Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».
Многочисленными физиологическими
изменениями в организме
Эволюционная теория Ч. Дарвина
Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма
Рудиментная теория эмоций
Теории Джемса - Ланге
Альтернатива к теории Джемса и Ланге
Активационная теория Линдсея - Хебба
теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер
Информационная теория П.В.Симонова
Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Исторически сформированные
практические чувства,
с началом его теоретической
деятельности связано зарождение его
интеллектуальных чувств, а с возникновением
образно-изобразительной
Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная
сфера становится мотивационной
базой ее поведения. Во множестве
эмоциональных проявлений выделяются
четыре исходные эмоции: радость (удовольствие),
страх, гнев и удивление. Большинство
же эмоций имеет смешанный характер,так
как они обусловливаются
Наряду с этим одна
и та же потребность в различных
ситуациях может вызвать
Особенно интенсивное
эмоциональное обеспечение
ческой деятельности, обусловленный личностной значимостью ситуативных или устойчивых факторов. Основной особенностью настроения является его иррадиация — распространение на все сферы деятельности, влияние на общий жизненный тонус индивида
Настроения представляют
собой ситуативное
Настроения имеют следующие отличительные
особенности.
1. Слабая интенсивность эмоционального
переживания. В отличие от других эмоций,
настроения характеризуются слабо выраженной
интенсивностью эмоционального переживания.
2. Значительная длительность
эмоционального переживания.
3. Неясность, «безотчетность»
переживаний. Испытывая то или
иное настроение, человек, как
правило, слабо сознает
4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.
Аффект — эмоциональный
взрыв в условиях остроконфликтной
ситуации, опасности личностного
поражения. Глубокая обида от тяжкого
для данного человека оскорбления,
внезапное возникновение
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.
В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм сознательной деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Его отличительными особенностями
являются:
1. Бурное внешнее проявление эмоционального
переживания. Во время аффекта человек
может не замечать окружающего, не давать
себе отчета в происходящих событиях и
в своих собственных поступках.
2. Кратковременное, отличающееся своеобразными
особенностями течение эмоционального
переживания. Аффект, являясь интенсивным
процессом, не может длиться долго и очень
быстро себя изживает.
3. Известная безотчетность эмоционального
переживания. В состоянии аффекта человек
иногда совершенно не понимает, что он
делает, не в состоянии руководить своими
действиями и поступками, не способен
держать себя в руках, он полностью захвачен
эмоциональным переживанием и в то же
время слабо сознает его характер и значение.
4. Резко выраженный диффузный характер
эмоционального переживания. Сильные
аффекты захватывают целиком личность
человека и все его жизненно важные проявления.
При очень сильных аффектах нередко перестраиваются
и резко изменяются привычные установки
личности, характер и содержание отражения
объективной действительности. Многие
явления и факты воспринимаются иначе,
чем обычно, выступают в новом свете, происходит
ломка сложившихся ранее установок личности.
Во всех многообразных
проявлениях аффекта (страх,
На первой стадии резко
дезорганизуется вся
чтобы понять какой аффект имел место быть при совершении преступления (правонарушения), необходимо проследить динамику его течения, которая характеризуется несколькими этапами.
Первый - возникновение
своеобразного эмоционального импульса
в ответ на внешний раздражитель,
который резко раздражает всю
психику человека, нарушает его нормальное
состояние и правильную ориентацию
в окружающем мире. Иногда этот этап
может возникнуть внезапно (как вспышка)
и быстро достичь своей крайней
интенсивности. В других же случаях
наблюдается постепенное
Второй этап начинается, когда процессы возбуждения достигают наивысшей силы, особенно в подкорковых центрах. На данном этапе человека захватывает яркое и острое переживание, при котором вся его деятельность очень слабо контролируется. Глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, расстраивается деятельность мышления и речи.
Третий этап является заключительным. Он выражается в изживании аффекта, который переходит в подавленное настроение.
Психология состояний (ПС) до настоящего времени является мало изученной проблемой. Состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единства его духовной, психической и телесной организации.
По определению Н.Д.Левитова,
психическое состояние – это
целостная характеристика психической
деятельности за определенный период
времени, показывающая своеобразие
протекания психических процессов
в зависимости от отражаемых предметов
и явлений действительности, предшествующего
состояния и психических
Многие исследователи
к важнейшим свойствам
Выделяются структурные уровни состояний и их важнейшие характеристики (субъективные и объективные).
Состояние – явление многомерное, поэтому ученые в качестве важнейших выделяют также следующие характеристики состояний:
эмоциональные (модальные);
тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
активационные (отражающие
интенсивность психических
временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);
полярность состояний и др.
Выделено в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования).
Общая характеристика стресса.
Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию.
Причины стрессов, или
стрессоры, условно делят на две
группы : физические и психические (
К физиологическим стрессам можно отнести
реакции организма на: шум; охлаждение;
недостаток О2; кровопотерю; травму;
интоксикацию; физическую нагрузку; лишение
пищи.
К психоэмоциональным стрессам относят
реакции на сигнал опасности: неожиданное
прикосновение; неустойчивость опоры;
быстрое увеличение в размерах нечетко
различимого предмета; одиночество или
перенаселение