Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
Конфликт бывает
- межличностный
- межгрупповой
- внутриличностный
Конфликт начинается с появления основной проблемы.
Данный этап называется предконфликтной
ситуацией, которая может быть растянута
во времени, а может быть быстротечной.
Толчком к переходу в первую стадию конфликта
является какой-либо повод, факт, событие,
переводящее взаимодействие в столкновение,
конфликтная ситуация становится открытой.
Вторая стадия – активирует участников
конфликта на принятие мер;
Третья стадия – острое противоборство
сторон;
Четвёртая стадия – снятие противоречий
между конфликтными сторонами;
Пятая стадия – разрядка напряжённости.
Конфликты - конструктивные и деструктивные.
ФУНКЦИИ:
1.сигнальная;
2.эмоциональная разрядка(
3.расширение знаний
4.изменение отношения
5.расширение творческого
Профилактика конфликтов заключ
Профилактика конфликтов — это
их предупреждение в широком смысле слова.
Цель профилактики конфликтов — создание
таких условий деятельности и взаимодействия
людей, которые минимизировали бы вероятность
возникновения или деструктивного развития
противоречий между ними.
По психологии развития (возрастной психологии):
Возрастная психология изучает процесс развития психическихфункций и личности на протяжении всей жизни человека. Онавыявляет возрастные закономерности психического развития чело
века.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, — акцент на динамике развития.
Возрастная психология — особая область психологических знаний. Основной категорией этой области естественно является понятие возраста.
Долгое время возрастная психология
изучала
«Предмет детской психологии — раскрытиеобщих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин переходаот одного периода к другому»
Возрастная психология применяет практически все методы психологической науки, но часто в своеобразном виде.
Так, например,наблюдение в силу специфической реакции ребенка на незнакомого взрослого чаще всего приобретает вид дневниковых наблюденийродителей за собственными детьми. В этом случае,
во-первых, детиведут себя естественно, не ощущая постороннего присутствия;
во-вторых, родители, наблюдая ребенка постоянно, могут точнее указать, когда появились и с чем связаны те или иные формы егоповедения.
Эксперимент.
Констатирующий эксперимент позволяет строго контролировать условия проявления того или иного феномена, и за счет увеличения числа испытуемых появляется возможность с помощью статистических методов отсечь случайное и выявить закономерное.
В возрастной психологии различают две формы констатирующего эксперимента.
Первая получила название метода поперечных срезов: изучаются и сравниваются по одному и тому же критерию разные группы испытуемых, например разного возраста.
Метод продольных срезов, или лонгитюдный эксперимент: одна и та же группа испытуемых изучается на разных возрастных этапах развития по мере своего взросления. Такая постановка эксперимента занимает гораздо больше времени, но затопозволяет проследить индивидуальный ход развития каждого челока и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.
В западной психологии традиционно
рассматривают психическое
Психоаналитическая теория развития
личности
Одной из первых сложившихся психологических
школ стала научная школа, основанная
Зигмундом Фрейдом, и получившая
название школы психоанализа. Полученные
психологические наблюдения позволили
З.Фрейду создать целостное направление
в психологии, исследующее глубинные чувства
и переживания человека. В основе теоретической
концепции З.Фрейда лежит ряд сделанных
им открытий.
Открытие бессознательного позволило
З. Фрейду утверждать, что психические
процессы сами по себе бессознательны,
сознательны лишь отдельные акты и стороны
души.
Открытие сексуального начала психики человека (либидо) позволило обрести первопричину, объясняющую как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных и психических заболеваний. Сексуальность Фрейд трактовал очень широко, относя к ней все то, что доставляет телесное удовольствие.
Развитие личности в детские
периоды жизни З.Фрейд рассматривал
в контексте психосексуального развития,
практически отождествляя их. Учёный полагал,
что от младенчества до взрослого возраста
сексуальный инстинкт человека проходит
в своём развитии ряд стадий, что отражается
на развитии психики. Каждая из пяти выделенных
Фрейдом стадий соотносится с характерными
для этой стадии зонами физической области
удовлетворения телесного инстинкта.
Оральная стадия длится от рождения
до года и связана с получением младенцем
физического удовольствия от кормления.
Недостаточное удовлетворение потребностей
и желаний на этой стадии может привести
к формированию таких черт личности, как
ненасытность, жадность, неудовлетворённость
всем предлагаемым.
Анальная стадия длится от года до
трёх лет и связана с получением удовлетворения
от овладения выделительными функциями
организма, приучению к опрятности. Позитивное
удовлетворение приводит к формированию
таких черт личности, как аккуратность,
пунктуальность, негативный вариант развития
формирует упрямство, скрытность, агрессивность,
жажду накопительства.
Фаллическая стадия длится от трёх
до пяти лет и связана с получением удовлетворения
посредством привязанности к взрослым,
в первую очередь родителям, противоположного
пола. Положительное протекание этой стадии
детства, по мнению Фрейда, способствует
зарождению таких черт личности, как самонаблюдение,
благоразумие, негативное усиливает агрессивность
и невротичность ребёнка.
Латентная стадия протекает от пяти до двенадцати лет
и характеризуется снижением полового
интереса. Энергия пола реализуется ребёнком
в освоении науки и культуры, а также расходуется
на установление дружеских связей со сверстниками
и взрослыми за пределами семейного круга.
Генитальная стадия после двенадцати
и до восемнадцати лет завершает формирование
зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется
формированием взрослеющим человеком
способов жизни, характерных для его пола
и типа личности.
Субъектно-деятельностная теория развития
С.Л. Рубинштейна
В отечественной психологии существует
влиятельная точка зрения на процесс развития человека – субъектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна.
С.Л. Рубинштейн в качестве предмета
психологии провозгласил психическое
как живой, непрерывный, формирующийся,
воплощающийся в своих продуктах процесс.
Как следствие, закон развития психики
звучит так: любая психическая функция
проявляется и формируется в деятельности;
дети созревают и развиваются, воспитываясь
и обучаясь. Решающее значение для психического
развития имеет изначально практическая
(игровая, учебная, трудовая) деятельность
детей и взрослых. Значит, исходным для
анализа процесса развития выступает
действие, проникающее в объективную действительность
и несущее мышление на своем острие. По
С.Л. Рубинштейну, субъект сознания и деятельности
проявляется, обнаруживается в актах своей
творческой самодеятельности; он в ней
созидается и определяется. Поэтому тем,
что он делает, можно определить то, что
он есть.
Через принцип деятельности решается
и проблема противопоставления мира и
сознания человека. Деятельность выводит
человека в мир: творя мир, человек творит
самого себя. В развитии человека личный
и общественный опыт неразрывны. Все, что
человек делает, всегда имеет определенный
общественный эффект: через воздействие
на вещи (деятельность) человек воздействует
на людей. Поэтому действие становится
поступком прежде всего тогда, когда оно
осознается самим субъектом как общественный
акт, выражающий отношение между людьми.
В этом смысле деятельность становится
поведением. Поступок – это «единица»
поведения, а действие есть «единица»
деятельности.
Движущими силами психического развития
являются внутренние противоречия между
достигнутым уровнем и тем новым содержанием,
которым ребенок овладевает.
+ Теория Выгодского
Культурно-историческая теория развития
детской психики получила свое основание
в работах Л.С.Выготского и была продолжена
работами его учеников и соратников –
А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
В качестве основного принципа рассмотрения
развития Л.С.Выготский берёт принцип историзма, рассматривая
психические реалии в происхождении, становлении,
а также в контексте того или иного исторического
периода. Сущность развития психики состоит
в процессе овладения человеком своим
поведением и психикой. Исследование психического
развития возможно в русле изучения развития
человеческого сознания и культурных
орудий, присущих человеческому сообществу.
Ключевой идеей концепции Л.С. Выготского
является идея о соотношении реальной
и идеальной форм в процессе развития
психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому
отражает сложившиеся в ходе исторического
развития человечества формы культурного
поведения. В культуре в готовом виде содержатся
формы поведения, способности, качества
личности, которые должны быть освоены
ребёнком в процессе его развития. Лишённый
взаимодействия с культурными (идеальными)
формами растущий человек не сможет развить
в себе специфических человеческих качеств.
Реальные формы представляют собой природные
свойства человека, являющиеся органической
основой развития его психических качеств.
Начальные («натуральные») психические
функции в ходе развития преобразуются
в высшие («культурные») психические функции.
Высшие психические функции, такие как
понятийное мышление, разумная речь, логическая
память, произвольное внимание, волевое
поведение, эмоциональное восприятие
и т.п. - становятся новыми образованиями
в детской психике в процессе её развития,
однако они содержатся в культуре в формах
мыслительных образов, социальных норм,
ценностных отношений, способов деятельности
и т.д. Таким образом, с первых шагов детского
развития высшая идеальная форма влияет
на становление начальных форм психики
ребёнка.
Взрослый помогает ребёнку осваивать
натуральные психические функции, предъявляя
ему в процессе общения существующие в
культуре психические орудия (естественный
язык, знаковые системы, символ, миф). В
отличие от других теорий развития, где
основной формой развития выступает приспособление,
культурно-историческая теория рассматривает
развитие как присвоение. Движущими силами
развития, по мнению Л.С.Выготского, являются
особым образом организованное общение
ребёнка и взрослого (обучение) и активность
самого ребёнка (деятельность).
Л.С.Выготским были выявлены определённые
закономерности, которые можно назвать
законами гетерохромности, неравномерности
и метаморфозы в детском развитии. Детское
развитие гетерохромно, оно имеет свой
ритм, который меняется в разные годы жизни,
не совпадая с ритмом времени. Каждая сторона
в психике человека имеет свой оптимальный
период развития (закон неравномерности).
Развитие есть последовательность качественных
изменений, ребёнок обладает качественно
иной психикой по сравнению с взрослым
человеком, не являясь его уменьшенной
копией (закон метаморфозы).
4. Условия, источники и движущие силы психического развития.
Основной проблемой возрастной психологии является решениевопроса о движущих силах и источниках психического развития.
Все существующие теории психического развития в соответствиис решением этого вопроса можно условно разделить на четырегруппы.
1. Биогенетическийу подход - основной движущей силой психического развития является физиологическое созревание организма исамо психическое развитие подчиняется биологическим закономерностям.
2. Социогенетический - состоит в признании главенства социального научения
3. Концепция конвергенциидвух факторов - попытка объединить и сделать равноправными биологический и социальный факторы в психическом развитии человекапослужила основой третьего подхода.
4. Психогенетический — на сегодняшний деньпредставляется самым современным и перспективным. Все концепции, которые можно отнести к данному подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий. Результат психического развития зависит от хода и исхода борьбымежду ними, в которой далеко не последнюю роль играет активность самого субъекта развития.
Биогенетический подход.
Первое и самое популярное в своевремя решение — уподобление развития психического развитию
биологическому, перенос закономерностей биологического развитияна психическое развитие ребенка от рождения до зрелости.
Этотподход, разработанный Ст. Холлом, получил название биогенетического.
Ст. Холлзаключил, что ребенок в психическомразвитии от рождения до взрослости повторяет все стадии развитиячеловеческого общества: от первобытного через собирательство, охоту,земледелие к цивилизованному обществу капитала.
Социогенетический подход, свойственный бихевиористам и ихпоследователям, во многом противоположен биогенетическому.
Наследственные биологические факторы выступают лишь условиями психического развития, хотя и необходимыми, а процесс научения — основной движущей силой. Соответственно, все психическое развитиеребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта.
Концепция конвергенции двух факторовкак бы сближает последователей бихевиоризма и биогенетического подхода. Р
одоначальник концепции конвергенции двух факторов В. Штерн считал,что невозможно отделить, что в психике человека связано с наследственностью, а что служит продуктом среды.
В каждом психическом свойстве есть что-то наследственное, а что-то средовое.
В конечном итоге психика человека есть результат взаимодействия, или конвергенции, этих двух факторов.