Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».
Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».
концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».
ИНТРОВЕРТ |
Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный |
Склонный к переменам |
ЭКСТРАВЕРТ |
Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный |
К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» — это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.
Человек как субъект
социальных отношений, носитель социально
значимых качеств является личностью.
Человек не рождается с готовыми
способностями, характером и т. д. Эти
свойства формируются в течение
жизни, но на определенной природной
основе. Наследственная основа человеческого
организма (генотип) определяет его
анатомо-физиологические
познания, трудовой деятельности, общения. Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность,3) способность и 4) характер. Система этих психических качеств и образует структуру личности.
Направленность личности — ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.
Система ценностной ориентации
личности является базой многообразных
отношений личности к действительности.
Различаются следующие
1. Социальная значимость
отношений личности, уровень их
общественной ценности —
2. Разнообразие потребностей
личности, широта ее интересов
и определенность центральных
стержневых интересов —
3. Степень устойчивости
отношений —
Социальная адаптация личности — это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.
Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей. Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности — это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактические цели, которые регулируют деятельность личности. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей
Предпосылкой, источником
деятельности человека
1) условия для жизни
и развития человека как
2) условия для жизни
и развития человека как
3) условия для жизни
и развития данного человека
как личности, для удовлетворения
широкой системы его
Все эти условия образуют
оптимальные параметры
Потребность — испытываемая
человеком необходимость
Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем. Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные— текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного
индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.
По основным видам человеческой активности можно выделить потребности, связанные с:
• трудом — потребности созидания;
• развитием — потребность в игре, познании, научении, самореализации;
• социальным общением, социальной идентификацией — нравственные и духовные потребности
Возможность анализа мотива и цели в динамике предоставляет мотивация поведения. Исследование не отдельных мотива, цели или вины, а всего процесса формирования мотива, его оформления, развития и реализации в фактических действиях, т.е. мотивации, позволяет глубже выявить внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы их детерминации, уяснить сложный механизм обусловленности субъективного объективным и обратного воздействия объективного на субъективное, выяснить при расследовании и судебном рассмотрении такие явления социальной действительности, как образ жизни и социальные роли субъекта, конкретная ситуация и личностные особенности индивида, опосредующие преступное поведение. Все это существенно влияет на решение вопросов о преступности и наказуемости совершенного лицом конкретного деяния[38].
Анализ мотива и цели
в системе мотивации позволяет
проникнуть в истоки поведения личности,
оценить его побудительные силы
и, следовательно, достаточно эффективно
воздействовать на личность и факторы,
детерминировавшие его
При этом то обстоятельство,
что законодатель в качестве конструктивных
признаков составов общеуголовных
и воинских преступлений указывает
социальные («в связи с исполнением
обязанностей по военной службе») и
психологические (чувства, интересы, потребности)
детерминанты мотива либо собственно
мотивы или цепи, подчеркивает связь
и место названных категорий
в едином процессе мотивации поведения
и то, что в закон вводится определенный
элемент мотивации, наиболее характерный
для данного общественно
Изложенное свидетельствует о необходимости комплексного выявления и учета по уголовным делам не только мотивов и целей преступления, но и всех звеньев механизма преступного поведения, отвечающего на вопрос, как осуществляется поведение.
Мотив преступления –
это детерминированное
Цель преступления - это
идеально представляемый и субъективно
желаемый результат общественно
опасного деяния, к достижению которого,
субъект стремится
Мотив и цель – субъективные категории, но основанные на объективных детерминантах.
В социальном плане они представляют собой субъективную реакцию лица на объективную реальность как на систему окружающих его ценностей и отношений.
В психологическом плане
мотив и цель отражают единство интеллектуальной,
волевой и эмоциональной сфер
сознательно действующей
Объективно существующие
детерминанты составляют сущность рассматриваемых
понятий и обусловливают
Будучи включенными в нормы уголовного закона, мотив и цель приобретают правовое содержание и реализуют в праве свои общесоциальные функции, которые приобретают при этом качество уголовно-правовых.
Мотив и цель – неотъемлемые признаки субъективной стороны общественно опасных деяний. В совокупности с виной они образуют такое психическое отношение субъектов, которое обусловливает совершение преступления. Цель, кроме того, входит в качестве волевого момента непосредственно в содержание прямого умысла.
Мотив и цель – главные
элементы мотивации, которая предшествует
субъективной стороне и определяет
ее. Мотивация как комплексная
система помимо криминологического
имеет важное уголовно-правовое значение.
Тот или иной уровень актуализации
в сознании субъектов мотивов, целей
поведения в совокупности с их
социальными и психологическими
детерминантами и способами их удовлетворения,
обусловливающий совершение субъектом
различных по характеру и степени
преступлений, представляется возможным
обозначить термином «глубина антисоциальной
мотивации преступного
Интерес — эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей
Темперамент
– биологически обусловленная индивидуальная
особенность человека, определяющая динамическую
и эмоциональную стороны его психической
деятельности и поведения.
И.П. Павлов изучая особенности возбуждения
и торможения как 2 основных процессов
выделял 3 их свойств:
1) сила процесса возбуждения и торможения,
зависящая от работоспособности нервных
клеток
2) уравновешенность нервной системы как
соотношение силы возбуждения и силы торможения
3) подвижность нервных процессов как скорость
смены возбуждения торможением и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности: сильный
тип, безудержный тип, инертный тип, слабый
тип
К свойствам темперамента:
• активность – энергетический потенциал
организма
• эмоциональность – интенсивность реакции
на происходившее
• социальность – легкость установления
контактов
• импульсивность – склонность действовать
по первому побуждению
• синтетичность – чувствительность
психики, проявляемая при реагировании
человека на внешнее воздействие
• реактивность – это свойство, характеризующее
степень непроизвольной реакции на внешнее
или внутреннее воздействие одинаковой
силы
• активность – степень энергичности,
с которой человек воздействует на внешний
мир; -темп реакции
• экстраверсия, интроверсия – свойство,
характеризующее от чего преимущественно
зависит реакция и деятельность человека: