Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека.
Свойством характера, противоположным цельности, является противоречивость. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей,
их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные.
Разновидность противоречивого характера —характер двойственный, проявляющийся в двойной манере поведения.
Сила, или твердость, характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими.
Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству
Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях.
Первые ростки характера человека формируются в семье.
Семья — это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми.
Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных
отношений, в которых продолжает развиваться характер.
На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент.
Характер складывается под влиянием многих факторов, но главная и решающая роль в его становлении принадлежит самому человеку.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исходить».
Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамичных способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен,
многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности, в динамику способности.
Способности существуют и развиваются (или погибают) в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека.
В этой многомерной структуре
Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Согласно позиции Б.М . Теплова одаренность,
как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие прежде всего качественное.
Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты.
Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта.
Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности.
Высокая степень одаренности называется талантом.
Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.
Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризую т уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даж е лишним. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, деятельности, обстоятельства.
Наследственность –
12. Общее понятие о памяти. Виды и типы памяти.
Образы-следы, сохранившиеся у человека от прошлого опыта, имеют различное происхождение и природу.
Во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение - это биологическая (видовая) память.
Во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества - это их историческая (социальная) память.
В-третьих, это индивидуальная, или психологическая, память, которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека — знания, умения, ассоциации, личный опыт.
Человек накапливает знания и использует их в нужный момент.
Основное предназначение памяти — актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем.
Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.
Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений.
Память — это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.
Основными процессами памяти являются
- запоминание
- сохранение
- воспроизведение
- забывание.
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.
Воспроизведение — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движениий).
Относительно простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти
Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание.
Забывание — это процесс памяти, заключающийся в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.
По длительности сохранения информации выделяют:
- сенсорную
- кратковременную
- долговременную
Сенсорная, или мгновенная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет
физические характеристики стимулов от 1 / 4 до 2 секунд.
Кратковременную память отличает хранение информации до
30 секунд. В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.
Объем кратковременной памяти — это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
К кратковременной памяти в качестве ее подвида относят также оперативную память. Время хранения информации в ней
определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти.
Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что
составляет прошлый опыт.
Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала.
Выделяются:
- образная
- вербальная
- двигательная
- эмоциональная память.
В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия.
В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.
Вербальная память — основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения.
Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек. Двигательная память очень прочная.
Эмоциональная память — это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств.
(реминисценцией — более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным.)
Так же выделяют:
- непосредственную (без использования спец. средств)
- опосредствованную (с использованием спец. средств)
13. Виды и операции мышления.
Мышление включено практически во все виды деятельности человека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивную и др.
Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.
По стадиям развития в онтогенезе выделяются:
- наглядно-действенное
- наглядно-образное
- словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности.
Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. (Когда возникает задача починить какой-либо прибор или что-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению)
Наглядно-образное мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление.
В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта.
На третьей стадии происходит еще
более глубокий отрыв мышления от
реального объекта. Человек начинает
оперировать понятиями и
К операциям мышления относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон.
Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете.
Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения.
Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий.
Абстрагирование— вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных.
Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.
Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности.
Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические.
Соответственно выделяют:
- теоретическое
- практическое мышление.
Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации их результатов на практике.
Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Особенности обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаются требования к интуиции субъекта.
По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют:
- рациональное (аналитическое)
- интуитивное мышление.
Рациональное мышление во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании.
Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.