Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)
  1. Психика и ее функции.

Психика– это системное  свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика

проявляется в психических  явлениях.

Все психические явления  делятся на три группы: 1) психические  процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. 

Некоторые авторы отмечают, что психика есть

функция мозга. Изучением  мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с  различных сторон изучают

нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.  

Психология изучает  то свойство мозга, которое заключается  в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые  для регуляции взаимодействия организма  с окружающей средой. 

Содержанием психики  являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей  своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира. 

Итак, психика– это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. 

Психическое отражение  характеризуется рядом особенностей: 
· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; 
· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; 
· психическое отражение углубляется и совершенствуется; 
· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; 
· преломляется через индивидуальность человека; 
· носит опережающий характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом.

Право, правовое регулирование  – основная форма социального  регулирования. Регуляция социальных процессов – направленность поведения  социальных общностей и отдельных  индивидов на их оптимальное функционирование и социальное развитие. Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность  жизнедеятельности общества, его  поступательное развитие. Оно связано  с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется уровнем общественного  сознания. Право с самого возникновения  регулирует наиболее сложные, во многих случаях конфликтные, сферы взаимодействия людей. Право выступает как фактор гармонизации личных интересов людей  с общественной необходимостью, как  фактор социальной регуляции индивидуального  поведения. В сфере права психология личности взаимодействует с общесоциальными  и групповыми ценностями, социальными  ожиданиями и установками. Юридические  нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных  противоречивых конфликтных жизненных  ситуациях. Все писаные законы прошлых  времен – срезы особенностей человеческого  поведения в прошлом, «археологические пласты» психологии. Право отражает существенные особенности общественного  сознания, особенности поведения  людей конкретной исторической эпохи.

Концептуальной основой  правового регулирования является правопонимание. От правопонимания –  трактовки сущности права зависит  реализация права. Современное понимание  права – понимание его как  основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Справедливость связана с представлениями  людей о должных отношениях между  ними, о соответствии между их деяниями и возданием им, между трудом и  вознаграждением, преступлением и  наказанием, между заслугами людей  и их общественным признанием. Справедливость – условие нормального развития социума. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое – социально должное. Правовое воздействие на поведение  членов общества осуществляется через  механизм правового регулирования. Являясь разновидностью социального  регулирования, правовое регулирование  осуществляется по информационному  и ценностно-ориентационному каналам. В качестве объекта правового  регулирования выступает волевое  поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, социально-культурного  наследия общества. Эффективность правового  регулирования зависит не только от его «жесткости», но и от соотнесенности со свойствами объекта этой регуляции. Уровень развитости правовой системы  в значительной мере определяется ее соотнесенностью с насущными  потребностями общества, психологическими особенностями человеческого поведения. Правовые средства могут быть адекватными  и неадекватными социально-психологическим  условиям реализации права. Однако социально-неадекватными  могут быть не только средства реализации права, но и сама извращенная сущность права, присущая тоталитарным системам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сознание. Правосознание. Проблемы формирования обыденного правосознания.

Существуют  различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание. Правосознание представляет собой область сознания, которая связана с отражением правозначимых явлений, взаимосвязь взглядов и идей, выражающих отношение общества, его индивидуумов непосредственно к праву и законности, их представление о таких понятиях, как правопорядок, правомерное и неправомерное. Правосознание подразделяется следующим образом:

- общественное сознание, которое отражает правозначимые явления общественного бытия;

- групповое, которое зависит от интересов каких-то групп, которые зачастую противоречат общественным интересам; это означает, что групповое правосознание может быть и асоциальным;

- индивидуальное — определяется правосознанием личности, условиями ее бытового формирования, поэтому может быть представлено на различных уровнях:

- элементарный, который выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности личности с понятием о нормах правомерного поведения;

- высший характеризуется определенными взглядами на правовую систему, осознанием социальной значимости права.

На основе общих представлений о должном  поведении создаются модели поведения  в обществе, которое регулируется правовыми нормами. Такое поведение  называется правоприменительным и подразделяется на группы:

правоисполнительное, при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями;

правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.

На основании  сказанного можно сделать вывод  о том, что правосознание конкретной личности в обществе определяется правовой культурой каждой личности, ее правовой просвещенностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деформация правосознания.

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Этот вид деформации правосознания получил в нашей  стране наибольшее распространение, поэтому  остановимся па истоках правового  нигилизма и возможностях его  сведения к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Психологический механизм воздействия социальных норм на личность  и формирования правового поведения.

Право, оказывает значительное влияние на процесс мотивации  человеческого поведения. Позиция  государства «закладывается» в  юридические нормы, которые становятся для личности главным источником правовой информации. Непосредственно  воспринимая предписания юридических норм, индивид утверждается во мнении, что их выполнение является необходимостью, что обеспечивается за счет такого признака права, как общеобязательность. Однако формирование должного поведения, в конечном счете, является итогом комплексного воздействия различных факторов в результате сопоставления воспринятой правовой информации, т.е. осознанной необходимости выполнения предписаний юридических норм, с одной стороны, и внутриличностных особенностей, индивидуального опыта, сложившейся системы ценностей и установок — с другой.

При организации механизма  воздействия права на личность следует  одновременно учитывать два стратегически  важных момента: во-первых, право должно не ограничивать проявления активности, а, напротив, стимулировать инициативу личности, давать ей должный «простор» свободы; во-вторых, необходимо, чтобы личность была готова к этой самой свободе, умела рационально и добросовестно ее использовать — не только в своих частных, иногда узкоэгоистических интересах, но и на общее благо.

Умелое сочетание  в юридических нормах поощрений  и наказаний, дозволений и запретов, предоставления прав и возложения обязанностей — основа эффективности правового регулирования. При этом закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества; все, что не запрещено законом, то дозволено. Если требования правовой нормы сформулированы таким образом, что отвечают непосредственным интересам субъекта, если они не предписывают, а разрешают, то процент их реализации существенно повышается. Предоставление прав призвано заинтересовать индивида, побудить его занять активную правовую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Конформизм и его значение в формировании правомерного поведения. 

Конформистское правомерное  поведение представляет собой пассивное  соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного  социального окружения, группы и  т.п.). Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает  правомерно, поскольку "так поступают  другие". Как социально-психологическую  категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков личности признанным или  требуемым стандартам ценностей, разделяемых  группой, в которую входит данная личность.

Конформистское поведение  составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения  конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических  позиций, соотношении поступков  людей с действиями других лиц. Понятие  конформизма применимо только определенному  способу разрешения конфликта между  индивидом и группой — к  подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.

Мотивы такого поведения  характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому  порядку; желание избежать обсуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или  знакомых; желание заслужить одобрение  тех, с кем связан межличностными отношениями, и т.д. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. В противоположность  личности с четкой системой ценностных ориентации, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права  не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять  свое мнение мнению других, отстаивать его и свой выбор поведения.

Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права  и тем самым способствует реализации их в жизнь. Однако следует признать и то, что конформистское поведение, будучи образцом приемлемого для  общества правомерного поведения, не является для него желаемым как перспективная  цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного  отношения к нему на основании  собственных оценок полезности и  необходимости, правовых установлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"