6. Дистимный тип. Его характеризует
низкая контактность, немногословие,
доминирующее пессимистическое
настроение. Такие люди обычно
являются домоседами, тяготятся
шумным обществом, легко вступают
в конфликты с окружающими,
ведут замкнутый образ жизни.
Высоко ценят тех, кто с ними
дружит готовы им подчиняться.
Привлекательные черты: серьезность,
добросовестность, обостренное чувство
справедливости. Негативные черты:
пассивность, замедленность мышления,
неповоротливость, индивидуализм.
7. Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный,
неустойчивый) тип. Этому типу
свойственны частые смены настроения,
манеры обращения с другими.
Такие люди общительны в периоды
повышенного настроения, а в периоды
подавленного — замкнуты. Во время
душевного подъема они ведут
себя как люди с гипертимной
акцентуацией характера, а в
период спада — с дистимной.
8. Экзальтированный (аффективно-экзальтированный)
тип. Этому типу свойственны
высокая контактность, словоохотливость,
влюбчивость. Такие люди часто
спорят, но не доводят дело
до открытых конфликтов. В конфликтных
ситуациях бывают как активной,
так и пассивной стороной. Вместе
с тем они привязаны и внимательны
к близким и друзьям. Альтруистичны,
сострадательны, имеют хороший вкус,
проявляют яркость и искренность
чувств. Негативные черты: паникерство,
приверженность к сиюминутным
настроениям.
9. Тревожный тип. Люди данного
типа имеют низкую контактность,
робость, неуверенность в себе,
минорное настроение. Редко вступают
в конфликты с окружающими,
в которых играют лишь пассивную
роль. Привлекательные черты: дружелюбие,
самокритичность, исполнительность.
Часто такие люди бывают «козлом
отпущения», мишенью для шуток.
10. Эмотивный тип. Люди с таким
типом акцентуации характера
предпочитают общение в узком
кругу избранных, которых они
понимают с полуслова. Редко
вступают в конфликты, а если
это происходит, то играют в
них пассивную роль. Обиды носят
в себе. Привлекательные черты:
сострадательность, обостренное
чувство долга, исполнительность.
Такие люди рады чужим успехам.
Негативные черты: чрезмерная
чувствительность,
слезливость.
11. Экстравертированный тип. Отличается
высокой контактностью. У таких
людей масса друзей и знакомых.
Они слово охотливы до болтливости,
открыты для любой информации.
В общении часто уступают роль
лидера другим, предпочитают подчиняться,
находиться в тени. Привлекательные
черты: готовность внимательно
выслушать другого, исполнительность.
Негативные черты: подверженность
влиянию, легкомыслие необдуманность
поступков, страсть к развлечениям,
к распространению сплетен и
слухов.
12. Интровертированный тип. Люди
этого типа характеризуются очень
низкой контактностью, замкнутостью,
оторванностью от реальности, склонностью
к философствованию. Любят одиночество,
редко вступают в конфликты,
и только при попытках других
бесцеремонно вмешиваться в их
личную жизнь. Привлекательные
черты: сдержанность, наличие твердых
убеждений, принципиальность. Негативные
черты: упрямство, ригидность
мышления, упорное отстаивание своих
идей несмотря ни на что
- Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).
Психология личности
преступника — совокупность негативных,
типологических качеств индивида,
обусловивших совершенное им
преступное деяние определенного
типа и вида.
Преступления совершаются
не из-за роковой предрасположенности
индивида к преступному поведению
и даже не из-за того, что индивид
не хочет или не понимает, что
надо жить
добропорядочно, а в
результате того, что у данной личности
упрочилась система смысловых образований,
которая обусловливает ее извращенное
отношение к определенной стороне
социальной действительности Оценивая
личность человека, совершившего преступление,
необходимо выявить
доминирующие побуждения и обобщенные
способы его жизнедеятельности,
образующие общую схему его поведения,
стратегию его жизнедеятельности.
Человеческое
поведение организуется
определенными исходными ценностными
позициями личности. Человеческий выбор
целей и средств их достижения
определяется самосознанием субъекта,
самосанкционированием избираемых
целей и способов поведения. Ведущим
системообразующим фактором типа личности
является механизм ее смыслообразования.
Человек ведет себя в соответствии
с тем смыслом, который он придает
результатам своего поведения. О
человеке можно судить лишь по его
поступкам, в которых проявляется
его смысловое отношение к
действительности. Сам человек может
даже и не осознавать всю систему
личностных смыслов, часть из них
подсознательна. Однако любое сознательное
действие человек санкционирует
как действие, полезное и необходимое
для себя, т. е. как личностную ценность.
В ценностном смыслообразовании
поведения преступников существует
общий дефект, состоящий в еадекватной
оценке ими личной полезности преступного
деяния. Более или менее осознавая
свою антисоциальную сущность, преступники
обычно выдвигают систему самооправдательных
мотивов и нейтрализуют те социальные
ценности, которые препятствуют достижению
преступных целей. Снятие с себя ответственности
на основе самооправдания своих действий
— одна из характерных особенностей
большинства преступников. Для многих
преступников характерны стихийно возникающие
побуждения, их зависимость от случайных
ситуаций. Дезинтегрированность целостно-регуляционной
системы личности — основная отличительная
особенность большинства преступников.
Отдельные эгоистические устремления
преступников, вырываясь из общих
социально-позиционных связей, становятся
антисоциальными, они могут регулировать
поведенческую систему личности
на подсознательном, установочном уровне
Личность преступника
характеризуется совокупностью
следующих признаков:
1) видом совершенного
преступления: объектом преступного
посягательства, тяжестью и характером
преступных последствий, совершением
преступления впервые, случайно,
повторно, систематически;
2) формой вины, мотивом
и целью преступления;
3) способом совершения
преступления как показателем
интенсивности антисоциальной направленности
преступника;
4) ситуацией и поводом
совершения преступления;
5) отношением преступника
к совершенному деянию — поведением
после совершения преступления (явка
с повинной, уклонение от следствия
и суда, оговор невиновных, помощь
или противодействие следствию,
поведение во время отбывания
наказания).Совокупность указанных
признаков характеризует тип
личности преступника
- Психологические проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Большинство преступлений,
совершенных несовершеннолетними,
имеет возрастную мотивационную
специфику; эти правонарушения
совершаются на почве озорства,
ложно понятой романтики, стремления
к самоутверждению, подражанию
авторитетам. Психологическая
ломка переходного возраста, несформированность
устойчивых нравственных позиций, неправильная
трактовка многих явлений, высокая
подверженность групповым воздействиям,
импульсивность — такова поведенческая
основа подросткового возраста, которую
нельзя не учитывать в следственно-судебной
практике. В то же время следует
иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов
свое первое преступление совершили
в подростковом возрасте.
Поведение несовершеннолетних
(подростков) имеет ряд особенностей:
недостаточность жизненного опыта,
низкий уровень самокритичности, отсутствие
всесторонней оценки жизненных обстоятельств,
повышенная эмоциональная возбудимость,
импульсивность, двигательная и вербальная
активность, внушаемость, подражательность,
обостренность чувства независимости,
стремление к престижу в референтной
группе, негативизм, неуравновешенность
возбуждения и торможения. Физиологическая
перестройка организма подростка
связана с обострением внимания
к половым вопросам. При оптимальных
условиях воспитания указанные особенности
подростков могут быть компенсированы
соответствующей социально-положительной
деятельностью.При неблагоприятных
социальных условиях эти особенности
катализируют вредные влияния, приобретают
отрицательную направленность. Динамизм
психической деятельности подростка
в одинаковой мере делает его податливым
в сторону как социально-положительных,
так и социально-отрицательных
влияний
- Типология личности несовершеннолетнего, допускающего антиобщественное поведение.
Существует ряд поведенческих
стереотипов, характерных для этого
возрастного периода, на базе которых
формируется поведенческий тип
подростка.
1. Реакция оппозиции.
Вызывается завышенными претензиями
к деятельности и поведению
подростка, излишними ограничениями,
невниманием к его интересам
со стороны окружающих взрослых.
Эти реакции проявляются в
прогулах, бравировании опьяненным
состоянием, побегах из дома, а
иногда и в антисоциальных
действиях.
2. Реакция имитации. Проявляется
в подражании определенному лицу,
образцу. Иногда образцом может
стать и антисоциальный «герой».
Известно, какое влияние оказывает
на подростковую преступность
возвеличивание преступника-супермена.
Распространившаяся
в последнее время мода на детективную
литературу может оказать косвенное
отрицательное влияние на самосознание
подростка.
3. Реакция отрицательной
имитации— поведение, нарочито
противопоставленное навязываемой
модели.
4. Реакция компенсации
— восполнение неудач в одной
области подчеркнутым успехом
в другой. (Неуспехи в учебе
могут компенсироваться «смелым»
поведением.)
5. Реакция гиперкомпенсации
— настойчивое стремление к
успеху в наиболее трудной
для себя области деятельности.
Присущая подростку робость может
побудить его к отчаянному
поведению, к вызывающему поступку,
например крайне чувствительный
и застенчивый подросток выбирает
мужественный вид
спорта (бокс, карате и
т. п.).
6. Реакция эмансипации
— стремление высвободиться из-под
навязчивой опеки старших, самоутвердиться.
Крайнее проявление — отрицание
стандартов, общепринятых ценностей,
норм закона, бродяжничество.
7. Реакция группирования
— объединение в группы сверстников.
Подростковые группы отличаются
одноплановостью, однородной направленностью,
территориальной общностью, борьбой
за господство над своей территорией
(во дворе, на своей улице)
- Психологический механизм антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Поведение несовершеннолетних
(подростков) имеет ряд особенностей:
недостаточность жизненного опыта,
низкий уровень самокритичности,
отсутствие всесторонней оценки
жизненных обстоятельств, повышенная
эмоциональная возбудимость, импульсивность,
двигательная и вербальная активность,
внушаемость, подражательность, обостренность
чувства независимости, стремление
к престижу в референтной группе,
негативизм,
неуравновешенность
возбуждения и торможения. Физиологическая
перестройка организма подростка
связана с обострением внимания
к половым вопросам.При оптимальных
условиях воспитания указанные особенности
подростков могут быть компенсированы
соответствую
щей социально-положительной
деятельностью.
При неблагоприятных
социальных условиях эти особенности
катализируют вредные влияния, приобретают
отрицательную направленность.
Динамизм психической
деятельности подростка в одинаковой
мере делает его податливым в сторону
как социально-положительных, так
и социально-отрицательных влияний.
В человеческой жизни существует
ряд переломных этапов. Однако самым
сложным из них является этап отрочества,
когда существо 14—16 лет уже не
ребенок, но еще и не взрослый. Это
возраст «социального импритинга»
— повышенной впечатлительности
ко всему, что делает человека взрослым.
Существует ряд поведенческих
стереотипов, характерных для этого
возрастного периода, на базе которых
формируется поведенческий тип
подростка.
1. Реакция оппозиции.
Вызывается завышенными претензиями
к деятельности и поведению
подростка, излишними ограничениями,
невниманием к его интересам
со стороны окружающих взрослых.
Эти реакции проявляются в
прогулах, бравировании опьяненным
состоянием, побегах из дома, а
иногда и в антисоциальных
действиях.
2. Реакция имитации. Проявляется
в подражании определенному лицу,
образцу. Иногда образцом может
стать и антисоциальный «герой».
Известно, какое влияние оказывает
на подростковую преступность
возвеличивание преступника-супермена.
Распространившаяся в последнее
время мода на детективную
литературу может оказать косвенное
отрицательное влияние на самосознание
подростка.
3. Реакция отрицательной
имитации— поведение, нарочито
противопоставленное навязываемой
модели.
4. Реакция компенсации
— восполнение неудач в одной
области подчеркнутым успехом
в другой. (Неуспехи в учебе
могут компенсироваться «смелым»
поведением.)