Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; 

это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние  и поведение людей;

для людей в паническом состоянии характерна т.н. поведенческая  неопределенность (состояние растерянности, неясности, как себя вести, поэтому  возникает хаотичность в действиях  и неадекватность поведения в  целом). 

Панические настроения – это психические состояния отдельных людей, однако такими состояниями иногда поражаются целые социальные слои, классы общества. Вероятно, при паническом настроении меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами психической деятельности человека. Эмоциональное берет верх над рациональным, поведение становится подверженным случайным стимулам и стихии чувств, и переживания, движения и действия в этом состоянии плохо предсказуемы. Опустошенные прилавки магазинов представляют собой индикаторы экономической паники. Подверженность такой панике наблюдается у людей в периоды инфляции, повышения цен и смены экономического уклада жизни в стране.  
Паника – сложный, промежуточный психоповеденческий феномен. На основе паники как эмоционально-поведенческого состояния возникают панические толпы со специфическим поведением. 

  1. Этапы возникновения паники. 

 Динамика паники на групповом уровне выглядит следующим образом.  
Во-первых, для возникновения паники необходим какой-либо стимул. Например, крик «Пожар!» в театре, часто провоцируемый запахом гари, вызывает панику у зрителей.  
Во-вторых, паника начинается с реакцией отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизирует чувство страха, ужаса, отчаяния.  
В-третьих, паническое состояние под влиянием эмоционального заражения, эмоционального резонанса охватывает все большее количество народа.  
В-четвертых, все приходит в паническое движение без обдуманного плана и без прогнозирования последствий такого движения.  
В-пятых, кульминации все это достигает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве. В силу этих причин толпа начинает редеть, а затем наступает успокоение.  
Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности, деструктивным последствиям и механизмам формирования. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. Считается, что паника – одна из форм поведения толпы. Однако некоторые авторы рассматривают панику и на индивидуальном уровне. Индивидуальная паника отмечена всеми теми же эффектами, что и групповая: высоким уровнем эмоционального возбуждения, снижением когнитивных функций, внушаемостью, дезорганизацией с возможной утратой критики и контроля. Когда говорят, что человек паникует, имеют в виду поспешность, неадекватность поступков, принятие явно ошибочных решений, выраженное стремление избежать мнимой опасности или отсутствие принятия мер защиты при явной опасности. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая – от 2-3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.  
 
Глубина охвата – это степень панического заражения сознания человека. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости. Легкая паника появляется, в частности, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника выражается лишь легкой удивленностью, озабоченностью, напряжением. Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники – скупка товаров в магазинах при циркуляции слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи. Паника средней глубины часто бывает при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях. Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве большой, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры полной паники – случаи на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах, захвате людей в качестве заложников.  
По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы),пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника – это паника во время длительных боевых операций, например, блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на Чернобыльской АЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типология слухов.

Типы слухов, которые основаны на исследованиях неформальных коммуникационных процессов. Одна базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

Информационная типология.

Поскольку слухи –  всегда в той или иной степени  – недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводятся к их классификации по степени  достоверности содержащейся в них  информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа: абсолютно недостоверные, просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности. Хотя такая типология носит субъективный характер, она часто используется для решения практических задач. Запуская тот или иной позитивный или негативный слух необходимо дозировать степень его недостоверности. Дезинформация, запускаемая по неформальным коммуникационным каналам, должна строго дозироваться. Появляясь как сравнительно правдоподобная, она постепенно завоевывает доверие и только после этого начинает «обрастать» подробностями. Медленно продвигаться к черте абсолютно недостоверной. У современного человека слишком откровенная ложь вызывает сомнения, которые не позволяют ему слепо воспринимать и активно распространять информацию

 «Эмоциональная» типология.

С точки зрения эмоциональных  характеристик выделяются три основных типа слухов. Каждый из них соответствует  определенному эмоциональному состоянию, которое он вызывает и на котором  он «держится».

«Слух – желание» - это слух, содержащий сильное эмоциональное пожелание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Например, слух внутри компании о повышении заработной платы.

«Слух-пугало» - это слух, несущий в себе и вызывающий выраженные негативные настроения и эмоциональное состояние страха и ужаса, отражающий некоторые актуальные, но крайне нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.

 «Агрессивный слух» - это слух не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания населения, а совершенно конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и соответствующего поведенческого «ответа» в виде жесткого агрессивного действия. Агрессивные слухи – продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов имеется мощный эмоционально-энергетический агрессивный заряд

 «Нелепые слухи» - стоят особняком во всех типологиях. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них – очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию

На основании различных  социологических опросов можно  попытаться составить иерархическую  модель слухов по принципу их содержания: экономика, политика, криминальный мир, сфера социально-бытовых услуг, фигуранты  – ньюсмейкеры из мира искусств, неразгаданные таинственные явления.

С точки зрения фактуры  жанрового приема в технологии создания искусственных слухов можно выделить: мифотворчество, монтаж, угрозу, блеф, перехват чужой информации. Степень  интенсивности (повторяемости) слухов способна влиять на отдельную личность и группы общества, вызывая различные  явления. По степени последствий  слухи можно разделить на две  группы: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным следует  отнести массовые потребительские  действия на коммерческом рынке (продвижение  товаров и услуг), создание стабилизирующих  социально-политических стереотипов. К деструктивным – дискомфорт, фобии, массовое неповиновение неверие.

Основные технические  носители: печатные и электронные  СМИ, Интернет, телефон. Анализ самих  активов циркуляции позволяет выделить ряд субъектов и мотивов коммуникации. Попытаемся построить

«технологическую цепочку», общую схему жизненного цикла  слухов:  
Источник: официальный, теневой, стихийный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.

Массовые беспорядки, которые  также сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением  огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления властям. Большую  общественную опасность представляют призывы к насилию над определенной частью граждан. Массовые беспорядки в  публичных местах возникают и  осуществляются по законам поведения  людей в неорганизованных общностях  — в толпе. Поведение людей  в условиях толпы отличается повышенной подражательностью, некритичностью, подверженностью  призывам ситуативных лидеров, социальной безответственностью и чувством вседозволенности и безнаказанности. Не погашенная в самом начале, эта  массовая стихия приобретает колоссальную разрушительную силу. Толпа легко  поддается подстрекательским призывам совершать противоправные действия — призывам к хищению, терроризму, нападению, убийствам, поджогам и погромам.

Организаторы массовых беспорядков  искусно используют психологические  механизмы толпообразного поведения  людей, разжигая инстинкты агрессивности  и вандализма. Возникает массовое сопротивление представителям власти. Лавинообраз­но усиливается ситуация криминального ажиотажа. И часто 

трудно отделить активных участников массовых беспорядков от лиц, случайно втянутых в водоворот  этих стихийно протекающих антисоциальных событий.

Органы власти должны прогнозировать возможность таких событий и  принимать все необходимые профилактические меры. А при подавлении массовых беспорядков умело использовать приемы последовательного расчленения  больших масс на

локальные группы с использованием шоковых средств воздействия.

Принципиально важно наказание  всех участников массовых беспорядков, а не только их организаторов. В большинстве  случаев массовые беспорядки паразитируют на слабости власти. В целях общей  превенции необходимо широко освещать в средствах массовой информации правовые последствия уличных 

беспорядков. Закон обеспечивает суровое наказание за организацию  и участие в массовых беспорядках. Статья 212 УК РФ


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"