Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Хомс выделяет 2 показателя для измерения проекции 1. наличие или отсутствие у индивида проецируемого св-ва. 2. степень осознанности проецируемой черты. Виды проекции (Мюрштайн, Прайер): 1. классическая защитная (бессознательное приписывание другим своих соц. неприемлемых кач-в л-сти); 2. атрибутивная (склонность воспринимать других по аналогии с собой); 3. аутистическая (детерминированность воспр-ия потреб-стями субъекта); 4. рациональная (индивид сознательно приписывает себе те или иные кач-ва, возлагает ответственность за свои поступки на других).

Классификация по Франклу: 1.Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный мат-л, кот. он должен придать смысл (тест Роршаха). 2.Конструктивные. Испытуемому предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных), его задача создать осмысленное целое и объяснить. 3.Интерпретативные. Необходимо интерпретировать, истолковать какое-либо ситуацию (ТАТ). 4.Катартические. Предлагается создание особых условий, осуществл-ся в виде театрального д-вия или представления (психодрама). 5.Рефрактивные. Л-стные особ-сти, скрытые мотивы, исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, кот. «вносятся» в л-сть ср-вами коммуникации (почерк, речь). 6.Экспрессивные. Это может быть рисунок на свободную или заданную тему (дом-дерево, несуществующее животное). 7.Импрессивные. Основываются на изучении рез-та выбора тех или иных стимулов из ряда предложенных (тест Люшера – 8 цв. карточек). 8.Аддитивные. Обследуемому требуется завершить имеющее начало предложение, рассказ, историю (Фрейд «незаконченные предложения»).

Классификация проективных  методов Яковлева 2003г., в основе лежит  принцип действий испытуемого с  предложенным ему стимульным мат-лом: 1) ассоциативные методы (тест Роршаха, метод свободных ассоциаций); 2) методы вербальной интерпретации (ТАТ, САТ (детский вариант)); 3) конструктивные методы (тест мира); 4) методы дополнений (методика незаконченных предложений); 5) методы субъективного выбора (тест Люшера, тест Сонди); 6) графические методы; 7) экспрессивные методы (психодрама). Ни одна из классификаций не является 100% неоспоримой, это связано с тем, что само понятие проекции также не является однозначным, устойчивым.

 

 

Операциональная классификация.

Предметная классификация.

Виды тестов.

Достоинства и недостатки метода тестов.

Отличие статистических тестовых норм от социокультурного норматива.

Контент-анализ документов.

 

№20. Динамика профессионального становления личности. Кризисы профессионального становления.

 

Проф. становление, периодизации.

Проф. становление охватывает длит. период жизни чел-ка. Меняются жизненные и проф. планы, происходит смена соц. ситуации, ведущей д-сти, перестройка стр-ры л-сти.

Траектории  профстановления:

1. Плавное, бесконфликтное  и бескризисное проф. становление  в рамках одной профессии. 2. Ускоренное  разв-ие на нач. стадиях становления  с последующими стагнацией и  спадом. З. Ступенчатое, скачкообразное  л-стное и проф. разв-ие, приводит  к вершинным достижениям и сопровождается кризисами и конфликтами проф. становления.

Периодизация разв-ия чел-ка как субъекта труда Климова:

1. Стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора проф. пути. Парадоксальность стадии закл-ся в том, что в ситуации "оптанта" может оказаться и взрослый чел-к; оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.

2. Стадия адепта - это проф. подготовка, кот. проходит большинство выпускников школ.

3. Стадия адаптанта  - это вхождение в профессию  после завершения проф. обучения (от неск. месяцев до 2-3 лет).

4. Стадия интернала  - это вхождение в профессию  в кач-ве полноценного коллеги, способного стабильно работать на норм. уровне. Работника воспринимают как "своего", т.е. он вошел в проф. сообщество как полноценный член.

5. Стадия мастера - когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник  заметно выделяется на общем фоне.

6. Стадия авторитета  означает, что работник стал "лучшим  среди мастеров". Не каждый  может похвастаться этим.

7. Стадия наставника - высший уровень работы любого  специалиста. Работник - не просто  великолепный специалист в своей отрасли, а учитель, способный передать свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. Т.о., высший уровень разв-ия любого специалиста - это пед. уровень.

Маркова в кач-ве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма л-сти. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов: Уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм.  Здесь чел-к осуществляет некот.  работу и виды труда, не обладая  кач-вами профессионала. Чел-к  работает, но как новичок, не  овладев еще нормами и правилами  профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих рез-тов. Этот этап проходит обычно каждый чел-к в своей труд. д-сти, но некот. (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время.

2. Профессионализм. Здесь  чел-к последовательно овладевает кач-вами профессионала. Усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере разв-ия мотивационной сферы чел-к все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самост. труд. Усвоив нормы профессии, начинает достигать в ней достаточно высоких рез-тов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя ср-вами профессии. На этом уровне чел-к превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала.

3. Суперпрофессионализм. Здесь чел-к из субъекта труда  и профессионала превращ-ся в  творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Гл. особ-стью этого уровня явл-ся «выход чел-ка за пределы профессии», т.е. творческое ее обогащение своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма отдельного чел-ка наиболее существенно влияет на прогресс общества. Достичь такого уровня, заветная мечта каждого думающего и активного чел-ка, желающего оставить добрый след своих дел в опыте чел-чества. В других случаях - происходит овладение другими близкими профессиями, что делает чел-ка профессионалом-универсалом.

4. Непрофессионализм  (псевдопрофессионализм). На этом  уровне чел-к осуществляет активную  трудовую д-сть, но при этом  наблюд-ся какие-либо деформации  в становлении его как профессионала:  либо чел-к выполняет не соотв-вующую  нормам д-сть; либо осуществляет внешне кипучую трудовую д-сть, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе. Все это хар-ризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. На этом уровне чел-к может  оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться желанным конс-том, советчиком, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести чел-ку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Маркова выделяет этапы освоения профессии:

1) адаптация чел-ка  к профессии;

2) самоактуализация чел-ка  в профессии (приспособление);

3) гармонизация чел-ка с профессией. Чел-к работает играючи, легко выполняя задания по освоенным технологиям;

4) преобразование, обогащение  чел-ком своей профессии. Это  уровень творчества. Творчество  предполагает риск (риск неудачи), поэтому не все хорошие работники готовы к этому и не всегда выходят на уровень настоящего творчества;

5) этап свободного  владения несколькими профессиями.  Здесь предполагается, что на  высоких уровнях освоения профессии  специалист выходит за рамки своей формальной д-сти и все больше становится культурным существом.

6) этап творческого  самоопределения себя как л-сти.  Это предполагает, что профессионал  в своей работе стремится реализовать  свою главную жизненную идею  и даже находит для этого  возможности и силы.

Маркова считает 4, 5 и 6 - этапы "суперпрофессионализма".

Кудрявцев в кач-ве критериев выделения стадий избрал отношение л-сти к профессии и уровень выполнения д-сти:

1) возникновение и  формирование проф. намерений;

2) проф. обучение и  подготовку к проф. д-сти;

3) вхождение в профессию  активное ее освоение и нахождение  себя в произв-венном коллективе;

4) полную реализацию  л-сти в проф. труде.

Периодизация Сьюпера включает следующие этапы:

1. Этап роста, когда  происходит разв-ие осн. интересов  и способ-стей (от рождения до 14 лет). Представления о будущей профессии выстраиваются на основании фантазии (4-10 лет), осознания собств. интересов (11-12 лет), а позже - и на основании осознания своих способ-стей (13-14 лет).

2. Этап исследования  своих сил и устремлений, этап "разведки". Происходит апробация своих сил в разл. видах труд. и учебной д-сти (14-25). Возможно временное занятие определ. профессией (15-17). В переходный период (18-21) молодой чел-к продолжает активный поиск проф. учебного заведения в условиях освоения способов самост. жизни, включая и подработки. Завершается этот этап апробированием избранной профессии в процессе реальной трудовой д-сти, часто совмещаемой с учебой (примерно 22-24 года).

3. Пробный этап. Здесь  чел-к "пробует" себя в кач-ве полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более опытными работниками (25-30).

4. Этап стабилизации, утверждения себя в кач-ве надежного  и преуспевающего специалиста.  Предполагает дальнейшее проф. образование  и упрочение своих позиций  (30-44);

5. Этап поддержания,  сохранения достигнутых позиций.  Чел-к стремится создать устойчивое  проф. и соц. положение. Здесь  реш-ся вопрос - получится ли  добиться  успеха, т.е. состоится ли карьера  вообще (45-64).

6. Этап спада, ухода,  снижения проф., соц. активности (65-…).

Кризисы профессионального  становления.

Кризис проф. становления  л-сти обусловлен обострением противоречий между субъективной и объективной  составляющими соц. ситуации разв-ия, а также противоречиями, появляющимися  в поведении. Выражаются же кризисы проф. становления в изменении темпа и вектора проф. разв-ия л-сти. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений проф. поведения. В любом случае они порождают психич. напряженность, неудовлетворенность соц.-проф. средой, собой. Часто кризисы протекают без ярко выраженных изменений проф. поведения. Уход от них грозит чел-ку проф. дезадаптацией, крушением проф. надежд, несостоятельностью проф. биографии. Типологии кризисов проф. становления:

Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивид. жизни», как смену самости и единичности. Выделяются 2 группы кризисов: кризисы «рождения»; кризисы разв-ия, поиск новых способов самоопределения.

Шихи выделяет осн. кризисы взрослого чел-ка:

1. Кризис «вырывания  корней» (18-20 лет). Позиция молодого  чел-ка выраж-ся в девизе: «Я  знаю, чего хочу!». Юноша впадает  в фантазии в процессе проверки  этих убеждений. Одна часть  юноши пытается стать индивидуальностью,  а другая – обеспечить свою  безопасность и комфорт.

2. «Искания в 20 лет» (23 года). Повзрослевший молодой чел-к  все больше стремится делать  то, что «должно». Но это «должно»  зависит от семьи, влияния общества. Типичное заблуждение – убеждение  в том, что выбор, кот. они  сделали, явл-ся окончательным. 2 осн. импульса в период такого кризиса: создать комфорт и безопасность по готовому образцу; стремление экспериментировать. Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания. Их девиз: «Это не я. Я совсем другой».

3. Попытка «осознать свои 30» (30 лет). Здесь нередко происходит осознание, что предыдущие выборы оказались неудачными, стремление обвинить в этом «всех и вся». Критика выбора: не было места для карьеры, фантастичный выбор. Часто возникает стремление «начать все сначала». Появляется стремление создать семью, построить дом.

4. Кризис «середины  жизни» (35-37 лет). Наиболее тяжелый,  рубежный кризис. Часто происходит  «утрата чувства молодости, угасание  физич. сил, изменение привычных  ролей». Усилив-ся ощущение, что «независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу». Ж. сталкиваются раньше, чем м.

5. Обновление или покорность («проблема 45 лет»). Если чел-к  проявил активную позицию и  успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появл-ся чувство стабильности и удовлетворения. Если чел-к смирился со своим положением, то появл-ся чувство покорности.

Зеер выделил основные факторы кризисов проф. становления:

- Сверхнормативная активность  как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом; - Соц.-экономические условия жизнед-сти чел-ка (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд); - Возрастные психофизиол. изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоц. сгорания»); - Вступление в новую должность; - Полная поглощенность проф. д-стью; - Изменения в жизнед-сти.

Выготский выделил 3 фазы возрастных кризисов:

1. предкритическую; 2. критическую; 3. посткритическую.

Зеер отмечает, что  на основании идей Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы проф. развития.

1. Предкритическая фаза - проблемы не всегда четко  осознаются, проявл-ся в психол. дискомфорте  на работе, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.

2. Критическая фаза. Осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей проф. жизни, усиливается психич. напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"