Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
- социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, т.е. социальная психология изучает те особенности человека, которые
проявляются и существуют в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, социальную микро- и макросферу в целом;
- феномены взаимодействия между людьми; общение как одна из форм этого взаимодействия, которое как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также — межгрупповым;
- социально- психологические характеристики (свойства, процессы, состояния ) социальных групп как целостных образований , коллективных субъектов , несводимых ни к индивиду , ни к их «сумме»;
- массовые психические явления , субъектами которых являются средние и большие социальные группы: общественные и социальные нормы, стереотипы , ( например , пани ка , слухи, массовые страхи, обычаи и традиции ) ;
- собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и на общности участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия
Основными объектами социальной психологии следует признать
В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.
Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:
1) предметом социальной психологии служат явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);
2) главным предметом социальной психологии является личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;
3) предметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе.
Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
Задачи социальной психологии:
1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
В концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий. Развитие группы происходит в континууме, «высшую точку» которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью, а «низшую точку» этого развития представляет только что сформированная группа-конгломерат. В процессе развития группы автор выделяет ключевые точки (стадии):
• номинальная группа, характеризующаяся внешним формальным
объединением вокруг предписанных социальных задач;
• группа — ассоциация, характеризующаяся начальной межличностной
интеграцией ее членов;
• группа — кооперация, в которой происходит взаимная интеграция
в межличностных и деловых
• группа — автономия, обладающая высоким внутренним единством
по всем параметрам внутригрупповой активности.
В психологической теории коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским, развитие группы характеризуется двумя основными критериями (уровни развития группы):
1 степенью опосредствованности межличностных отношений (от случайного собрания
людей, не связанных совместной деятельностью до высокоорганизованных групп)
2 содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью (группы с положительной и отрицательной социальной направленностью)
3.
Понятие и механизмы
Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализацию рассматривают как процесс усвоения человеком социальных связей того общества, к которому он принадлежит, и как процесс воспроизводства личностью усвоенного социального опыта.
Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так и процесс активного воспроизводства им системы социальных связей и отношений, в которых он развивается, за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация — явление чрезвычайно многообразное, активное и продолжающееся всю жизнь, так как, социализировавшись в одной группе, личность может оказаться совершенно несоциализированной в другой, что ярко проявляется у эмигрантов, беженцев, пенсионеров, безработных и т.п.
Личность выступает в качестве активного субъекта социализации.
Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, как овладение новой ролью при вхождении в иную социальную ситуацию. Это составная часть социализации, один из ее механизмов.
Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве. Он имеет определенную стадиальность, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического развития человека, спецификой социальной ситуации в разные периоды жизни.
В отечественной социальной психологии делается акцент на то, что социализация осуществляется прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому именно отношение к трудовой деятельности положено в основу выделения трех основных стадий социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.
Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности и разделяется на два относительно самостоятельных этапа:
— ранняя социализация, длящаяся от рождения до поступленияв школу;
— стадия обучения, включающая, по словам Г.М. Андреевой, весь период юности в широком смысле этого термина.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека и включает в себя все время его трудовой деятельности.
Выделение послетрудовой стадии вызывает оживленные дискуссии в современной науке.
Существуют две полярные точки зрения на проблему социализации в пожилом возрасте.
Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период свертываются и никакого усвоения социального опыта или даже его воспроизводства, по их мнению, не происходит.
Представители противоположной точки зрения предлагают иной подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Так, по утверждению Б.Г. Ананьева, социализация осуществляется до конца жизни индивида.
Существует несколько подходов к выделению факторов, определяющих процесс социализации. Одни ученые считают, что решающее влияние оказывает внутренний фактор, т.е. генетически обусловленные, физиологические и психические особенности человека. Другие исследователи ведущую роль в процессе социализации отдают внешней среде, рассматривая процесс социализации как усвоение «коллективных представлений», верований, эмоций, мыслей, т.е. накопленного человечеством опыта, традиций, обычаев через врожденное подражание. Третьи полагают, что формирование личности происходит за счет «надстраивания» социального опыта над биологическим.
Отечественная психология, видя в человеке существо биосоциальное, придает решающее значение в социализации личности социальным факторам.
Социальные факторы принято разделять на макро-, мезо- и микро факторы
Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи. К макрофакторам относится также культура как система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых и т.д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, культура, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезофакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. К ним относится этнос (нация) Принадлежность к той
или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику
социализации личности.
Микрофакторы — это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении и т.п.).
4. Содействие, воспитание
как главные факторы,
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Здесь термин «институт» используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в обществе форма отношений между людьми.
На дотрудовой стадии социализации ее институтами являются семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысляют первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа «Я». Роль семьи как института социализации естественно зависит от типа общества, его традиций и культурных норм, от национальной и социальной принадлежности, от других макро- и мезофакторов.
Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным ее институтом является школа, которая еще в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства.
Школа обеспечивает ученику систематическое образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.
Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта.
5. Общее понятие об
общении, функции и
Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
В отечественной психологии одним из методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева). В общении осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъект — субъектные отношения.
Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с деятельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа (Б.Ф. Ломов) :
Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.
На втором, или мезоуровене, общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках жизни.
Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции.
Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных
сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене или приеме — передаче информации между взаимодействующими индивидами. Обычно различают вербальную, и невербальную коммуникацию,