Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».
В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.
При допросе несовершеннолетних лиц необходимо учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше
запоминают предметы и наглядные ситуации. Из словесного материала они лучше запоминают эмоционально действующие части рассказа и значительно хуже — отвлеченные понятия.
В процессе воспроизведения материала 
подростками не всегда осуществляется 
систематизация материала, его группировка, 
выделение существенного; иногда второстепенные, 
но наглядно яркие стороны предмета 
выступают на передний план. Дети и 
подростки более подвержены внушению. 
При формулировке вопросов на допросе 
следователю необходимо особенно тщательно 
избегать того, что может оказать 
внушающее воздействие. О высокой 
степени внушаемости подростков 
свидетельствует следующий 
Дети и подростки более 
В следственной практике иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти — амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для нее характерно прежде всего забывание собственных имен, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далекого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно. Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга), могут страдать ретроградной амнезией. В этих случаях они прежде всего забывают факты, которые непосредственно предшествовали травме, а затем все более и более отдаленные
факты. При выздоровлении начинается 
обратный процесс. В результате крайнего 
переутомления может 
10. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
1) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
2) то, что вызывает 
повышенную ориентировочную 
3) раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);
4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
5) то, что более всего 
связано с потребностями 
6) то, что является объектом активной деятельности (так,условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно).
Однако в деятельности 
человека чаще возникает необходимость 
специально запомнить что-либо и 
воспроизвести это в 
Продуктивность памяти характеризуется 
объемом и быстротой 
1. От целей запоминания (насколько прочло, 
долго человек хочет запомнить). Если цель 
— выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре 
после экзамена многое забудется, если 
цель — выучить надолго, для будущей профессиональной 
деятельности, то информация мало забывается. 
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания 
бывают: 
а) механическое дословное многократное 
повторение — работает механическая память, 
тратится много сил, времени, а результаты 
низкие. Механическая память — это память, 
основанная на повторении материала без 
его осмысливания; 
б) логический пересказ, который включает: 
логическое осмысление материала, систематизацию, 
выделение главных логических компонентов 
информации, пересказ своими словами — 
работает логическая память (смысловая) 
— вид памяти, основанный на установлении 
в запоминаемом материале смысловых связей. 
Эффективность логической памяти в 20 раз 
выше, лучше, чем у механической памяти; 
в) образные приемы запоминания (перевод 
информации в образы, графики, схемы, картинки) 
— работает образная память. Образная 
память бывает разных типов: зрительная, 
слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, 
осязательная, обонятельная, эмоциональная; 
г) мнемотехнические приемы запоминания 
(специальные приемы для облегчения запоминания). 
Кроме того, на продуктивность памяти 
еще влияет еще ряд субъективных и объективных 
причин. К субъективным причинам относятся: 
интерес человека к информации, выбранный 
тип запоминания, применяемые приемы запоминания, 
врожденные способности, состояние организма, 
предшествующий опыт, установка человека. 
К объективным факторам, влияющим на продуктивность 
памяти относятся: характер материала, 
его количество, наглядность, ритмичность, 
осмысленность и понятность, его связность 
и особенности обстановки, в которой происходит 
заучивание. Продуктивность памяти наиболее 
ярко проявляется в производственной 
и учебной деятельности
Фактор
1. Формулировка вопроса. Показания свидетеля о том или ином событии могут зависеть от того, как сформулированы вопросы, на которые он отвечает
2. Инструктирование перед опознанием.Инструкции полицейских могут повлиять на готовность свидетеля опознать подозреваемого и (или) на то, что он (или она) опознают именно его
3. Информация, полученная свидетелем после события. Показания свидетеля о событии нередко отражают не только то, что они действительно видели, но и информацию, которую они получили уже после события
4. Точность или уверенность?Уверенность свидетеля ещё не гарантирует точности опознания им подозреваемого
5. Установки и ожидания. Восприятие свидетелем события и его воспоминания о нем могут зависеть от его установок и ожиданий
Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.
Закономерности и особенности мышления
Рассмотрим основные закономерности мышления.
1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации. возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.
2. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».
Итак, анализ через синтез — познавательное 
«развертывание» объекта 
3. Мышление должно быть обоснованно. Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.
Законы материального мира закрепились в законах формальной логики, которые также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи продуктов мышления.
4. Другая закономерность 
5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.
Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема — система возможных действий над объектом познания.
6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.
7. Для мышления характерна постоя
8. Мыслительный процесс как 
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности 
Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала1.
Быстрота мысли особенно нужна 
в тех случаях, когда от человека 
требуется принимать 
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера6.