Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

4. перестройка связей  между сторонами объекта.

Области развития (Крайг):

1. физическая – рост, изменение тела чел-ка, физическое здоровье (норма физич. разв-ия, двигательные навыки)

2. когнитивная – все  психич. процессы, имеющие отношение  к мышлению и решению проблем  (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, речь)

3. психо-социальная –  разв-ие и становление личности (Я-концепция, эмоции, чувства, волевая сфера, задатки и способности и др.) и межличностные отношения (соц. навыки, модели поведения).

Периодизации, в основе которых лежит внутренний биологический критерий.

Блонский. В основе лежит признак созревания организма – разв-ие зубов. Охватывает только эпоху детства. 3 стадии:

- беззубое детство  (от рождения до 2-2,5 лет)

- молочнозубое детство  (от 2,5 до 6,5-7 лет)

- детство постоянных  зубов (от 7-7,5 до появления зубов  мудрости)

Розанова. За ведущий критерий деления на периоды взят критерий смены видов питания:

- молочное вскармливание

- смешанное питание

- грубая, твердая пища.

Аршавский. Критерий скелетно-мышечной деят-сти.

Данные периодизации использ-ся в педиатрии и в  медицине. Отражают только биологическую степень вызревания организма.

Взгляды Л.С. Выготского на периодизацию возрастного развития.

Для Выготского разв-ие –  возникновение нового. Рез-ты каждой стадии хар-ризуется возрастным новообразованием. Новообразования – те психологические и соц. изменения, кот. впервые возникают на данной возр. ступени, и в кот. в основном определяют сознание реб-ка, его отношение к среде, его внутр. и внешн. жизнь и весь ход его дальнейшего разв-ия. Выготский говорил об основных (центр.) и производных новообразованиях. Новообразования в стабильные периоды не исчезают и сохр-ся пожизненно (младший школьный возраст – рефлексия – как меня воспринимают другие). Новообразования критический периодов носят переходный хар-р и не сохр-ся (кризис 1 года – автономная речь – переход от безречевого периода к речи). Основной критерий деления детского разв-ия на возрастные периоды служат новообразования. Возникают к концу какого-либо периода. Выготский не успел выделить новообразования каождого периода, это сделал Эльконин. Источником разв-ия по Выготскому явл-ся соц. среда (она создает ЗБР). Среда определяет те формы и тот путь, следуя по кот. реб-к обретает новые качества (новообразования). Социальная ситуация развития – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между реб-ком и окружающей его соц. действит-сти. Обучение реб-ка→новообразование→новая ССР→новые задачи→новая ЗБР→противоречие. Воздействие реб-ка с соц. окружением, через обучение и воспитание и через создание ЗБР, приводит к тем задача, кот. реб-к должен решить на данном возр. этапе. ССР – те требования среды, кот. должен соотв-ать реб-к, но в начале каждого возр. периода, достигнутый уровень разв-ия реб-ка не соотв-ет тем новым задачам, кот. есть в ССР, это приводит к противоречию между тем, что реб-к умеет, и что от него требует среда – явл-ся основной движущей силой разв-ия. В течение возр. периода совместно со взрослым (ЗБР) реб-к решает задачи своего возраста, кот. как итог формир-ся в новообразования. Новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания и тем самым изменяют всю ситсему его отношений к внешн. действит-сти и самому себе. Это в свою очередь приводит к возникновению новой ССР. Если коренным образом изменился реб-к, перестраив-ся и соц. отношения. Прежняя ситуация разв-ия распад-ся по мере разв-ия реб-ка и начин-ся складыв-ся новая, кот. будет в свою очередь исходным моментом для следующего возр. этапа.

Периодизации, основанные на внешнем признаке возрастного  развития.

Рене Заззо. От рождения до юношества. Этапы разв-ия совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. Эта периодизация положена в основе системы обучения в Америке, Франции. Каждый период длиться 3 года: 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18. Периодизация, распространенная в СССР и ближайших странах. Этапы разв-ия совпадают с этапами соц. институтов:

- младенчество (0-1) – семья

- раннее детство (1-3) – ясли

- дошкольник (3-7) – детский  сад

- младший школьник (7-11) – начальная школа

- средний школьник (11-15) – средняя школа

- старший школьник (15-17, 18) – старшая школа.

Данные периодизации получили применение в системе образования. «+» выделение смены соц. позиций  реб-ка, кот. обусловлены его воспитанием  и обучением. «-» не отслеживается  психич. разв-ие реб-ка; не рассматрив-ся психологические хар-ки, только внешний фактор.

Периодизации, в основе которых лежит психический  критерий (Колберг, Полицин, Петровский, Брунер и др.).

Полицин. Критерий – становление общественной направленности личности.

1. младенчество (потребность в физиологическом комфорте)

2. раннее детство (потребность  в овладении предметными действиями)

3. дошкольник (быть таким же как  и взрослый)

4. младший школьник (самоутверждение  среди мира взрослых)

5. подросток (быть значимым для  других)

6. старший подросток (приносить счастье наибольшему кол-ву людей)

Колберг. Критерий – становление морального сознания. Людям предлагалось оценивать поступки людей в разл. ситуациях и обосновывать свои суждения. Оказалось на разных возр. этапах люди по-разному решают нравств. проблемы. Рассматривает разв-ие морали как последоват. процесс, состоящий из 6 стадий, объединенных в 3 уровня:

1. доморальный уровень (4-10) –  нормы морали – нечто внешнее;  выполнение правил идет чисто  из эгоистических соображений.

I стадия – реб-к ориентир-ся на наказание, ведет себя морально, чтобы его избежать

II стадия – реб-к начинает ориентир-ся на поощрение, ожидая получить за правильное поведение похвалу.

2. компенсональный (10-12) – источник  моральных предписаний внешний;  реб-к стремится вести себя морально из потребности в одобрении, сохранении хороших отношений

III стадия – ориентация на значимых людей

IV стадия – ориентация на авторитетных, референтных людей.

3. автономная мораль (13) – моральные нормы и принципы  становятся достояниями самой  личности, интериоризуются.

V стадия – появл-ся ориентация на принципы общественного благополучия, демократич. законы, принятия на себя ответственности перед другими людьми

VI стадия – ориентация на обще чел-ческие, этические принципы, поведения соотносящиеся с совестью. Разв-ие морали напрямую связано с разв-ием интеллекта. Осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, т.к. не развито абстрактно-логическое мышление. Но не всегда интеллектуально развитые взрослые автоматически имеют уровень автономной морали. Считал, что индивидуальные различия и возр. границы весьма велики и приблизительны.

А.В. Петровский. Становление личности определ-ся особенностями взаимоотношения реб-ка с членами референтной группы. На каждом возр. этапе реб-к включен в ту или иную соц. группу. Для любой группы хар-рна своя деят-сть и особый стиль общения. Когда реб-к входит в новую группу, он приспосаблив-ся к ней овладевает формами деят-сти и необходимо быть принятым, быть таким как все. Можно выделить фазы становления личности в соц. группе:

1. адаптация – утрата  своих индивидуальных черт. Противоречие  между рез-том адаптации и неудовлетворенностью потребности проявления своей индивидуальности.

2. индивидуализация: реб-к  или чел-к ищет способы проявления  своей индивидуальности, заявляет  о ней. Противоречие между:  быть самим собой и восприятие  группой этого чел-ка.

3. интеграция: чел-к сохраняет  лишь те индивидуальные черты,  кот. отвечают потребностям группового  разв-ия; группа в какой-то мере  меняет свои нормы, соотнося  их с ценностями этой конкр.  личности.

Каждая фаза имеет  свои трудности:

1. безынициативность,  конформность, неуверенность в себе, робость, застенчивость.

2. агрессивность, негативизм, неадекватно завышенные притязания, враждебность, подозрительность

3. мириться с группой  и подавлять свои личные интересы.

Одновременно чел-к  входит в разные соц. группы. В каждой группе будет своя степень приспособленности к ней. На каждом возр. этапе в определ. соц. среде реб-к проходит 3 фазы.

1. раннее детство (0-3) Ад>Инд (детство)

2. детсадовское детство  (3-7) Ад>Инд (детство)

3. младший школьный  возраст (7-11) Ад>Инд (детство)

4. средний школьный  возраст (11-15) Инд>Ад (отрочество)

5. старший школьный  возраст (15-17) Инт>Инд (юность)

Детство – приспособление реб-ка к окр. среде. Отрочество –  проявление индивидуальности в социуме. Юность – интеграция в соц. общности.

Периодизация  Д.Б. Эльконина, основные положения  и понятия.

Появилась на основе периодизации Выготского и взглядов Леонтьева.

Выделяет 5 периодов:

Период

Границы

Вид ведущей деят-сти

Преимущественное развитие

младенчество

0-1

непосредственно-эмоциональное общение

мотивационно-потребностная  сфера

раннее детство

1-3

предметно-манипулятивная деят-сть

интеллектуально-познавательная сфера

дошкольный возраст

3-7

ролевая игра

мотивационно-потребностная  сфера

младш. школьный возраст

7-10

учение

интеллектуально-познавательная сфера

подростковый

11-15

интимно-личное общение  со сверстниками

Мотивационно-потребностная  сфера


Согласно гипотезе все  детские возрасты могут быть разделены  на 2 типа:

1. в возрастах первого  типа (младенчество, дошкольное детство,  подростковый возраст) у реб-ка развив-ся преимущественно общественно-мотивационная сторона некот. деят-сти; складывается ориентация реб-ка в системе отношений, мотивов, смыслов чел-ческих действий.

2. в возрастах второго  типа (раннее детство, младший  школьный возраст, ранняя юность) у реб-ка развив-ся уже операционная сторона этой деят-сти. В процессе разв-ия реб-ка сначала происходит освоение мотивационной стороны деят-сти, а затем – операционально-технической. Периодически возникает разрыв между уровнем разв-ия операциональной и мотивационной сторон деят-сти, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деят-сть, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня разв-ия. Движущие силы разв-ия связаны с противоречием, кот. складыв-ся в процессе овладения реб-ком мотивационной и предметной сторон деят-сти.

Периодизация  развития личности Эриксона.

Охватывает всю жизнь  чел-ка. Последователь Фрейда. Сумел  выйти за рамки концепции Фрейда, начал рассматривать разв-ие реб-ка в более широкой системе соц. отношений. Особенности становления личности зависят от экономич. и культурн. уровня разв-ия общества, в кот. растет реб-к. Ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания .=> разв-ие личности определ-ся тем, что общество ожидает от чел-ка, какие задачи ставит перед ним на разл. этапах. Выделяет 2 центр. понятия:

- групповая идентичность  – воспитание реб-ка ориентировано  на включение его в конкр.  соц. группу, на выработку присущего  этой группе мироощущения

- эгоидентичность –  формир-ся параллельно с груп. идентичности, создает у чел-ка чувство устойчивости и непрерывности своего Я.

Разв-ие чел-ка идет:

1. биологич. процесс –  разв-ие органич. системы

2. психологич. процесс  – организует индивид. опыт  через Я

3. соц.-общественный процесс  культурной организации взаимосвязанных людей.

Разв-ие личности идет через  последоват. смену стадий, на каждой из кот. происходит качеств. преобразование внутр. мира чел-ка и радикальные  изменения его отношения с  окр. миром. Рез-том разв-ия на каждой стадии явл-ся личностные новообразования. Для каждой стадии существует своя специфич. задача разв-ия кот. выдвиг-ся обществом. В рез-те разв-ия каждый должен решить эту задачу. При этом линия разв-ия может проходить как по «+», так и по «-». Рез-том разв-ия явл-ся кризис. Кризисы присущи всем стадиям. Кризисов 8. Выделяет задачи возр. разв-ия, кот. общество ставит перед реб0ком, и решая кот. у реб-ка формир-ся те или иные личностные новообразования. На каждой стадии разв-ия чел-к должен сделать выбор между 2 противоположными отношениями к миру или к себе. => личность всегда выбирает одно из двух полярных отношений, когда выбор сделан одно качество закрепл-ся, а другое продолжает скрыто существовать и может проявл-ся с койой-либо проблемой. Центр. понятием периодизации явл-ся понятие идентичности – личность развив-ся благодаря включению себя в разл. соц. общности. Идентичность – психосоциальная тождественность, кот. позволяет личности принимать себя во всем многообразии своих отношений с окр. миром и определяем систему потребностей, ценностей, идеалов, с соотв-ми формами поведения. => жизнь – цепь идентификаций. Идентичность – условие психологич. здоровья. Если идентичность не складыв-ся, то личность развив-ся по аномальному пути: Эриксон говорит о диффузной идентичности. Это проявл-ся через инфантилизм, невротическая тревожность, соц. изоляция, агрессивность. Личность идет по одному пути разв-ия, либо «+», либо «-». На всех стадиях один путь.

1. Грудной (0-1), мать  или ее заменитель, энергия и  жизненная радость; + дать (базовое доверие к миру, надежность), - приобрести (недоверие к миру, безнадежность). На этой стадии формир-ся эгоцентричность: осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады «дитя – мать», общее напряжение из-за появления зубов. Основные признаки базового доверия к миру: легкое кормление, глубокий сон, нормальная работа кишечника, готовность реб-ка позволить матери исчезнуть из поля его зрения без тревожности и гнева, т.к. внутр. уверенность ее существования. Важно качество ухода за реб-ком, психологическая связь еще более важна между матерью и реб-ком.

2. Ползунковый (1-3), родители, контроль над собой, стремление  к власти;  + отказаться (автономия), - обладать (сомнения, стыд). Хар-ризуется  формир-ием и отстаиванием реб-ком  своей автономии и независимости. Начин-ся с момента когда реб-к сам ходит (анальная). Главная задача удержание и расслабление. Общество начинает приучение реб-ка к соц. правилам и опрятности. Если этот процесс идет не очень гармонично, то формир-ся сомнение и стыд.

3. Дошкольный (3-6), родители и родственники, целеустремленность; + стараться (инициативность), - притворяться (пассивность). Реб-к активно познает окр. мир через игру, именно в ней формир-ся активность, предприимчивость, инициативность. Ограничение инициативы ведет к вине и тревожности. Закладывается внутр. инстанции: совесть и мораль (ответственность за свои действия).

4. Предпубертатный (6-12), соседи и школа, овладение методами  и умениями; + конструирование (умелость), - соревнование (неполноценность). По  аналогии с Фрейдом Эриксон отмечает, что главная задача – приобщение реб-ка к школе, знаниям, реб-к должен почувствовать личностную значимость своих достижений в учебной деят-сти.

5. Юность (13-18), сверстники, преданность и верность; + быть  самим собой (формир-ие личностной идентичности), - быть принужденным к одиночеству (непризнание). Происходит самый глубокий жизненный кризис – кризис идентичности. Переход от детства во взрослую жизнь. Задача возраста – обрести взрослую идентичность. Если же идентичность не формир-ся, то происходит задержка личностного разв-ия, либо формир-ся диффузная (размытая) идентичность. Патологии идентичности:

- желание отсрочить  обретение взрослого статуса

- постоянная смутная  личностная тревога

- чувство изоляции  и опустошенности

- страх перед личным общением

- обесценивание и презрение  ко всем признанным общественным, соц. ролям

- жизнь по принципу  «хорошо там, где нас нет».

6. Ранняя зрелость (20, 30-40), близкие друзья и партнер  по жизни (спутник), любовь или  аффеляция (не знаю, что хочу); потерять или найти себя в других (+ сотрудничество,

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"