Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности  и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное «Я».

концепция личности Г. Айзенка. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия—экстраверсия и нейротизм—стабильность. Указанные два измерения (или фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».

ИНТРОВЕРТ

Спокойный,

уравновешенный,

надежный,

контролируемый,

миролюбивый, внимательный,

заботливый, пассивный

Склонный к переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

ЭКСТРАВЕРТ

Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,

разговорчивый, дружелюбный, общительный

 

К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуально-иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур». Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» — это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.

Человек как субъект  социальных отношений, носитель социально  значимых качеств является личностью. Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти  свойства формируются в течение  жизни, но на определенной природной  основе. Наследственная основа человеческого  организма (генотип) определяет его  анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития. Становление человека как  личности происходит только в конкретных общественных условиях. Свойства личности составляют динамическую систему ее функциональных возможностей. Психические  свойства многосистемны: они по-разному  проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта

познания, трудовой деятельности, общения. Отдельные психические  свойства индивида, вступая в системное  взаимодействие между собой, образуют качества личности. Эти психические  качества личности традиционно подразделяются на четыре группы: 1) темперамент, 2) направленность,3) способность и 4) характер. Система  этих психических качеств и образует структуру личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права.

Направленность личности — ценностно-ориентационная система  личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов  поведения, основное системообразующее  качество личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных  отношений личности к действительности. Различаются следующие особенности  направленности личности.

1. Социальная значимость  отношений личности, уровень их  общественной ценности — нравственность  ее повседневного поведения, соответствие  поведения личности прогрессивным  социальным идеям, идейность личности.

2. Разнообразие потребностей  личности, широта ее интересов  и определенность центральных  стержневых интересов — целеустремленность  личности.

3. Степень устойчивости  отношений — последовательность  и принципиальность личности, цельность  личности. Ценностные ориентации  определяют всю жизнедеятельность  личности. Ценность — это значимость  для человека определенных явлений.  Ценностями могут быть как  главные цели жизни, так и  принципы ее организации (честность,  достоинство и т. п.). Ценности  определяют диапазон возможных  вариантов решений сложных жизненных  проблем. 

Социальная адаптация  личности — это прежде всего ее приобщение к системе ценностей  определенных социальных общностей. Среди  этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и  достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые  для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим  курсом. Но этот курс всегда лежит в  пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей. Итак, поведение  личности определяется ее направленностью. Направленность личности — это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности опреде­ляет всю систему  ее побуждений, ее стратегические и  тактические цели, которые регулируют деятельность личности. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит  вне деятельности — в системе  человеческих потребностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика потребностей.

   Предпосылкой, источником  деятельности человека является  потребность. Люди осуществляют  различные виды деятельности, не  придумывая их, а нуждаясь в  их результатах. В «Диалектике  природы» Ф. Энгельс писал:  «Люди привыкли объяснять свои  действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять  их из своих потребностей».  Потребность обусловливает направленность  организма, индивида, личности, социальной  общности к созданию и реализации  условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни  и развития человека, делятся  на три группы:

1) условия для жизни  и развития человека как естественного  организма (отсюда естественные, или органические, потребности);

2) условия для жизни  и развития человека как индивидуума,  как представителя человеческого  рода (условия для общения, познания, труда);

3) условия для жизни  и развития данного человека  как личности, для удовлетворения  широкой системы его индивидуализированных  потребностей.

Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнедеятельности  человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность — испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для  биологического существа, индивида и  личности.

Наиболее значимые, базовые  потребности определяют направленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем. Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные— текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного

индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего  и внешнего является основным фактором человеческой активности.

По основным видам  человеческой активности можно выделить потребности, связанные с:

• трудом — потребности  созидания;

• развитием — потребность  в игре, познании, научении, самореализации;

• социальным общением, социальной идентификацией — нравственные и духовные потребности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения.

         Возможность анализа мотива и цели в динамике предоставляет мотивация поведения. Исследование не отдельных мотива, цели или вины, а всего процесса формирования мотива, его оформления, развития и реализации в фактических действиях, т.е. мотивации, позволяет глубже выявить внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы их детерминации, уяснить сложный механизм обусловленности субъективного объективным и обратного воздействия объективного на субъективное, выяснить при расследовании и судебном рассмотрении такие явления социальной действительности, как образ жизни и социальные роли субъекта, конкретная ситуация и личностные особенности индивида, опосредующие преступное поведение. Все это существенно влияет на решение вопросов о преступности и наказуемости совершенного лицом конкретного деяния[38].

Анализ мотива и цели в системе мотивации позволяет  проникнуть в истоки поведения личности, оценить его побудительные силы и, следовательно, достаточно эффективно воздействовать на личность и факторы, детерминировавшие его поведение, с помощью социальных, в том  числе уголовно-правовых средств. Рассматриваемые  нами мотив и цель как главные  элементы мотивации определяют всю  субъективную сторону составов преступлений.

При этом то обстоятельство, что законодатель в качестве конструктивных признаков составов общеуголовных  и воинских преступлений указывает  социальные («в связи с исполнением  обязанностей по военной службе») и  психологические (чувства, интересы, потребности) детерминанты мотива либо собственно мотивы или цепи, подчеркивает связь  и место названных категорий  в едином процессе мотивации поведения  и то, что в закон вводится определенный элемент мотивации, наиболее характерный  для данного общественно опасного деяния и поэтому отражающий на нормативном  уровне его антисоциальную направленность.

Изложенное свидетельствует  о необходимости комплексного выявления  и учета по уголовным делам  не только мотивов и целей преступления, но и всех звеньев механизма преступного  поведения, отвечающего на вопрос, как  осуществляется поведение.

Мотив преступления –  это детерминированное социальными  и психологическими факторами, объективированное  в деянии субъекта и актуально  осознаваемое им побуждение, которое  реализуется посредством совершения преступления как общественно опасного, противоправного, виновного, уголовно наказуемого деяния.

Цель преступления - это  идеально представляемый и субъективно  желаемый результат общественно  опасного деяния, к достижению которого, субъект стремится антисоциальным способом, исходя из тех или иных побуждений.

Мотив и цель – субъективные категории, но основанные на объективных  детерминантах.

В социальном плане они  представляют собой субъективную реакцию  лица на объективную реальность как  на систему окружающих его ценностей  и отношений.

В психологическом плане  мотив и цель отражают единство интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер сознательно действующей личности.

Объективно существующие детерминанты составляют сущность рассматриваемых  понятий и обусловливают выполнение ими различных социальных ролей (функций).

Будучи включенными  в нормы уголовного закона, мотив  и цель приобретают правовое содержание и реализуют в праве свои общесоциальные функции, которые приобретают при  этом качество уголовно-правовых.

Мотив и цель – неотъемлемые признаки субъективной стороны общественно  опасных деяний. В совокупности с  виной они образуют такое психическое  отношение субъектов, которое обусловливает  совершение преступления. Цель, кроме  того, входит в качестве волевого момента  непосредственно в содержание прямого  умысла.

Мотив и цель – главные  элементы мотивации, которая предшествует субъективной стороне и определяет ее. Мотивация как комплексная  система помимо криминологического имеет важное уголовно-правовое значение. Тот или иной уровень актуализации в сознании субъектов мотивов, целей  поведения в совокупности с их социальными и психологическими детерминантами и способами их удовлетворения, обусловливающий совершение субъектом  различных по характеру и степени  преступлений, представляется возможным  обозначить термином «глубина антисоциальной мотивации преступного поведения» (мотивационный элемент).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интересы и их учет в правовой оценке поведения.

Интерес — эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением  его потребностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности, в том  числе влияющих на правопослушное поведение.

    Темперамент – биологически обусловленная индивидуальная особенность человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения. 
И.П. Павлов изучая особенности возбуждения и торможения как 2 основных процессов выделял 3 их свойств: 
1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток 
2) уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения 
3) подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот. 
Типы высшей нервной деятельности: сильный тип, безудержный тип, инертный тип, слабый тип  
К свойствам темперамента: 
• активность – энергетический потенциал организма 
• эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее 
• социальность – легкость установления контактов  
• импульсивность – склонность действовать по первому побуждению  
• синтетичность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие 
• реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы 
• активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир; -темп реакции  
• экстраверсия, интроверсия – свойство, характеризующее от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека:  

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"