Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Настольные  карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как «домашнее ср-во», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (во внеурочной работе, на базе психол. центра, в детском лагере и т.д.)

Бланковые карточные методики. Идея – самост. изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением рез-тов игры в своих бланках.

Активизирующие  профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», т.к. главная цель - заставить задуматься о тех вопросах, кот. при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в д-сть по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некот. диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что явл-ся редкостью для традиционных профориентационных опросников).

Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик – играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий – на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некот. нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.д.

Ценностно-смысловые  опросники (главный аспект – на нравственны аспекты проф. и л-стного самоопределения). Эти опросники содержат некот. игровые эл-ты, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, кот. на сегодняшний день, в эпоху ориентации значит. части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно: сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство».

 

Понятие о профессиональном самоопределении (А. Маслоу, П.Г. Щедровицкий, Е.А. Климов).

Основные содержательные характеристики этого процесса.

Трудности выбора профессии.

Причины трудностей.

Факторы, определяющие выбор профессии.

 

№19. Классификация психодиагностических процедур и их основания.

 

Критериально-ориентированное  тестирование. Отличие статистических тестовых норм от социокультурного норматива.

КОРТ – тип тестов, предназначенных для определения  уровня индивид. достижений относительно некот. критерия на основе логико-ф-ционального  анализа содержания задания.

Отличительной особ-стью в КОРТе явл-ся оценка выполнения теста с т.зр. его соотв-вия  критерию. КОРТ измеряет, что индивид знает или умеет делать по сравнению с тем, что он должен знать или уметь делать, для того чтобы успешно решить задачу. Термин ввел Глейзер.

Для построения методик  КОРТ используется мат-л учебных  программ, из них отбираются учебные задания, отвечающие требованиям:

- задания должны представлять  завершенную область к/л учебного  предмета.

- задание д/б представлено  как логическая последовательность  умственных действий, приводящих  к его выполнению.

- задание должно вводить  в мышление учащихся новые термины, понятия, ситуации.

- задание должно способствовать  установлению связей и отношений  с тем, что было усвоено ранее.

Овладение содержанием  ключевого задания явл-ся критерием  умственного разв-ия учащегося в  той области, кот. это задание принадлежит. Уровень развития тем выше, чем полнее овладение содержанием.

2 вида критериев КОРТ: 1) как показатель учебных достижений; он обобщает ключевые задания из тех разделов учебных программ, изучение кот. уже завершено; сравнивая рез-ты, полученные при испытании методиками КОРТ с данным критерием, устанавливают уровень умственного разв-ия отдельного учащегося или группы.

2) как показатель логико-психологической  подготовленности к выполнению  ключевых заданий из состава  разделов программы, кот. предстоит изучать. Данный критерий предназначен для того, чтобы установить соотв-вует ли умственное разв-ие учебным требованиям, предъявляемым новым программным мат-лом (прогноз успешности обучения).

В целом учет этих критериев  может выявить недочеты тех разделов программы, кот. уже изучены. Также возможно установить пробелы и недостатки в умственном разв-ии учащегося и построить программу коррекционных занятий, направленных на их разв-ие.

В рамках критериальной  диагностики разработаны тесты  для диагностики естественно-научного мышления (Берулава 1992). ТЕМ-7; ТЕМ-8. Они включают систему заданий, являющихся моделью когнитивной организации предметной области естествознания. В них включены лишь задания кач-венного хар-ра. Каждый тест состоит из 30 задач. В их основе 5 естественно-научных законов, кот. явл-ся основополагающими для учебного мат-ла 7-8-х классов. Тест является групповым, время проведения 40-45 минут. Предъявл-ся всем ученикам одновременно, при этом, сидящие рядом ученики получают разные субтесты (а их 2). Каждое верное решение 1 балл.

Классификация ПД процедур и их основания.

ПД методы разделяются  на 2 группы:

1) Методики высокого  уровня формализации: а) тесты, б) опросники, в) проективная техника, г) психофизиологич. методики. Для них хар-рна жесткая регламентация процедуры (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в д-сть испытуемого), а также стандартизация, надежность и валидность процедур. Данные методики позволяют собрать диагностич. инф-цию в относительно короткие сроки, кол-венно и кач-венно обработать ее, что дает возможность сравнить индивида с др. людьми.

ТЕСТЫ. Это стандартизированные  краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные  для установления коллич-х и кач-х индивидуально-психологич-х различий. Классификация тестов. По форме: индивидуальный и групповой, устные и письменные, бланковые, предметные и аппаратурные, вербальные и невербальные (по хар-ру стимульного мат-ла). По содержанию: тесты интеллекта, тесты способ-стей (общих и специальных), тесты достижений (объективного контроля), л-стные тесты.

ОПРОСНИКИ. Это такая группа ПД методик, в кот. задания представлены в виде вопросов и утверждений, они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Делятся: личностные (стандартизированные самоотчеты), опросники-ответы.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДИКИ. Они диагностируют природные особ-сти чел-ка, обусловленные основными св-вами его НС (выносливость, работоспособность и др.).

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА. Характерен глобальный подход к оценке л-сти, а не выявление ее отдельных черт. Цель методик всегда замаскирована. Классификация по Франклу: 1.Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный мат-л, кот. он должен придать смысл (тест Роршаха). 2.Конструктивные. Испытуемому предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных), его задача создать осмысленное целое и объяснить. 3.Интерпретативные. Необходимо интерпретировать, истолковать какое-либо ситуацию (ТАТ). 4.Катартические. Предлагается создание особых условий, осуществл-ся в виде театрального д-вия или представления (психодрама). 5.Рефрактивные. Л-стные особ-сти, скрытые мотивы, исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, кот. «вносятся» в л-сть ср-вами коммуникации (почерк, речь). 6.Экспрессивные. Это может быть рисунок на свободную или заданную тему (дом-дерево, несуществующее животное). 7.Импрессивные. Основываются на изучении рез-та выбора тех или иных стимулов из ряда предложенных (тест Люшера – 8 цв. карточек). 8.Аддитивные. Обследуемому требуется завершить имеющее начало предложение, рассказ, историю (Фрейд «незаконченные предложения»).

2) Малоформализованные методики: а) наблюдение, б) опросы, в) анализ продуктов д-сти, г) интервью. Эти методики применяются тогда, когда предметом ПД выступают такие психич. явления, кот. плохо поддаются объективизации.

НАБЛЮДЕНИЕ. Это основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения чел-ка. Наблюдаемый не знает, что он явл-ся объектом наблюдения.

ОПРОС. Это сбор данных на основе коммуникации.

ИНТЕРВЬЮ. Это проводимая по определ. плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ Д-СТИ. Подразумевается анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фото, кино и даже анализ произведений искусства).

Нормативно-ориентированное  тестирование. Виды тестов. Достоинства  и недостатки метода тестов.

В сер. 80-х Гуревич предложил  в кач-ве критерия оценки ПД-ских данных использовать социально-психол. норматив (СПН). СПН – система требований, предъявляемых обществом к интеллект. и л-стному разв-ию каждого чел-ка на определ. историч. этапе разв-ия. Оценка рез-тов ПД должна проводится по степени близости к СПН, кот. определ-ся в образовательно-возрастных границах (умств., нравств., эстетич., физич. и т.д. разв-ия). Требования, составляющие содержание СПН на сегодняшний день реальны, они присутствуют в образоват. программах, в квалификационно-проф. хар-ках. В совр. понятии СПН выделяют 4 аспекта:

- норма как оптимальное  состояние, обеспечивающее соотв-вие  поведения соц. нормам или в  критич. экстремальных ситуациях  выживания объекта, т.е. чел-ка;

- норма как исходное  начало для сравнения оценки  данных диагностич. исследования; в  этих целях использ-ся критерий, связанный со статистич. подходом к пониманию нормы, выведенной на основе сравнения рез-тов и их распределения у большого кол-ва людей;

- норма как отсутствие  отклонений, т.е. отсутствие признаков,  относимых к разл. рода отклонениям  и психич. заболеваниям;

- специальные нормы:  проф., соц., учебные.

Нормой в психологии счит-ся принятые в данном обществе на определ. этапе его разв-ия правила  и требования по отношению к разл. пар-трам проявлений психич. активности чел-ка.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики ПД, позволяющие получать сопоставимые кол-венные и кач-венные показатели степени развитости изучаемых св-в. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных ПД-ских методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям:

1. по предмету тестирования (тому кач-ву, кот. оценивается  с помощью данного теста): Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня разв-ия мышления (интеллекта) чел-ка и его отдельных когнитивных процессов, таких, как воспр-ие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с ПД устойчивых индивид. особ-стей чел-ка, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, хар-ра, мотивации, эмоций, способ-стей. Среди тестов встречаются такие, кот. дают разностороннюю, комплексную оценку состояния л-сти или степени развитости ее отдельных св-в. Межличностные тесты позволяют оценивать чел-ческие отношения в разл. соц. группах, например, социометрический тест, тест социально-психол. самоаттестации группы как коллектива.

2. по особ-стям используемых  в тесте задач: Практические тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, т.е. практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями. Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения, мысленных преобразований образов. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, выполнение с понятиями разл. логических операций и т.п.

3. по мат-лу, предъявляемому  испытуемым: Бланковыми называются такие тесты, при использовании кот. испытуемый получает тестовый материал в форме разл. бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п. Аппаратурные – это такие тесты, в кот. используется разл. рода аппаратура для предъявления и обработки рез-тов тестирования: аудио- и видеотехника, ЭВМ.

4. по объекту оценивания: Процессуальными называют тесты, с помощью кот. исследуется какой-либо психол. или поведенческий процесс, и ему в рез-те дается точная кач-венная или кол-венная хар-ка, например процесс запоминания чел-ком мат-ла, процесс межл-стного взаимод-вия индивидов в группе. К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения кот. оцениваются успехи чел-ка в том или ином виде д-сти, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень разв-ия вербального мышления и др. Тесты состояний и св-в касаются диагностики более или менее стабильных психол. кач-в чел-ка, таких, например, как черты л-сти, св-ва темперамента, способ-сти и т.п.

В особую группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психол. кач-в чел-ка. Такая оценка получается в рез-те анализа того, как данный чел-к воспринимает и интерпретирует некот. многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объектов чел-к бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, ТАТ и др.

Проективные методы. Классификация проективных методов.

Тест явл-ся проективным  если он основан на мех-зме проекции; стимульный мат-л имеет неопредел. хар-р, а ответы испытуемого настолько  свободны, на сколько это возможно.

Проективные методики могут  быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т.к. методики этой группы наиболее валидные и информативные. Рисуночные ПД-ские методики используют созданные испытуемым рисунки, кот. могут иметь тематический или спонтанный хар-р. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений. Признаком проективных методик явл-ся использование неопределенных стимулов, кот. обследуемый должен сам себе дополнять, интерпретировать развивать и т.д. Широко применялись в 1960-х. Были адаптированы: 1969 – ТАТ, методика незаконченных предложений; 1973 – тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. Трудности в использовании и применении: 1) субъективность интерпретации полученных данных. 2) трудности стандартизации. 3) недостаточный ур. валидности (расплывчатость теор. концепций). В нашей стране из-за коммунизма практика строилась лишь в клинике. Основой данного метода явл-ся психоанализ. Традиционно считается, что исследователями предвосхищавшими создание проективных тестов, явл-ся Вундт и Гальтон. Они впервые использовали метод свободных ассоциаций. В основе их экспериментов было изучение времени р-ции на слова-стимулы, это в большей степени психофизиологич. эксперимент и ничего общего с проекцией они не имеют, но внешнее сходство отмечается во всех экспериментах. Многие полагают, что 1-ым проективным тестом был метод свободных ассоциаций Юнга. Ассоциативный эксперимент Юнга был переработан многими авторами. Т.о. Юнг явл-ся первооткрывателем метода проективной техники в рамках ПД, но теоретич. фундамент принадлежит психоанализу.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"