Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

Конфликт бывает  
 
- межличностный 
- межгрупповой 
- внутриличностный 

Конфликт начинается с появления основной проблемы. Данный этап называется предконфликтной ситуацией, которая может быть растянута во времени, а может быть быстротечной. Толчком к переходу в первую стадию конфликта является какой-либо повод, факт, событие, переводящее взаимодействие в столкновение, конфликтная ситуация становится открытой. 
Вторая стадия – активирует участников конфликта на принятие мер; 
Третья стадия – острое противоборство сторон; 
Четвёртая стадия – снятие противоречий между конфликтными сторонами; 
Пятая стадия – разрядка напряжённости.

 

Конфликты -  конструктивные и деструктивные.

 

ФУНКЦИИ:

 

1.сигнальная;

2.эмоциональная разрядка(деструктивная сторона)

3.расширение знаний 

4.изменение отношения 

5.расширение творческого потенциала.

 

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. 
 
Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По психологии развития (возрастной психологии):

 

    1. Предмет, задачи и методы психологии развития.

 

 

Возрастная психология изучает процесс развития психическихфункций и личности на протяжении всей жизни человека. Онавыявляет возрастные закономерности психического развития чело­

века.

 

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, — акцент на динамике развития.

 

Возрастная психология — особая область психологических знаний. Основной категорией этой области естественно является понятие возраста.

 

Долгое время возрастная психология изучала исключительнопсихическое развитие ребенка, поэтому и заслуживала названиядетской психологии.

 

«Предмет детской психологии —  раскрытиеобщих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин переходаот одного периода к другому»

 

Возрастная психология применяет практически все методы психологической науки, но часто в своеобразном виде.

 

Так, например,наблюдение в силу специфической реакции ребенка на незнакомого взрослого чаще всего приобретает вид дневниковых наблюденийродителей за собственными детьми. В этом случае,

во-первых, детиведут себя естественно, не ощущая постороннего присутствия;

во-вторых, родители, наблюдая ребенка постоянно, могут точнее указать, когда появились и с чем связаны те или иные формы егоповедения.

 

Эксперимент.

 

Констатирующий эксперимент позволяет строго контролировать условия проявления того или иного феномена, и за счет увеличения числа испытуемых появляется возможность с помощью статистических методов отсечь случайное и выявить закономерное.

 

В возрастной психологии различают две формы констатирующего эксперимента.

 

Первая получила название метода поперечных срезов: изучаются и сравниваются по одному и тому же критерию разные группы испытуемых, например разного возраста.

 

Метод продольных срезов, или лонгитюдный эксперимент: одна и та же группа испытуемых изучается на разных возрастных этапах развития по мере своего взросления. Такая постановка эксперимента занимает гораздо больше времени, но затопозволяет проследить индивидуальный ход развития каждого челока и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.

 

 

 

 

 

 

    1. Основные теории психического развития ребёнка.

 

В западной психологии традиционно  рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся  школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической  психологии.  
 
Психоаналитическая теория развития личности 

 

Одной из первых сложившихся психологических  школ стала научная школа, основанная Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Полученные психологические наблюдения позволили  З.Фрейду создать целостное направление в психологии, исследующее глубинные чувства и переживания человека. В основе теоретической концепции З.Фрейда лежит ряд сделанных им открытий.  
Открытие бессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души. 

Открытие сексуального начала психики  человека (либидо) позволило обрести  первопричину, объясняющую как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных  и психических заболеваний. Сексуальность  Фрейд трактовал очень широко, относя к ней все то, что доставляет телесное удовольствие. 

Развитие личности в детские  периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития, практически отождествляя их. Учёный полагал, что от младенчества до взрослого возраста сексуальный инстинкт человека проходит в своём развитии ряд стадий, что отражается на развитии психики. Каждая из пяти выделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонами физической области удовлетворения телесного инстинкта.  

Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.  
 
Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность, агрессивность, жажду накопительства.  

Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативное усиливает агрессивность и невротичность ребёнка.  

Латентная стадия протекает от пяти до двенадцати лет и характеризуется снижением полового интереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры, а также расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга.  
 
Генитальная стадия после двенадцати и до восемнадцати лет завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности.

 

 

 

 

 

 

 

 
Субъектно-деятельностная теория развития С.Л. Рубинштейна 

В отечественной психологии существует

влиятельная точка зрения на процесс  развития человека – субъектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна.

С.Л. Рубинштейн в качестве предмета психологии провозгласил психическое как живой, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в своих продуктах процесс. Как следствие, закон развития психики звучит так: любая психическая функция проявляется и формируется в деятельности; дети созревают и развиваются, воспитываясь и обучаясь. Решающее значение для психического развития имеет изначально практическая (игровая, учебная, трудовая) деятельность детей и взрослых. Значит, исходным для анализа процесса развития выступает действие, проникающее в объективную действительность и несущее мышление на своем острие. По С.Л. Рубинштейну, субъект сознания и деятельности проявляется, обнаруживается в актах своей творческой самодеятельности; он в ней созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть.  
Через принцип деятельности решается и проблема противопоставления мира и сознания человека. Деятельность выводит человека в мир: творя мир, человек творит самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи (деятельность) человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение между людьми. В этом смысле деятельность становится поведением. Поступок – это «единица» поведения, а действие есть «единица» деятельности.  
Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает. 

 

 

+ Теория Выгодского 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

 

 
 
Культурно-историческая теория развития детской психики получила свое основание  в работах Л.С.Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

 

В качестве основного принципа рассмотрения развития Л.С.Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического периода. Сущность развития психики состоит в процессе овладения человеком своим поведением и психикой. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.  
 
Ключевой идеей концепции Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальной форм в процессе развития психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.  
 
Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д. Таким образом, с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.  
 
Взрослый помогает ребёнку осваивать натуральные психические функции, предъявляя ему в процессе общения существующие в культуре психические орудия (естественный язык, знаковые системы, символ, миф). В отличие от других теорий развития, где основной формой развития выступает приспособление, культурно-историческая теория рассматривает развитие как присвоение. Движущими силами развития, по мнению Л.С.Выготского, являются особым образом организованное общение ребёнка и взрослого (обучение) и активность самого ребёнка (деятельность).  
 
Л.С.Выготским были выявлены определённые закономерности, которые можно назвать законами гетерохромности, неравномерности и метаморфозы в детском развитии. Детское развитие гетерохромно, оно имеет свой ритм, который меняется в разные годы жизни, не совпадая с ритмом времени. Каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (закон неравномерности). Развитие есть последовательность качественных изменений, ребёнок обладает качественно иной психикой по сравнению с взрослым человеком, не являясь его уменьшенной копией (закон метаморфозы). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Условия, источники и движущие силы психического развития.

 

Основной проблемой возрастной психологии является решениевопроса о движущих силах и источниках психического развития.

Все существующие теории психического развития в соответствиис решением этого вопроса можно условно разделить на четырегруппы.

 

1. Биогенетическийу подход - основной движущей силой психического развития является физиологическое созревание организма исамо психическое развитие подчиняется биологическим закономерностям.

2. Социогенетический - состоит в признании главенства социального научения

3. Концепция конвергенциидвух факторов - попытка объединить и сделать равноправными биологический и социальный факторы в психическом развитии человекапослужила основой третьего подхода.

4. Психогенетический — на сегодняшний деньпредставляется самым современным и перспективным. Все концепции, которые можно отнести к данному подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий. Результат психического развития зависит от хода и исхода борьбымежду ними, в которой далеко не последнюю роль играет активность самого субъекта развития.

 

Биогенетический подход.

Первое и самое популярное в  своевремя решение — уподобление развития психического развитию

биологическому, перенос закономерностей  биологического развитияна психическое развитие ребенка от рождения до зрелости.

Этотподход, разработанный Ст. Холлом, получил название биогенетического.

Ст. Холлзаключил, что ребенок в психическомразвитии от рождения до взрослости повторяет все стадии развитиячеловеческого общества: от первобытного через собирательство, охоту,земледелие к цивилизованному обществу капитала.

 

Социогенетический подход, свойственный бихевиористам и ихпоследователям, во многом противоположен биогенетическому.

Наследственные биологические факторы выступают лишь условиями психического развития, хотя и необходимыми, а процесс научения — основной движущей силой. Соответственно, все психическое развитиеребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта.

 

Концепция конвергенции двух факторовкак бы сближает последователей бихевиоризма и биогенетического подхода. Р

одоначальник концепции конвергенции двух факторов В. Штерн считал,что невозможно отделить, что в психике человека связано с наследственностью, а что служит продуктом среды.

В каждом психическом свойстве есть что-то наследственное, а что-то средовое.

В конечном итоге психика человека есть результат взаимодействия, или конвергенции, этих двух факторов.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»