Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
В настоящее время отсутствует единая классификация способностей. Многие исследователи предлагают свои собственные классификации, в основе которых, как правило, лежит один из нижеприведенных критериев: 1) творческие (литературные, музыкальные, художественные); 2) инженерные; 3) научные (лингвистические, математические, гуманитарные).
Все способности можно
разделить на две большие группы:
специальные и общие
Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.
К наиболее распространенным
методам диагностики
Кроме того специалисты используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.
Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.
9. Диагностика
темперамента и свойств
Темперамент рассматривается как энергетическая характеристика психических свойств.
Свойства темперамента образуют определенные соотношения, характеризующие тип темперамента. Одно и то же свойство в рамках различных типов может проявляться по-разному. К наиболее изученным свойствам относят эмоциональную возбудимость, силу эмоций, тревожность, импульсивность, активность, ригидность, утомляемость, субъективацию (экстра-интроверсию).
Диагностика экстраверсии и интроверсии. Экстраверсия определяется как внешняя направленность ума на людей и предметы внешнего мира, интроверсия – внутренняя направленность, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.
Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, стремится к вербальным контактам, не любит уединенное чтение или учебу. Он ищет яркие впечатления, риск, действует под влиянием момента, импульсивен, находчив в разговоре, любит перемены, беззаботен, оптимистичен
Типичный интроверт – скромный, уединяющийся человек, предпочитающий чтение книг общению с людьми. Он сдержан, сближается только с несколькими друзьями, свои действия планирует заранее, неимпульсивен. Не любит сильных впечатлений, серьезен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Интроверт контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.
Высокий уровень активации интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести активацию за пределы оптимальных значений. Наоборот, экстраверты стремятся к такой стимуляции. Интроверты лучше переносят условия сенсорной депривации и монотонию, лучше выполняют задания на внимание.
Экстраверты склонны к большей скорости выполнения заданий, если даже это сопряжено с нарастанием числа допускаемых ошибок. Интроверты придают большее значение точности и безошибочности, что приводит к снижению скорости работы. Экстраверты начинают выполнять задание быстрее (и часто лучше), однако затем показатели интровертов постепенно улучшаются и начинают превышать показатели экстравертов. Предполагается, что причиной этого является более быстрое развитие состояния монотонии у экстравертов.
Экстра-интроверсия
Диагностика тревожности.
Состояние тревожности характеризуется неприятными ощущениями беспокойства, напряженности, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которые сопровождаются активацией вегетативной нервной системы. Состоит в склонности, предрасположенности к состоянию беспокойства в различных угрожающих ситуациях.
Чрезмерная тревожность снижает эффективность обучения и деятельности. Незначительный уровень тревожности может способствовать обучению, определяя увеличение продолжительности самостоятельной работы с учебным материалом; он полезен в профессиональных видах деятельности, требующих особой осторожности и тщательности в выполнении заданных действий и операций.
Для оценки тревожности широко используются различные опросники: шкала манифестной тревожности Тэйлора, СМИЛ (шкала Pt). В 16ФЛО тревожность оценивается по совокупности факторов: ее величина положительно коррелирует с факторами L, О, Q4 и отрицательно – с факторами С, Н, Q3.
Диагностика активности.
Активность является внутренним условием и мерой взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.
Скоростной аспект активности исследуется в сферах умственной и психомоторной деятельности. В качестве оценок скорости умственной активности используются показатели скорости выполнения различных интеллектуальных тестов: невербальных логических задач, методики “Перепутанные линии”, корректурной пробы и др. Показатели скорости в психомоторной сфере: время реакции, скорость письма и др. Установлено, что показатели скорости умственных и психомоторных действий определяются различными независимыми факторами.
Активность может оцениваться по шкале “Ма” СМИЛ, фактору “F” 16ФЛО.
Диагностика эмоциональности.
В эмоциональности могут быть выделены следующие аспекты: модальность или качество преобладающей эмоции, эмоциональная возбудимость, сила (интенсивность) эмоциональных переживаний и эмоциональная устойчивость.
Оценка общей эмоциональности и определение преобладающих эмоциональных переживаний производятся с помощью проективных методик (Роршаха, ТАТ и др.), теста Люшера.
К сфере эмоциональности принадлежит фактор нейротизма (эмоциональная возбудимость--стабильность оценивается по опроснику Айзенка). Лица с высокими значениями по этому фактору отличаются эмоциональной лабильностью, гиперреактивностью и медленным возвратом к исходному состоянию после эмоциональных переживаний. Они часто жалуются на различные недомогания: головные боли, бессонницу, нарушения пищеварения и т.п. Характерно преобладание отрицательных эмоций беспокойства, тревоги и др. Предполагается, что высокий нейротизм является предпосылкой невротических расстройств, хотя высокие значения по фактору не обязательно сопряжены с неврозом.
Эмоциональная возбудимость может оцениваться по фактору “С” 16ФЛО.
Диагностика ригидности.
К свойствам темперамента
относят пластичность-
Психомоторная ригидность оценивается с помощью методик, в которых изучается процесс перестройки привычных движений или вновь образованныхдвигательных стереотипов. Например, дается задание писать букву S сначала в обычном начертании, а затем ее зеркальное изображение; писать фразу сначала обычно, а потом прописными буквами; скопировать фигуру, глядя на нее, а затем смотря на ее изображение в зеркале, и т.д. Ригидность измеряется по соотношению производительности при обычном и усложненном порядке выполнения задания.
Ригидность мышления оценивается по стойкости установок и способов решения задач. Например, испытуемому предлагается 10 однотипных задач: имея три сосуда разного объема, налить в большой сосуд требуемое количество воды.
Показатели сенсорной ригидности: время темновой адаптации, влияние электрических болевых воздействий на величину порогов ощущения, КЧМ и др.
Оценка свойств темперамента в ходе наблюдения за поведением. В тех случаях, когда использование формализованных методов диагностики затруднительно (отказ испытуемого, отсутствие технической базы и пр.), можно прибегнуть к использованию метода наблюдения за поведением испытуемого. Важно при этом сосредоточить внимание лишь на таких формальных аспектах, как перепады в интонации, длительность высказываний, частота обращения к партнеру, легкость вступления в разговор, громкость голоса, паузы-остановки, эмоциональные характеристики, явные грамматические нарушения, положение головы, позы, жесты, мимика и т.п.
10. Жизненный путь: социально-значимые периоды человеческой жизни
Наиболее емкий и
употребительный современный
Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных компонентов отнюдь не отрицает онтогенетического развития. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.
Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительности периода индивидуального существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида.
11.
История развития
Психодиагностика - область
психологической науки и
Это одновременно и очень
древняя и, вместе с тем, очень
молодая наука. Одно из самых первых
упоминаний об отборе людей на основе
испытания можно найти в
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Одним из первых источников психодиагностики стала экспериментальная психология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 год, так как в этом году Вильгельм Вундт (1832-1920) основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии, в которой изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и т.п.
Таким образом, первоначально
психодиагностика стала складываться
как наука о методах
Но дифференциально-
Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение является единственно доступным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по наблюдаемым поведенческим реакциям. Отсюда - цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.