблагополучие, неуверенность в себе, неадекватность позиции самого родителя — это всегда основания для того, чтобы у ребенка в жизни также были трудности и проблемы. Но поскольку реальным клиентом, обратившимся за консультацией, все же является родитель, основное внимание консультанта всегда должно быть направлено на то, чтобы помочь ему разобраться в собственных страхах и проблемах, понять, насколько уместны и целесообразны переживания за ребенка.


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"