Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
- отчуждение и изоляция).
Главная задача – поиск
7. Средний возраст,
профессия и родной дом,
- изолированность). Продолжение рода, забота о воспитании нового поколения, продуктивная трудовая деят-сть, творчество. Напротив («-») чрезмерная сосредоточенность на себе, кот. ведет к личностному застою.
8. Поздняя зрелость, ближние и человечество, отрешенность и мудрость; Черпать из прошлого, сопротивляться небытию (+ чувство своей значимости, индивидуальности, - отчаяние и страх перед смертью). Приобретение к концу жизни целостности личности:
- переживания духовного смысла прожитой жизни
- принятие своей жизни такой, какая она есть
- личностная уверенность в своей осмысленности прожитого
- новая любовь к своим родителям
- человек не страшится смерти.
Если у чел-ка есть все перечисленные признаки целостности личности, то у чел-ка возник. мудрость. Если к концу жизни она отсутствуют, то страх, стремление прожить жизнь сначала. С отрицательного пути нельзя прийти к положительному. С положительного можно перейти на отрицательный. «-» существует разорванность возр. периодов; не определено исходное движущее противоречие разв-ия; в саму периодизацию не включена познават. сфера.
Проблема возрастной периодизации как одна из основных проблем возрастной психологии.
Проблема классификации периодизации. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности психич. разв-ия, выделить специфику отдельных возрастных этапов. 2 точки зрении:
- процесс разв-ия непрерывен,
разв-ие идет не
- процесс разв-ия дискретен, разв-ие идет неравномерно, то замедляясь, то ускоряясь, это дает возможность выделить фазы, стадии, уровни и периоды разв-ия.
С одной стороны есть подход, основанный на понимании психич. разв-ия, протекающий стихийно, под влиянием множества обстоятельств. С другой стороны можно говорить о нормах каждого возраста. Существует большое кол-во периодизаций возр. разв-ия:
1. по временному охвату
- охватывают конкр. период жизни
- охватывают несколько периодов
- охватывают весь жизненный цикл
2. по содержанию (Выготский)
- внешний признак
- по одному внутреннему признаку: биологич./психич.
- по нескольким признакам.
Общественно-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных его периодов.
Периодизации психического развития, охватывающие весь жизненный цикл человека.
№34. Психология предпринимательской деятельности.
Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства.
Психофизиол. подход смотрит на П-скую д-сть с т.зр. некот. специфич. состояния чел-ка, отождествляющего себя с этой д-стью. Отличит. чертой бизнеса явл-ся риск – возможность потери разл. ресурсов (матер., труд., ущерб здоровью, морально-психол. ущерб, недополучение прибыли). Некот. люди любят риск, т.к. он обладает эффектом «допинга». Испытывают к нему тягу, стимулирует активность. Есть люди, кот. стар-ся избегать риска и жить спокойной жизнью (предсказуемой). Согласно нейрогуморальной теории существуют люди с повышенность симпатич. НС – симпатотоники (могут много и долго работать, не испытывая чувство усталости, т.к. у них своеобразный обмен в-в, др. электропровод-сть тканей, св-ва и скорость химич. р-ций крови). Таких людей П-ская д-сть устраивает, риск перемены и непредсказуемость для них, воодушевляет любая трудность, т.к. дает возможность проявить свои способ-сти, больш-ву людей это не св-венно, другие – терпят неудачу очень быстро.
Т.о. с т.зр. психофизиол. подхода П-ство – особое состояние, выраженное комплексом эмоц. ощущений, вызванных специфич. балансом нейрогуморальных мех-змов, а также повышенной сопротивл-стью организма стрессам.
Феноменология предпринимательства.
Одним из первых исследователей П-ства был Шумпетер. Он считал, что П-ли помогают повышать благосостояние общ-ва и помогают ему развив-ся при переходе экономики от одного состояния к другому (от гос. к рыночной). Ф-ции П-лей:
1. изготавливают новое, несут потребит-ские блага
2. открывают новые способы, технологии
3. исследуют и осваивают новые рынки сбыта
4. осваивают новые источники сырья
5. изменяют стр-ру отрасли, с помощью создания своей или подрыва чужой монополии
6. приводят в соотв-ие спрос и предложение на рынке товаров.
С 1990 П-ская д-сть была легализована в России.
П-ство – инициативная, самост-ная д-сть граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск под имущественную ответственность и направлена на получение прибыли.
В России в 1990-е П-ли появились из 3 категорий людей:
1. П-ль по неволе. Оказались
во главе предприятия при
2. административный тип
П-лей. Были у власти, быстро
поняли ситуацию и стали П-
3. П-ли романтики. Взяли ссуды и занялись своим делом.
Выделяют 3 вида совр. П-ства:
1. произв-венное. Охватывает
фазу произв-ва (изготовление товаров,
услуг, инф-ции, духовных
2. торговое /коммерческое. Перепродажа товаров. 30% накрутки – этично.
3. финансовое. Перепродажи валюты, ценных бумаг. Обмен одних денег на другие. Самые быстрые деньги.
В связи с П-ской д-сть ЭП дает ответы на след. вопросы:
- каковы условия,
- имеются ли какие-то отличия отечеств. и заруб. П-лей и чем это можно объяснить.
- какие люди способны стать П-лями, как их распознать, отобрать и можно ли обучить этому делу.
- реально ли способствовать разв-ию психол. хар-ик успешного П-ля.
Психол. знания способствуют разв-ию П-лей, персонала и делают их д-сть более успешной.
Предпринимательство как форма деятельности.
В совр. психологии П-ство, как правило, рассматрив-ся с позиции традиционного д-стного подхода. Целью П-ской д-сти явл-ся создание определ. продуктов, товаров, услуг, получение прибыли.
Мотивы, побуждающие заним-ся П-ством: деньги. Взаимосвязь между деньгами и прибылью прочно вошла в сознание людей. П-ская д-сть полимотивирована, она стимулир-ся множ-вом мотивов: деньги (выделяют 3 мотива):
1. деньги ради денег – быстрое извлечение прибыли.
2. деньги ради выживания – необходимость денег для поддержания бизнеса; бизнес – способ выживания.
3. деньги ради дела – стремление к самореализации, самовыражению в своем деле, стремление к власти.
По мнению отечеств. спец-ов (Завьялова, Посохова) для российских П-лей хар-рны след. мотивы д-сти:
1. стремление к быстрому
обогащению через
2. быть независимым.
3. стремление реализовать свой потенциал.
4. стремление повысить свой статус.
Эксперим. изучение успешных П-лей дало возможность охар-ризовать мотивационно-ценностные ориентиры их д-сти:
1. творческо-альтруистические
– стремление заним-ся любимым
делом, приносить пользу общ-
2. престижно-геденистические – стремление заслужить уважение и жить обеспеченной жизнью.
3. индивидуалистические
– быть свободным и
4. престижно-карьеристиские – к продвижению.
5. лень /ориентир на
относительно свободное
6. потребительско-предприниматель
Мотив достижения успеха, редко встреч-ся мотив избегания неудач. П-ли верят в успех и принятие решений за их реализацию. П-ли работают страстно, увлеченно.
Шумпетер выделяет 3 мотива к П-ской д-сти:
- потреб-сть в господстве, власти, влиянии
- жажда победы, стремление к успеху
- самосовершенствование.
В наст. время Емельянова, Паворницина приводят ситуации, послужившие основной данного вида д-сти:
1. давление обстоятельств
2. путь из спец-ов в П-ли
3. «инкубаторные» П-ли – редко в России (гос-во поддерживает и разрабатывает программы для молодежи, кот. хотят заним-ся своим делом; созд-ся «инкубаторы», в кот. люди проходят обучение, пишут бизнес-планы, сдают экзамены, заним-ся своим делом; льготн. налог и кредитная пол-ка).
4. П-ли по традиции – передача дела по наследству.
5. П-ли по природе – люди, у кот. выражен дух П-ства, есть необходимые кач-ва.
Способы и ср-ва реализации П-ской д-сти – особые ЗУНы, необходимые чел-ку (проф. компетентность):
1. развитая интуиция – восполняет недостаток инф-ции
2. сила воли – помогает преодолевать трудности
3. способность доводить дело до конца
4. развитое воображение
5. умение общаться, объединять вокруг себя людей, создавать команду
6. самостоят-сть, ответственность
7. рискованность, инициативность
8. новаторство.
Т.о. П-ство – новаторская
д-сть людей, принадлежащих к особой
соц. группе – П-ли, обладающих специфич.
способ-стями, позволяющими выполнять
эту д-сть и развивать
Психологический портрет предпринимателя.
Одним из первых создателей портрета П-ля был Зомбарт, утверждавший, что есть понятие «дух П-ства». Этот «дух» проявл-ся в 3 составляющих:
1. бюрократия (преданность корпорации, кропотливая работа ради ее процветания). 2. мещанство (коммерч. смекалка, благонадежность, разумная экономия, хоз-венность, деловая мораль, рац. видение дела). 3. капиталист. П-ль должен обладать след. кач-вами: организатор; торговец; завоеватель (энергия, упорство, постоянство).
Юнг: к П-ской д-сти способны более экстраверты. Влияют кач-ва на успех П-ства: активность; энергия; здоровье; внутр. локус-контроля; коммуникат. компетентность; креативность; интуиция; в меру агрессивность; не боится грязной работы.
В. Зомбарт выделил следующие типы предпринимателя:
завоеватель - умение составлять планы, влечение к осуществлению плана, воля к д-вию.
организатор - умение соединить людей в успешной, совместной д-сти, так расположить людей и предметы, чтобы д-сть успешно проявилась. П-ль должен обладать организаторскими способ-стями: продуктивной оценкой, талантом заставить работать на себя и на фирму;
торговец - П-ль должен уметь вести деловые переговоры, договариваться, сговариваться с поставщиками и кл-тами.
Хизрич и Питерс описывают 8 типажей П-лей, у кот. имеются определ. черты, мешающие и препятствующие успешному П-ству;
флюгер - хар-рна исключительная чувствительность к определению перспективных направлений в П-ской д-сти или разв-ии фирмы, но редко доводит дело до конца и особенно не любит разбираться с мелочами и частностями;
простак - склонен упрощать, считает, что любое новое предприятие можно создать очень быстро; он может заставить других поверить в самый невероятный проект; хороший торговец;
недотрога - влюблен в свою идею, каждого подозревает в намерении украсть ее, данная недоверчивость и подозрительность мешают ему в установлении отношений взаимопомощи и доверия;
всезнающий - обладает познаниями в области теории, однако его знания редко подкреплены практич. навыками и изменениями;
аккуратист - настолько привык к порядку, что в случае, когда ситуация мен-ся, он тер-ся и не может быстро с ней справиться;
философ - не стремится воплотить идею в реальное дело, любит посещать разл. дискуссии и семинары, не рвется к конкр. делам и свершениям, при первой возможности передает реальные дела другим людям;
инопланетянин - не имеет адекватной мотивации и реальных целей для создания и разв-ия собств. дела;
изобретатель - заботится больше о своем изобретении, чем о создании и развитии П-ского дела.
Воронин выявил 4 психол. типа П-лей:
«свой парень»: эмоц-но устойчивый, добрый, отзывчивый, легко вступающий в контакт с окружающими, адаптирующийся в сложных ситуациях, высокоинтеллектуальный, способный логически мыслить, ориентированный на достижение успеха;
«супермен»: смелые в соц. и эмоц. плане люди, быстро реагирующие на изменение окр. обстановки, имеют ср. или ниже ср. ур. интеллекта, умеют находить контакт с окружающими, стремятся к лидерству;
«кустарь-одиночка»: хар-ризуется погруженностью в себя, нежеланием вступать в какие-либо соц. контакты, мотивированы на достижение успеха, но хотят добиться его самост-но;
«формальный руководитель»: люди с высоким ур. самоконтроля, разделяющие общепринятые нормы и правила, склонные брать на себя ответственность за принятие решения, эффективные в д-сти, требующие постоянства, настойчивости и упорства.
Грищенко, Новикова и Лапша выделяют след. типы вар-тов поведения П-лей:
«пораженцы»: эмоц.-неустойчивые, вследствие чего свернули дело, перешли в другую сферу;
«стойкие»: эмоц.-устойчивые, будут заниматься делом, пока хватит сил;
«рвачи»: стрем-ся заработать как можно быстрее и как можно больше денег;
«теневики»: самые эмоц.-устойчивые, уходят в «черный бизнес»;
«перебежчики»: заработают деньги и уедут за границу.
История понятия предприниматель (Основные этапы развития предпринимательства от древности до наших дней).
Основные исторические формы предпринимательства: торговое, промышленное, банковское.