Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Хомс выделяет 2 показателя для измерения проекции 1. наличие или отсутствие у индивида проецируемого св-ва. 2. степень осознанности проецируемой черты. Виды проекции (Мюрштайн, Прайер): 1. классическая защитная (бессознательное приписывание другим своих соц. неприемлемых кач-в л-сти); 2. атрибутивная (склонность воспринимать других по аналогии с собой); 3. аутистическая (детерминированность воспр-ия потреб-стями субъекта); 4. рациональная (индивид сознательно приписывает себе те или иные кач-ва, возлагает ответственность за свои поступки на других).
Классификация по Франклу: 1.Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный мат-л, кот. он должен придать смысл (тест Роршаха). 2.Конструктивные. Испытуемому предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных), его задача создать осмысленное целое и объяснить. 3.Интерпретативные. Необходимо интерпретировать, истолковать какое-либо ситуацию (ТАТ). 4.Катартические. Предлагается создание особых условий, осуществл-ся в виде театрального д-вия или представления (психодрама). 5.Рефрактивные. Л-стные особ-сти, скрытые мотивы, исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, кот. «вносятся» в л-сть ср-вами коммуникации (почерк, речь). 6.Экспрессивные. Это может быть рисунок на свободную или заданную тему (дом-дерево, несуществующее животное). 7.Импрессивные. Основываются на изучении рез-та выбора тех или иных стимулов из ряда предложенных (тест Люшера – 8 цв. карточек). 8.Аддитивные. Обследуемому требуется завершить имеющее начало предложение, рассказ, историю (Фрейд «незаконченные предложения»).
Классификация проективных методов Яковлева 2003г., в основе лежит принцип действий испытуемого с предложенным ему стимульным мат-лом: 1) ассоциативные методы (тест Роршаха, метод свободных ассоциаций); 2) методы вербальной интерпретации (ТАТ, САТ (детский вариант)); 3) конструктивные методы (тест мира); 4) методы дополнений (методика незаконченных предложений); 5) методы субъективного выбора (тест Люшера, тест Сонди); 6) графические методы; 7) экспрессивные методы (психодрама). Ни одна из классификаций не является 100% неоспоримой, это связано с тем, что само понятие проекции также не является однозначным, устойчивым.
Операциональная классификация.
Предметная классификация.
Виды тестов.
Достоинства и недостатки метода тестов.
Отличие статистических тестовых норм от социокультурного норматива.
Контент-анализ документов.
№20. Динамика профессионального становления личности. Кризисы профессионального становления.
Проф. становление, периодизации.
Проф. становление охватывает длит. период жизни чел-ка. Меняются жизненные и проф. планы, происходит смена соц. ситуации, ведущей д-сти, перестройка стр-ры л-сти.
Траектории профстановления:
1. Плавное, бесконфликтное
и бескризисное проф. становление
в рамках одной профессии. 2. Ускоренное
разв-ие на нач. стадиях
Периодизация разв-ия чел-ка как субъекта труда Климова:
1. Стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора проф. пути. Парадоксальность стадии закл-ся в том, что в ситуации "оптанта" может оказаться и взрослый чел-к; оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.
2. Стадия адепта - это проф. подготовка, кот. проходит большинство выпускников школ.
3. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения проф. обучения (от неск. месяцев до 2-3 лет).
4. Стадия интернала - это вхождение в профессию в кач-ве полноценного коллеги, способного стабильно работать на норм. уровне. Работника воспринимают как "своего", т.е. он вошел в проф. сообщество как полноценный член.
5. Стадия мастера -
когда о работнике можно
6. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Не каждый может похвастаться этим.
7. Стадия наставника -
высший уровень работы любого
специалиста. Работник - не просто
великолепный специалист в свое
Маркова в кач-ве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма л-сти. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов: Уровни профессионализма:
1. Допрофессионализм.
Здесь чел-к осуществляет
2. Профессионализм. Здесь чел-к последовательно овладевает кач-вами профессионала. Усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере разв-ия мотивационной сферы чел-к все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самост. труд. Усвоив нормы профессии, начинает достигать в ней достаточно высоких рез-тов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя ср-вами профессии. На этом уровне чел-к превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала.
3. Суперпрофессионализм. Здесь чел-к из субъекта труда и профессионала превращ-ся в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Гл. особ-стью этого уровня явл-ся «выход чел-ка за пределы профессии», т.е. творческое ее обогащение своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма отдельного чел-ка наиболее существенно влияет на прогресс общества. Достичь такого уровня, заветная мечта каждого думающего и активного чел-ка, желающего оставить добрый след своих дел в опыте чел-чества. В других случаях - происходит овладение другими близкими профессиями, что делает чел-ка профессионалом-универсалом.
4. Непрофессионализм
(псевдопрофессионализм). На этом
уровне чел-к осуществляет
5. Послепрофессионализм.
На этом уровне чел-к может
оказаться просто «профессионал
Маркова выделяет этапы освоения профессии:
1) адаптация чел-ка к профессии;
2) самоактуализация чел-ка в профессии (приспособление);
3) гармонизация чел-ка с профессией. Чел-к работает играючи, легко выполняя задания по освоенным технологиям;
4) преобразование, обогащение чел-ком своей профессии. Это уровень творчества. Творчество предполагает риск (риск неудачи), поэтому не все хорошие работники готовы к этому и не всегда выходят на уровень настоящего творчества;
5) этап свободного
владения несколькими
6) этап творческого
самоопределения себя как л-
Маркова считает 4, 5 и 6 - этапы "суперпрофессионализма".
Кудрявцев в кач-ве критериев выделения стадий избрал отношение л-сти к профессии и уровень выполнения д-сти:
1) возникновение и формирование проф. намерений;
2) проф. обучение и подготовку к проф. д-сти;
3) вхождение в профессию
активное ее освоение и
4) полную реализацию л-сти в проф. труде.
Периодизация Сьюпера включает следующие этапы:
1. Этап роста, когда
происходит разв-ие осн.
2. Этап исследования своих сил и устремлений, этап "разведки". Происходит апробация своих сил в разл. видах труд. и учебной д-сти (14-25). Возможно временное занятие определ. профессией (15-17). В переходный период (18-21) молодой чел-к продолжает активный поиск проф. учебного заведения в условиях освоения способов самост. жизни, включая и подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой д-сти, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года).
3. Пробный этап. Здесь чел-к "пробует" себя в кач-ве полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными работниками (25-30).
4. Этап стабилизации,
утверждения себя в кач-ве
5. Этап поддержания,
сохранения достигнутых
6. Этап спада, ухода, снижения проф., соц. активности (65-…).
Кризисы профессионального становления.
Кризис проф. становления л-сти обусловлен обострением противоречий между субъективной и объективной составляющими соц. ситуации разв-ия, а также противоречиями, появляющимися в поведении. Выражаются же кризисы проф. становления в изменении темпа и вектора проф. разв-ия л-сти. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений проф. поведения. В любом случае они порождают психич. напряженность, неудовлетворенность соц.-проф. средой, собой. Часто кризисы протекают без ярко выраженных изменений проф. поведения. Уход от них грозит чел-ку проф. дезадаптацией, крушением проф. надежд, несостоятельностью проф. биографии. Типологии кризисов проф. становления:
Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивид. жизни», как смену самости и единичности. Выделяются 2 группы кризисов: кризисы «рождения»; кризисы разв-ия, поиск новых способов самоопределения.
Шихи выделяет осн. кризисы взрослого чел-ка:
1. Кризис «вырывания
корней» (18-20 лет). Позиция молодого
чел-ка выраж-ся в девизе: «Я
знаю, чего хочу!». Юноша впадает
в фантазии в процессе
2. «Искания в 20 лет»
(23 года). Повзрослевший молодой чел-к
все больше стремится делать
то, что «должно». Но это «должно»
зависит от семьи, влияния
3. Попытка «осознать свои 30» (30 лет). Здесь нередко происходит осознание, что предыдущие выборы оказались неудачными, стремление обвинить в этом «всех и вся». Критика выбора: не было места для карьеры, фантастичный выбор. Часто возникает стремление «начать все сначала». Появляется стремление создать семью, построить дом.
4. Кризис «середины
жизни» (35-37 лет). Наиболее тяжелый,
рубежный кризис. Часто происходит
«утрата чувства молодости,
5. Обновление или покорность («проблема 45 лет»). Если чел-к проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появл-ся чувство стабильности и удовлетворения. Если чел-к смирился со своим положением, то появл-ся чувство покорности.
Зеер выделил основные факторы кризисов проф. становления:
- Сверхнормативная активность
как следствие неудовлетворенно
Выготский выделил 3 фазы возрастных кризисов:
1. предкритическую; 2. критическую; 3. посткритическую.
Зеер отмечает, что на основании идей Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы проф. развития.
1. Предкритическая фаза - проблемы не всегда четко осознаются, проявл-ся в психол. дискомфорте на работе, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.
2. Критическая фаза. Осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей проф. жизни, усиливается психич. напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт.