Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

В настоящее время  отсутствует единая классификация  способностей. Многие исследователи предлагают свои собственные классификации, в основе которых, как правило, лежит один из нижеприведенных критериев: 1) творческие (литературные, музыкальные, художественные); 2) инженерные; 3) научные (лингвистические, математические, гуманитарные).

Все способности можно  разделить на две большие группы: специальные и общие способности. Если общие способности позволяют  человеку овладеть разными видами умений и знаний, которые затем реализуются  им во многих видах деятельности, то специальные способности рассматриваются специалистами в отношении к отдельным, определенным сферам деятельности. В отечественной психологии соотношение специальных и общих способностей понимается как соотношение особенного и общего.

Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.

К наиболее распространенным методам диагностики способностей можно отнести:

  1. батарею тестов общих способностей;
  2. батарею тестов дифференциальных способностей;
  3. 8 субтестов, которые позволяют выявить особенности развития числовых способностей, словесного мышления, технического мышления, абстрактного мышления и прочее;
  4. 12 субтестов, которые обеспечивают возможность измерить уровень развития девяти способностей.

Кроме того специалисты  используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.

Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.

 

 

9. Диагностика  темперамента и свойств нервной  системы

Темперамент рассматривается как энергетическая характеристика психических свойств.

Свойства темперамента образуют определенные соотношения, характеризующие тип темперамента. Одно и то же свойство в рамках различных типов может проявляться по-разному. К наиболее изученным свойствам относят эмоциональную возбудимость, силу эмоций, тревожность, импульсивность, активность, ригидность, утомляемость, субъективацию (экстра-интроверсию).

Диагностика экстраверсии и интроверсии.    Экстраверсия  определяется как внешняя направленность ума на людей и предметы внешнего мира, интроверсия – внутренняя направленность, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.

Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, стремится к вербальным контактам, не любит уединенное чтение или учебу. Он ищет яркие впечатления, риск, действует под влиянием момента, импульсивен, находчив в разговоре, любит перемены, беззаботен, оптимистичен

Типичный интроверт  – скромный, уединяющийся человек, предпочитающий чтение книг общению с людьми. Он сдержан, сближается только с несколькими друзьями, свои действия планирует заранее, неимпульсивен. Не любит сильных впечатлений, серьезен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Интроверт контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.

Высокий уровень активации  интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести активацию за пределы оптимальных значений. Наоборот, экстраверты стремятся к такой стимуляции. Интроверты лучше переносят условия сенсорной депривации и монотонию, лучше выполняют задания на внимание.

Экстраверты склонны к большей скорости выполнения заданий, если даже это сопряжено с нарастанием числа допускаемых ошибок. Интроверты придают большее значение точности и безошибочности, что приводит к снижению скорости работы. Экстраверты начинают выполнять задание быстрее (и часто лучше), однако затем показатели интровертов постепенно улучшаются и начинают превышать показатели экстравертов. Предполагается, что причиной этого является более быстрое развитие состояния монотонии у экстравертов.

Экстра-интроверсия оценивается  с помощью различных методических приемов. Так, опросник СМИЛ содержит шкалу социальной интроверсии (Si), по которой оценивается тенденция к уклонению от социальных контактов. Фактор Q2 16ФЛО (16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла) предназначен для измерения социабельности, состоящей в общительности и степени учета в поведении человека мнения группы. В 16ФЛО экстра-интроверсия оценивается по совокупности значений факторов А, Е, F, Н и Q2.

Диагностика тревожности.

Состояние тревожности характеризуется неприятными ощущениями беспокойства, напряженности, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которые сопровождаются активацией вегетативной нервной системы.  Состоит в склонности, предрасположенности к состоянию беспокойства в различных угрожающих ситуациях.

Чрезмерная тревожность  снижает эффективность обучения и деятельности. Незначительный уровень тревожности может способствовать обучению, определяя увеличение продолжительности самостоятельной работы с учебным материалом; он полезен в профессиональных видах деятельности, требующих особой осторожности и тщательности в выполнении заданных действий и операций.

Для оценки тревожности  широко используются различные опросники: шкала манифестной тревожности  Тэйлора, СМИЛ (шкала Pt). В 16ФЛО тревожность  оценивается по совокупности факторов: ее величина положительно коррелирует с факторами L, О, Q4 и отрицательно – с факторами С, Н, Q3.

Диагностика активности.

Активность является внутренним условием и мерой взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.

Скоростной  аспект  активности исследуется в сферах умственной и психомоторной деятельности. В качестве оценок скорости умственной активности используются показатели скорости выполнения различных интеллектуальных тестов: невербальных логических задач, методики “Перепутанные линии”, корректурной пробы и др. Показатели скорости в психомоторной сфере: время реакции, скорость письма и др. Установлено, что показатели скорости умственных и психомоторных действий определяются различными независимыми факторами.

Активность может оцениваться  по шкале “Ма” СМИЛ, фактору “F” 16ФЛО.

Диагностика эмоциональности.

В эмоциональности могут  быть выделены следующие аспекты: модальность  или качество преобладающей эмоции, эмоциональная возбудимость, сила (интенсивность) эмоциональных переживаний и  эмоциональная устойчивость.

Оценка общей эмоциональности  и определение преобладающих эмоциональных переживаний производятся с помощью проективных методик (Роршаха, ТАТ и др.), теста Люшера.

К сфере эмоциональности  принадлежит фактор нейротизма (эмоциональная  возбудимость--стабильность оценивается по опроснику Айзенка). Лица с высокими значениями по этому фактору отличаются эмоциональной лабильностью, гиперреактивностью и медленным возвратом к исходному состоянию после эмоциональных переживаний. Они часто жалуются на различные недомогания: головные боли, бессонницу, нарушения пищеварения и т.п. Характерно преобладание отрицательных эмоций беспокойства, тревоги и др. Предполагается, что высокий нейротизм является предпосылкой невротических расстройств, хотя высокие значения по фактору не обязательно сопряжены с неврозом.

Эмоциональная  возбудимость может оцениваться по фактору  “С” 16ФЛО.

Диагностика ригидности.

 К свойствам темперамента  относят пластичность-ригидность, функцией которой является приспособление к изменяющимся требованиям деятельности.

Психомоторная ригидность оценивается с помощью методик, в которых изучается процесс перестройки привычных движений или вновь образованныхдвигательных стереотипов. Например, дается задание писать букву S сначала в обычном начертании, а затем ее зеркальное изображение; писать фразу сначала обычно, а потом прописными буквами; скопировать фигуру, глядя на нее, а затем смотря на ее изображение в зеркале, и т.д. Ригидность измеряется по соотношению производительности при обычном и усложненном порядке выполнения задания.

Ригидность мышления оценивается по стойкости установок  и способов решения задач. Например, испытуемому предлагается 10 однотипных задач: имея три сосуда разного объема, налить в большой сосуд требуемое количество воды.

Показатели сенсорной  ригидности: время темновой адаптации, влияние электрических болевых воздействий на величину порогов ощущения, КЧМ и др.

Оценка свойств темперамента в ходе наблюдения за поведением.  В тех случаях, когда использование формализованных методов диагностики затруднительно (отказ испытуемого, отсутствие технической базы и пр.), можно прибегнуть к использованию метода наблюдения за поведением испытуемого. Важно при этом сосредоточить внимание лишь на таких формальных аспектах, как перепады в интонации, длительность высказываний, частота обращения к партнеру, легкость вступления в разговор, громкость голоса, паузы-остановки, эмоциональные характеристики, явные грамматические нарушения, положение головы, позы, жесты, мимика и т.п.

 

 

10. Жизненный путь: социально-значимые  периоды человеческой жизни

Наиболее емкий и  употребительный современный научный  термин для описания индивидуального  развития – жизненный путь. “Всякое  живое существо развивается, но только человек имеет свою историю” (С.Л. Рубинштейн). Жизненный путь – история индивидуального развития личности. Человек включен в разнообразные сферы общественно-исторического процесса, он принадлежит к конкретному поколению, и события эпохи, так или иначе становятся фактами его биографии. Согласно И.С. Кону, изучение жизненного пути человека требует сочетания социологического, психологического и исторического анализа. До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла.

Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных  компонентов отнюдь не отрицает онтогенетического  развития. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального  исторические условия. Ничто не может изменить последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.

Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в  процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительности периода индивидуального существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида.

 

 

11. История развития психодиагностики

Психодиагностика - область  психологической науки и важнейшая  форма психологической практики, связанная с разработкой и  использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).

Это одновременно и очень  древняя и, вместе с тем, очень  молодая наука. Одно из самых первых упоминаний об отборе людей на основе испытания можно найти в Библии, где говорится о том, что Бог повелел Гедеону осуществить двухступенчатый отбор воинов в войне Израиля против медиатян.

Психологическая диагностика  выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Одним из первых  источников психодиагностики стала экспериментальная психология.

Началом возникновения  экспериментальной психологии условно  считается 1878 год, так как в этом году Вильгельм Вундт (1832-1920) основал  в Германии первую лабораторию экспериментальной  психологии, в которой изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и т.п.

Таким образом, первоначально  психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной  дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.

Но дифференциально-психологическое  изучение человека не было простым  логическим следствием развития экспериментального метода. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства (сфера индустриальной психологии).

Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию  поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение является единственно доступным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по наблюдаемым поведенческим реакциям. Отсюда - цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"