Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряженности может  возникнуть временное неузнавание  хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.

При допросе несовершеннолетних лиц необходимо учитывать, что особенностью детской памяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше

запоминают предметы и наглядные  ситуации. Из словесного материала  они лучше запоминают эмоционально действующие части рассказа и  значительно хуже — отвлеченные  понятия.

В процессе воспроизведения материала  подростками не всегда осуществляется систематизация материала, его группировка, выделение существенного; иногда второстепенные, но наглядно яркие стороны предмета выступают на передний план. Дети и  подростки более подвержены внушению. При формулировке вопросов на допросе  следователю необходимо особенно тщательно  избегать того, что может оказать  внушающее воздействие. О высокой  степени внушаемости подростков свидетельствует следующий факт. У учащихся 5 класса спросили, какого цвета борода у их учителя физики — черная или рыжая. Многие учащиеся дали определенный ответ в отношении  цвета бороды их учителя (некоторые  сказали, что борода черная, а другие — рыжая), в то время как у  этого учителя вообще не было бороды.

Дети и подростки более склонны  к ложному узнаванию, так как  видовые признаки они принимают  за индивидуальные.

В следственной практике иногда возникает  необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти — амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для нее характерно прежде всего забывание собственных имен, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далекого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно. Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга), могут страдать ретроградной амнезией. В этих случаях они прежде всего забывают факты, которые непосредственно предшествовали травме, а затем все более и более отдаленные

факты. При выздоровлении начинается обратный процесс. В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания (это временное  нарушение памяти называется парамнезией)

 

 

 

 

 

 

 

10. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

1) сильные и значимые  физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

2) то, что вызывает  повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление  действия, процесса, необычность явления,  его контрастность по отношению  к фону и т. п.);

3) раздражители, наиболее  значимые для данного индивида (например, профессионально значимые  предметы);

4) раздражители, имеющие  особую эмоциональную окраску; 

5) то, что более всего  связано с потребностями данного  человека;

6) то, что является  объектом активной деятельности (так,условия задачи, которую мы  долго решаем, запоминаются непроизвольно  и прочно).

Однако в деятельности человека чаще возникает необходимость  специально запомнить что-либо и  воспроизвести это в соответствующих  условиях. Это произвольное запоминание, при котором ставится задача —  запомнить, т. е. осуществляется специальная  мнемическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.

Продуктивность памяти характеризуется  объемом и быстротой запоминания  материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. Продуктивность памяти – это динамическая характеристика. Эффективность памяти зависит: 
1. От целей запоминания (насколько прочло, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. 
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: 
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; 
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти; 
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; 
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). 
Кроме того, на продуктивность памяти еще влияет еще ряд субъективных и объективных причин. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти относятся: характер материала, его количество, наглядность, ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание. Продуктивность памяти наиболее ярко проявляется в производственной и учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем.

Фактор

1. Формулировка вопроса. Показания свидетеля о том или ином событии могут зависеть от того, как сформулированы вопросы, на которые он отвечает

2. Инструктирование перед  опознанием.Инструкции полицейских могут повлиять на готовность свидетеля опознать подозреваемого и (или) на то, что он (или она) опознают именно его

3. Информация, полученная свидетелем после события. Показания свидетеля о событии нередко отражают не только то, что они действительно видели, но и информацию, которую они получили уже после события

4. Точность или уверенность?Уверенность свидетеля ещё не гарантирует точности опознания им подозреваемого

5. Установки и ожидания. Восприятие свидетелем события и его воспоминания о нем могут зависеть от его установок и ожиданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и особенности воображения, проявляемые в деятельности сотрудника правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и особенности мышления.

Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.

Закономерности и  особенности мышления

Рассмотрим основные закономерности мышления.

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации. возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Итак, анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных  ракурсах, нахождение его места в  новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование  с ним.

3. Мышление должно быть обоснованно. Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.

Законы материального мира закрепились  в законах формальной логики, которые  также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи  продуктов мышления.

4. Другая закономерность мышления  — селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема —  система возможных действий над  объектом познания.

6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

7. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного.

8. Мыслительный процесс как любой  процесс обладает структурной организованностью. В нем имеются определенные структурные этапы.

Индивидуальные особенности  мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них  по-разному складывается соотношение  разных и взаимодополняющих видов  и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и  поставить новый вопрос, новую  проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой  самостоятельности.

Гибкость мышления заключается  в умении изменять намеченный вначале  путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются  в ходе ее решения и которые  не удалось учесть с самого начала1.

Быстрота мысли особенно нужна  в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии, боя). Но она нужна также и учащимся. Так, некоторые хорошие ученики  даже в старших классах, когда  их вызывают к доске решать новую  для них задачу, смущаются и  теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль  начинает работать очень медленно и  часто безуспешно, хотя в спокойной  обстановке (дома или за партой, а  не у доски) те же учащиеся быстро и  хорошо решают подобные и даже более  трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется  и на экзаменах. У других учащихся, наоборот, общее возбуждение и  волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более  высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды, операции и формы мышления. 

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов  и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера6.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"