Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
Существует несколько разновидностей психологических экспериментов: естественный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
24. Мышление: сущность, формы и виды
Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве. Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной – с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений,.
В психологической
науке различают такие формы
мышления как понятия,
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое.
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Теоретическое понятие – это объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными.
Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения несоответствующие объективной реальности. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, В единичных суждениях – только к одному
Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедуктивное, по аналогии
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
В психологии наиболее принята и распространена следующая классификация видов мышления:
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление – наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Выделение видов мышления можно производить по различным основаниям.
По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.
Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет ярко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием ярко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления: 1) временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).
По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное и продуктивное мышление по их функциональному назначению.
Репродуктивное мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения.
В своей деятельности
люди сталкиваются с такими объектами,
которые имеют целостно-
По типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ.
Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений.
По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления – наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.
Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
25. Надежность теста
Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.
В психометрии термин “надежность” имеет два значения. Тест называется надежным, если он является внутренне согласованным, а также, если он дает одни и те же показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании.
Надежность при повторном тестировании по прошествии времени называется ретестовой надежностью.
Надежность частей
теста – характеристика
надежности психодиагностической методики,
получаемая путем анализа устойчивости
результатов отдельных совокупностей
тестовых задач или единичных пунктов (заданий)
- распределением заданий на четные и нечетные;
- распределением пунктов
по принципу близости или
- распределением задач по времени решения каждой из частей.
Источники неудовлетворительной надежности:
1. Субъективное оценивание. Субъективное
оценивание является общим
2. Угадывание. Влияние угадывания испытуемыми правильного ответа снижается с увеличением общего количества заданий теста.
3. Понятные задания.
4. Величина теста. Чем длиннее тест, тем он надежнее. Для удовлетворительной надежности достаточно заданий.
5. Инструкции к тесту.
6. Неудовлетворительная
7. Другие источники ошибок. Обычно
к ним относят состояния
26. Направления
и школы современной
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен.
Особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм (или функциональная психология): возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители