Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

взрослый».

 

В семь-восемь месяцев начинает проявляться  избирательностьэмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страхрасставания и боязнь незнакомых людей (иногда эту реакцию на­

зывают «тревожное предчувствие разлуки»)

 

 

 

 

 

Появление данных реакций, по мнению психологов, важнаявеха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующаяо процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям.

 

Очень интенсивно развиваются у  детей тактильные ощущения.

В 10— 12 месяцев ребенок может  опознать предметы, опираясь толькона свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, можетразличить на ощупь знакомые и незнакомые предметы

 

Начинается в младенчестве и  речевое развитие.

Начало : 2— 3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализаций: гуление, когда ребенок как бы играет с гласными звуками, поет(«а-а-а», «о-о-о»); и гуканье (соединение согласных звуков, подобнокряхтению— «кхх»);

 

10— 12 месяцев — появление  первых слов. Первые слова, какправило, основаны на звукоподражании («бах» или «га-га-га») илипредставляют собой особые звукосочетания, понятные только матери и ребенку и употребляемые в определенной ситуации, например«ка» — картинка, «гуг» — медведь.

 

Процесс овладения речью является результатом сложного взаимодействия общих когнитивных способностей ребенка, его специальных лингвистических способностей и речевого опыта.

 

Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом.

 

Приблизительно к пяти месяцам возникает акт хватания, когда умладенца развивается навык зрительного управления движениямирук, когда и дотягивание и схватывание осуществляются под контролем зрения. Появление акта хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка:

- формируется и совершенствуется первая функциональная система — зрительно-двигательная;

- складывается предметное восприятие;

- развивается рука: возникает противопоставление большогопальца всем остальным, что является видоспецифичным для человека и создает условия для удержания и использования орудий;

- расширяются возможности манипулирования с предметами;

- формируется познавательная потребность.

Акт хватания продолжает развиваться  и совершенствоваться втечение первого года жизни. Постепенно младенец учится координировать действия обеих рук.

 

На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от четырех до семи месяцеввозникают результативные действия: простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков. В возрасте семи — десяти месяцев формируются «соотносящие» (соотносимые) действия:ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и

закрывает крышки коробочек, может положить, поставить или нанизать один предмет на другой. После десяти месяцев появляютсяпервые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (качатькуклу, катать машинку, подносить ко рту чашку, звонить звонком идр.). Усложняется репертуар действий ребенка с предметами: нанизывание, вкладывание, открывание, катание, сжимание, скручивание,разъединение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Психическое развитие  ребёнка в раннем возрасте.

Период раннего детства —  от одного года до трех лет.

Раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым опосредована предметом и, наоборот, связь ребенка с предметом опосредована взрослым Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим образом: ребенок — П РЕД М ЕТ — взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация — это ситуация совместной деятельностиребенка и взрослого.

 

В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируетсяпредметно-манипулятивная (орудийно-предметная) деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметами. Это ведущая деятельность вданном периоде.

 

Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т.е. открывает цель и способ действия с предметами.

 

Выделяется три этапа в развитии предметного действия в этом периоде.

1. Этап совместного действия: на стороне взрослых — и ориентация, и исполнение, и оценка действия (например, взрослый беретручку ребенка, берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и подносит ко рту).

2. Этап частично-совместного действия: взрослый только начинает действие, а ребенок его заканчивает.

3. Этап самостоятельного действия: ребенок сам выполняет действие, на стороне взрослых, последовательно меняющиеся функции: ориентировки, показа, указания, контроля, оценки выполняемого ребенком действия.

Развитие предметного действия ведет к переносу действия: с одного предмета на другой

из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях

 

Именно на этой основе появляются игровые действия, действия «понарошку», основанные на подражании взрослым.

 

Игры детей на этом этапе еще  непродолжительны,возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Основное содержание игр детей этого возраста — воспроизведение виденных и усвоенных ими предметных действий (они «варят кашу», «укладываютспать», «кормят куклу»)

 

Когнитивное развитие

Взаимодействие ребенка со взрослым служит источником формирования языковой способности ребенка, его умения говорить и общаться с помощью слов. Раннее детство — сензитивный период

для усвоения речи. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Здесь можно выделить следующие особенности.

 

1. Пассивная речь в развитии  опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести.

2. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слышать речь, а затем правильно говорить.

3. Интенсивно развивается активная  речь ребенка.

4. Ребенок открывает, что каждый  предмет имеет свое название.

С этого момента ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?», «Кто это?»

5. Появляются предложения, сначала  состоящие из двух-трех слов.

6. На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е.

начинает усваивать грамматический строй речи.

7. К концу раннего детства  ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений

 

Речь имеет чрезвычайное значение для развития других когнитивных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения. Среди всех этих процессов в раннем возрасте интенсивно

развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями, влияя на их развитие.

 

Память ребенка раннего возраста обладает двумя специфическими особенностями: она непроизвольна (он еще не в состоянии управлять своей памятью: он не сам запоминает, а «ему запоминается», не сам вспоминает, а «ему вспоминается») и непосредственна(ребенок не способен использовать какие-либо вспомогательные средства для запоминания). Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная.

 

Мышление ребенка в данный возрастной период наглядно-действенное. Поскольку у ребенка доминирует восприятие, то его мышление ограничено наглядной ситуацией и развивается из практической деятельности, т.е. он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических действий.

 

Именно в этот возрастной период появляется символическое мышление, начинает формироваться знаковая функция сознания: ребенок может действовать «как будто», замещая реальные предметы заместителями или воображаемыми символами (например, ребенок действует палочкой как ложкой или кубиком как чашкой, т.е. уже не совершает само действие, а лишь обозначает его).

 

Личностное развитие

Поведение ребенка раннего возраста импульсивно, желания его неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать, соблюдать правила и удерживать поставленную цель.

 

Ребенок учится сдерживать возникающие желания под влиянием настойчивых указаний взрослого, под влиянием его наказаний или поощрений.

В данный возрастной период, согласно теории Э. Эриксона, формируются волевые качества, закладывается самостоятельность, независимость, поэтому ребенка нужно учить самому принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Это прежде всего касается еды, туалета, одевания и пр.

 

Для раннего возраста характерны яркие  эмоциональные реакции,связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

У детей раннего возраста достаточно широкий диапазон страхов.

 

Общение с другими детьми в раннем возрасте обычно только начинается и не является еще полноценным. Двух-трехлетние дети скорее играют «рядом», а не вместе, так называемая«параллельнаяигра»: ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей.

Ребенок раннего возраста рассматривает игрушки как свою собственность, общаясь с другими детьми, из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, совершенно не

учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая ему.

Ранний возраст характеризуется  зарождающимся самосознанием. Примерно к 18 месяцам ребенок начинает узнавать себя нафотографиях и в зеркале.

 

К трем годам у детей развивается  первичная половая идентичнос


Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»