Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
продуктивные – совокупность психодиагностических методик, в которых применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной;
действенные – совокупность психодиагностических методик, при которых испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии;
физиологические – совокупность методик, позволяющих оценивать и анализировать непроизвольные физические или физиологические реакции организма человека;
2) по адресату тестового материала:
сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);
бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека);
3) по форме представления
бланковые – методы, представляющие тестовый материал в письменной форме либо в форме рисунков, схем и т.п.;
технические – методы, репрезентирующие материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства;
сенсорные – методы, представляющие материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств;
4) по характеру данных, используемых
для психодиагностических
объективные – методы, использующие показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого;
субъективные – методы, в которых получаемые данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого;
5) по критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы;
6) по внутренней структуре:
мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);
многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми.
Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании.
Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).
16. Комплексные личностные опросники (Опросник Кеттедла (16PF), Миннесотский опросник (MMPI): область применения и диагностические возможности
Личностные опросники – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.
Опросник “Шестнадцать личностных факторов” – принадлежит к числу наиболее распространенных личностных опросников. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Кэттелл называет конституционными факторами: фактор А – “замкнутость – общительность”; В – “интеллект”; С – “эмоциональная устойчивость”; Е – “доминантность – подчиненность”; F – “экспрессивность”; G – “нормативность поведения”; Н – “смелость”; I – “чувствительность”; L – “подозрительность – доверчивость”; М – “практичность”; N – “дипломатичность”; О – “уверенность в себе”; Q1 – “консерватизм”; Q2 – “конформизм”; Q3 – “самоконтроль”; Q4 – “напряженность”; MD – “адекватность самооценки”.
Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах опросника по 3 “буферных” вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: “да”, “нет”, “не знаю” (или “а”, “в”, “с”); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов “не знаю” было как можно меньше. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным – 10 и средним 5,5 балла. Строится “профиль” личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.
Факторы личности, диагностируемые опросником 16PF Кэттелла, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква “Q” используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют “бытовые” и “технические” названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор А – “сердечность, доброта – обособленность, отчужденность”. Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора.
Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника “Ш. л. ф.” (А и В), разработаны формы С, D и Е.
Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования.
Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен.
Опросник нашел широкое распространение в психодиагностических исследованиях различных стран. В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопросов).
MMPI – один из наиболее распространенных личностных тестов, применяемый для диагностики индивидуально-психических особенностей нормальных людей и людей с психическими отклонениями. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: “верно”, “неверно”, “не могу сказать”. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об испытуемом и время, затраченное на ответы.
Завершается обследование построением 1)профиля личности, который вычерчивается на, 2) специальном бланке, где балльные оценки, 3)переводятся в стандартные (Т-оценки).
Приведем основные клинические шкалы опросника MMPI. 1. Шкала ипохондрии (HS) – определяет “близость” обследуемого к астеноневротическому типу личности: 2. Шкала депрессии (D) – предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):3. Шкала истерии (Ну) – разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):4. Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику социопатического типа личности: 5. Шкала мужественности–женственности (Mf) – предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом: 6. Шкала паранойи (Ра) – позволяет судить о наличии “сверхценных” идей, подозрительности (паранойяльный тип личности): 7. Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности): 8. Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности: 9. Шкала гипомании (Ма) – определяется степень “близости” обследуемого гипертимному типу личности: 10. Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки. Особенностью опросника является использование в нем четырех оценочных шкал. 1. Шкала “?” – шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к “верным”, ни к “неверным”. 2. Шкала “лжи” (L) – предназначена для оценки искренности обследуемого. 3. Шкала достоверности (F) – создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции. 4. Шкала коррекции (К) – введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.
Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах, ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании иных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.
Помимо основных и
оценочных шкал на базе утверждений
MMPI создано множество
17. Концепции периодизации возрастного развития
Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды.
В свое время А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С. Выготским в работе “Проблема возраста”. Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на 3 группы.
Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития психики и личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5–11 лет), пастушескую стадию (8–12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их: с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п.
Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации такого типа он берет у П.П. Блонского, который в качестве основания использовал стадии развития зубов у ребенка и выделял, соответственно, беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации – окостенения скелета, смену зубов. Однако такой параллелизм ничем не подтвержден, не говоря уже о том, что и выделенные периоды не равнозначны: скажем, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом отношении не примечателен.
Яркий пример периодизаций этой группы – периодизация З. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит свое удовлетворение либидо, соответственно:
1) оральная (в области рта), формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;
2) анальная (в области заднего прохода), формы поведения – интерес к функциям отправления;
3) фаллическая (в области половых органов), формы поведения – исследование своих гениталий;
4) эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет;
5) активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
Третью группу, по Л.С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется.
Итак, если в какой-либо концепции развития онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает введение понятия периодизации развития.
В мировой психологии примером такого взгляда на онтогенез является эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного “Я”. Термин “эпигенез” был взят Э. Эриксоном из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого, развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. По Э. Эриксону, последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.