Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
Продолжая во многом традиции классического психоанализа, Э. Эриксон попытался понять и оценить формирующее влияние среды на личность. Центральное понятие его концепции – эго-идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на возрастные и другие изменения.
Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий. На каждой стадии общество ставит пред личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Решение этих задач зависит как от достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества.
Итак, стадии жизненного пути личности, выделенные Э. Эриксоном:
1) Младенческий возраст. Первая стадия: основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности.
2) Раннее детство. Вторая стадия: автономность против стыда и сомнений.
3) Дошкольный возраст. Третья стадия: инициативность против чувства вины.
4) Школьный возраст. Четвертая стадия: трудолюбие против неполноценности.
5) Отрочество и юность. Пятая стадия: индивидуальность против ролевого смешения (спутанность идентичности).
6) Молодость. Шестая стадия: близость против одиночества.
7) Зрелость. Седьмая стадия:
производительность –
8) Старость. Восьмая стадия: целостность личности против отчаяния.
Заслуживает внимания концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:
1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;
2) основной (ведущий) тип деятельности;
3) основные новообразования развития;
4) кризис.
Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая – группа коммуникативных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам общения. В основе ее лежат отношения, развертывающиеся в системе “ребенок – общественный взрослый”. Вторая – группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе “ребенок – общественный предмет”. По мнению Д.Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы “ребенок – общественный взрослый” к системе “ребенок – общественный предмет”, т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.
Далее Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную (М – П) и операционно-техническую (О – Т). Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) онтогенеза психики:
1) период раннего детства
Д.Б.Эльконин делит на две
2) период детства он делит на дошкольный (М – П) возраст и младший школьный (О – Т);
3) период отрочества
делится на подростковый
Переломными точками, отделяющими один возраст от другого, Д.Б. Эльконин называл кризисами, по-новому определяя их психологическое содержание. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ребенку ориентацию в мире вещей.
Следует отметить, что проблема периодизации психического развития человека остается актуальной, исследования в этом направлении продолжаются. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-е годы ХХ века.
В предложенной им схеме – “матрице возраста” – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальной последовательности периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).
Схема 1. Периоды и стадии развития, по В.И. Слободчикову
По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности (“так жить нельзя”) и поиск новых форм “со-бытийности” (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис “со-бытийности” (“хочу быть, как ты”) и поиск новых способов самоопределения, “само-бытности” (на стадиях освоения).
Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).
18. Концепция
коллектива в социальной
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива.
Коллектив - это общность высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям.
Важнейшими признаками коллектива являются:
- социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом;
- признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю систему отношений между его членами;
- наличие добровольного характера объединения членов коллектива;
- целостность коллектива,
которая выражается в том, что
коллектив выступает всегда
- особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
В отечественной психологии
существует несколько теорий, рассматривающих
развитие группы до уровня коллектива.
Стратометрическая концепция А.
Согласно данной теории, коллектив представляет группу, состоящую из нескольких страт (слоев), каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому в ней строятся отношения между членами группы.
Центром (ядром) внутригрупповой активности является совместная социально-позитивная деятельность, заданная более широкой социальной структурой, в которую включена данная группа. Этот слой представляет собой непсихологическое образование.
Диагностика уровня развития группы заключается в оценке следующих параметров:
- выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);
- соответствия группы социальным нормам;
- способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
Второй слой образуют групповые отношения, разделенные на два уровня: отношения членов группы к совместной деятельности; межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью.
Примерами феноменов, возникающих в группе за счет опосредования межличностных отношений совместной деятельностью, могут являться ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ) и др.
Следующий слой образуют собственно межличностные отношения в основном эмоционального характера (симпатия, антипатия), которые в наименьшей степени связаны с общей деятельностью группы. Здесь ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
Наличие многоуровневой структуры активности группы позволяет построить типологию групп на основе доминирующего уровня активности: диффузная, ассоциация, корпорация, коллектив.
Необходимо отметить, что с появлением вышележащего слоя происходит видоизменение активности нижележащего уровня. Уровень развития межличностных отношений - это интегральная характеристика внутригрупповой активности, имеющая две составляющие:
- степень опосредованности
межличностных отношений
- характер, нравственные
особенности целей и ценностей
совместной деятельности (этот фактор
может иметь как положительную,
Другая модель реализована в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И.Уманским. В основу его концептуальной схемы положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, по которым замеряется уровень развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся:
а) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;
б) организационное единство группы;
в) групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности;
г) психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
Отличие одной стадии развития группы от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. В типологии Л.И. Уманского континуум групп, располагающихся по мере их развития, имеет не только нулевую отметку (момент создания группы), но и отрезок отрицательной протяженности (группы антисоциальной направленности). Вторая координата в данной типологии позволяет различать группы в зависимости от степени влияния группы на личность.
Выделенные векторы развития группы вполне соотносимы с основаниями, лежащими в основе типологии групп А.В. Петровского (вектор опосредованности отношений деятельностью и вектор общественной значимости групповой деятельности). В коллективах наблюдаются следующие феномены, которые являются следствием процесса групповой интеграции:
- коллективистическое самоопределение личности - избирательное реагирование на воздействие группы, принятие мнений, соответствующих групповым целям, и отклонение мнений, которые этим целям не соответствуют;
- сходство функционально-ролевых ожиданий - проявляется как совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии с этими ролями среди участников группы;
- ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т.п.;
- действенная групповая
эмоциональная идентификация -
- адекватность возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи.
Перечисленные здесь феномены являются конкретными проявлениями процесса интеграции группы - процесса достижения содержательной связанности и ориентированности общности людей. Наряду с интеграцией, в процессе становления и развития группы в ней наблюдается и дифференциация позиций, статусов членов группы.
Основаниями для дифференциации могут являться:
- деловое лидерство - способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации целей совместной деятельности;
- "профессиональное доминирование" - лидерство определенных членов группы в зависимости от их вклада в реализацию совместной деятельности;
- референтность - значимость
мнения определенного члена
- эмоциональное лидерство - способность участника группы притягивать к себе других людей, быть предпочитаемым в общении.
19.
Кризисы взрослой жизни и