Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
4. перестройка связей между сторонами объекта.
Области развития (Крайг):
1. физическая – рост, изменение тела чел-ка, физическое здоровье (норма физич. разв-ия, двигательные навыки)
2. когнитивная – все психич. процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, речь)
3. психо-социальная – разв-ие и становление личности (Я-концепция, эмоции, чувства, волевая сфера, задатки и способности и др.) и межличностные отношения (соц. навыки, модели поведения).
Периодизации, в основе которых лежит внутренний биологический критерий.
Блонский. В основе лежит признак созревания организма – разв-ие зубов. Охватывает только эпоху детства. 3 стадии:
- беззубое детство (от рождения до 2-2,5 лет)
- молочнозубое детство (от 2,5 до 6,5-7 лет)
- детство постоянных зубов (от 7-7,5 до появления зубов мудрости)
Розанова. За ведущий критерий деления на периоды взят критерий смены видов питания:
- молочное вскармливание
- смешанное питание
- грубая, твердая пища.
Аршавский. Критерий скелетно-мышечной деят-сти.
Данные периодизации использ-ся в педиатрии и в медицине. Отражают только биологическую степень вызревания организма.
Взгляды Л.С. Выготского на периодизацию возрастного развития.
Для Выготского разв-ие – возникновение нового. Рез-ты каждой стадии хар-ризуется возрастным новообразованием. Новообразования – те психологические и соц. изменения, кот. впервые возникают на данной возр. ступени, и в кот. в основном определяют сознание реб-ка, его отношение к среде, его внутр. и внешн. жизнь и весь ход его дальнейшего разв-ия. Выготский говорил об основных (центр.) и производных новообразованиях. Новообразования в стабильные периоды не исчезают и сохр-ся пожизненно (младший школьный возраст – рефлексия – как меня воспринимают другие). Новообразования критический периодов носят переходный хар-р и не сохр-ся (кризис 1 года – автономная речь – переход от безречевого периода к речи). Основной критерий деления детского разв-ия на возрастные периоды служат новообразования. Возникают к концу какого-либо периода. Выготский не успел выделить новообразования каождого периода, это сделал Эльконин. Источником разв-ия по Выготскому явл-ся соц. среда (она создает ЗБР). Среда определяет те формы и тот путь, следуя по кот. реб-к обретает новые качества (новообразования). Социальная ситуация развития – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между реб-ком и окружающей его соц. действит-сти. Обучение реб-ка→новообразование→новая ССР→новые задачи→новая ЗБР→противоречие. Воздействие реб-ка с соц. окружением, через обучение и воспитание и через создание ЗБР, приводит к тем задача, кот. реб-к должен решить на данном возр. этапе. ССР – те требования среды, кот. должен соотв-ать реб-к, но в начале каждого возр. периода, достигнутый уровень разв-ия реб-ка не соотв-ет тем новым задачам, кот. есть в ССР, это приводит к противоречию между тем, что реб-к умеет, и что от него требует среда – явл-ся основной движущей силой разв-ия. В течение возр. периода совместно со взрослым (ЗБР) реб-к решает задачи своего возраста, кот. как итог формир-ся в новообразования. Новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания и тем самым изменяют всю ситсему его отношений к внешн. действит-сти и самому себе. Это в свою очередь приводит к возникновению новой ССР. Если коренным образом изменился реб-к, перестраив-ся и соц. отношения. Прежняя ситуация разв-ия распад-ся по мере разв-ия реб-ка и начин-ся складыв-ся новая, кот. будет в свою очередь исходным моментом для следующего возр. этапа.
Периодизации, основанные на внешнем признаке возрастного развития.
Рене Заззо. От рождения до юношества. Этапы разв-ия совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. Эта периодизация положена в основе системы обучения в Америке, Франции. Каждый период длиться 3 года: 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18. Периодизация, распространенная в СССР и ближайших странах. Этапы разв-ия совпадают с этапами соц. институтов:
- младенчество (0-1) – семья
- раннее детство (1-3) – ясли
- дошкольник (3-7) – детский сад
- младший школьник (7-11) – начальная школа
- средний школьник (11-15) – средняя школа
- старший школьник (15-17, 18) – старшая школа.
Данные периодизации получили применение в системе образования. «+» выделение смены соц. позиций реб-ка, кот. обусловлены его воспитанием и обучением. «-» не отслеживается психич. разв-ие реб-ка; не рассматрив-ся психологические хар-ки, только внешний фактор.
Периодизации, в основе которых лежит психический критерий (Колберг, Полицин, Петровский, Брунер и др.).
Полицин. Критерий – становление общественной направленности личности.
1. младенчество (потребность в физиологическом комфорте)
2. раннее детство (потребность
в овладении предметными
3. дошкольник (быть таким же как и взрослый)
4. младший школьник (самоутверждение среди мира взрослых)
5. подросток (быть значимым для других)
6. старший подросток (приносить счастье наибольшему кол-ву людей)
Колберг. Критерий – становление морального сознания. Людям предлагалось оценивать поступки людей в разл. ситуациях и обосновывать свои суждения. Оказалось на разных возр. этапах люди по-разному решают нравств. проблемы. Рассматривает разв-ие морали как последоват. процесс, состоящий из 6 стадий, объединенных в 3 уровня:
1. доморальный уровень (4-10) – нормы морали – нечто внешнее; выполнение правил идет чисто из эгоистических соображений.
I стадия – реб-к ориентир-ся на наказание, ведет себя морально, чтобы его избежать
II стадия – реб-к начинает ориентир-ся на поощрение, ожидая получить за правильное поведение похвалу.
2. компенсональный (10-12) – источник
моральных предписаний внешний;
III стадия – ориентация на значимых людей
IV стадия – ориентация на авторитетных, референтных людей.
3. автономная мораль (13) – моральные нормы и принципы становятся достояниями самой личности, интериоризуются.
V стадия – появл-ся ориентация на принципы общественного благополучия, демократич. законы, принятия на себя ответственности перед другими людьми
VI стадия – ориентация на обще чел-ческие, этические принципы, поведения соотносящиеся с совестью. Разв-ие морали напрямую связано с разв-ием интеллекта. Осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, т.к. не развито абстрактно-логическое мышление. Но не всегда интеллектуально развитые взрослые автоматически имеют уровень автономной морали. Считал, что индивидуальные различия и возр. границы весьма велики и приблизительны.
А.В. Петровский. Становление личности определ-ся особенностями взаимоотношения реб-ка с членами референтной группы. На каждом возр. этапе реб-к включен в ту или иную соц. группу. Для любой группы хар-рна своя деят-сть и особый стиль общения. Когда реб-к входит в новую группу, он приспосаблив-ся к ней овладевает формами деят-сти и необходимо быть принятым, быть таким как все. Можно выделить фазы становления личности в соц. группе:
1. адаптация – утрата своих индивидуальных черт. Противоречие между рез-том адаптации и неудовлетворенностью потребности проявления своей индивидуальности.
2. индивидуализация: реб-к
или чел-к ищет способы
3. интеграция: чел-к сохраняет
лишь те индивидуальные черты,
кот. отвечают потребностям
Каждая фаза имеет свои трудности:
1. безынициативность, конформность, неуверенность в себе, робость, застенчивость.
2. агрессивность, негативизм,
неадекватно завышенные
3. мириться с группой
и подавлять свои личные
Одновременно чел-к входит в разные соц. группы. В каждой группе будет своя степень приспособленности к ней. На каждом возр. этапе в определ. соц. среде реб-к проходит 3 фазы.
1. раннее детство (0-3) Ад>Инд (детство)
2. детсадовское детство (3-7) Ад>Инд (детство)
3. младший школьный возраст (7-11) Ад>Инд (детство)
4. средний школьный возраст (11-15) Инд>Ад (отрочество)
5. старший школьный возраст (15-17) Инт>Инд (юность)
Детство – приспособление реб-ка к окр. среде. Отрочество – проявление индивидуальности в социуме. Юность – интеграция в соц. общности.
Периодизация Д.Б. Эльконина, основные положения и понятия.
Появилась на основе периодизации Выготского и взглядов Леонтьева.
Выделяет 5 периодов:
Период |
Границы |
Вид ведущей деят-сти |
Преимущественное развитие |
младенчество |
0-1 |
непосредственно-эмоциональное общение |
мотивационно-потребностная сфера |
раннее детство |
1-3 |
предметно-манипулятивная деят-сть |
интеллектуально-познавательная сфера |
дошкольный возраст |
3-7 |
ролевая игра |
мотивационно-потребностная сфера |
младш. школьный возраст |
7-10 |
учение |
интеллектуально-познавательная сфера |
подростковый |
11-15 |
интимно-личное общение со сверстниками |
Мотивационно-потребностная сфера |
Согласно гипотезе все детские возрасты могут быть разделены на 2 типа:
1. в возрастах первого типа (младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у реб-ка развив-ся преимущественно общественно-мотивационная сторона некот. деят-сти; складывается ориентация реб-ка в системе отношений, мотивов, смыслов чел-ческих действий.
2. в возрастах второго типа (раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность) у реб-ка развив-ся уже операционная сторона этой деят-сти. В процессе разв-ия реб-ка сначала происходит освоение мотивационной стороны деят-сти, а затем – операционально-технической. Периодически возникает разрыв между уровнем разв-ия операциональной и мотивационной сторон деят-сти, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деят-сть, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня разв-ия. Движущие силы разв-ия связаны с противоречием, кот. складыв-ся в процессе овладения реб-ком мотивационной и предметной сторон деят-сти.
Периодизация развития личности Эриксона.
Охватывает всю жизнь чел-ка. Последователь Фрейда. Сумел выйти за рамки концепции Фрейда, начал рассматривать разв-ие реб-ка в более широкой системе соц. отношений. Особенности становления личности зависят от экономич. и культурн. уровня разв-ия общества, в кот. растет реб-к. Ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания .=> разв-ие личности определ-ся тем, что общество ожидает от чел-ка, какие задачи ставит перед ним на разл. этапах. Выделяет 2 центр. понятия:
- групповая идентичность
– воспитание реб-ка
- эгоидентичность – формир-ся параллельно с груп. идентичности, создает у чел-ка чувство устойчивости и непрерывности своего Я.
Разв-ие чел-ка идет:
1. биологич. процесс – разв-ие органич. системы
2. психологич. процесс – организует индивид. опыт через Я
3. соц.-общественный процесс культурной организации взаимосвязанных людей.
Разв-ие личности идет через последоват. смену стадий, на каждой из кот. происходит качеств. преобразование внутр. мира чел-ка и радикальные изменения его отношения с окр. миром. Рез-том разв-ия на каждой стадии явл-ся личностные новообразования. Для каждой стадии существует своя специфич. задача разв-ия кот. выдвиг-ся обществом. В рез-те разв-ия каждый должен решить эту задачу. При этом линия разв-ия может проходить как по «+», так и по «-». Рез-том разв-ия явл-ся кризис. Кризисы присущи всем стадиям. Кризисов 8. Выделяет задачи возр. разв-ия, кот. общество ставит перед реб0ком, и решая кот. у реб-ка формир-ся те или иные личностные новообразования. На каждой стадии разв-ия чел-к должен сделать выбор между 2 противоположными отношениями к миру или к себе. => личность всегда выбирает одно из двух полярных отношений, когда выбор сделан одно качество закрепл-ся, а другое продолжает скрыто существовать и может проявл-ся с койой-либо проблемой. Центр. понятием периодизации явл-ся понятие идентичности – личность развив-ся благодаря включению себя в разл. соц. общности. Идентичность – психосоциальная тождественность, кот. позволяет личности принимать себя во всем многообразии своих отношений с окр. миром и определяем систему потребностей, ценностей, идеалов, с соотв-ми формами поведения. => жизнь – цепь идентификаций. Идентичность – условие психологич. здоровья. Если идентичность не складыв-ся, то личность развив-ся по аномальному пути: Эриксон говорит о диффузной идентичности. Это проявл-ся через инфантилизм, невротическая тревожность, соц. изоляция, агрессивность. Личность идет по одному пути разв-ия, либо «+», либо «-». На всех стадиях один путь.
1. Грудной (0-1), мать или ее заменитель, энергия и жизненная радость; + дать (базовое доверие к миру, надежность), - приобрести (недоверие к миру, безнадежность). На этой стадии формир-ся эгоцентричность: осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады «дитя – мать», общее напряжение из-за появления зубов. Основные признаки базового доверия к миру: легкое кормление, глубокий сон, нормальная работа кишечника, готовность реб-ка позволить матери исчезнуть из поля его зрения без тревожности и гнева, т.к. внутр. уверенность ее существования. Важно качество ухода за реб-ком, психологическая связь еще более важна между матерью и реб-ком.
2. Ползунковый (1-3), родители,
контроль над собой,
3. Дошкольный (3-6), родители и родственники, целеустремленность; + стараться (инициативность), - притворяться (пассивность). Реб-к активно познает окр. мир через игру, именно в ней формир-ся активность, предприимчивость, инициативность. Ограничение инициативы ведет к вине и тревожности. Закладывается внутр. инстанции: совесть и мораль (ответственность за свои действия).
4. Предпубертатный (6-12),
соседи и школа, овладение
5. Юность (13-18), сверстники,
преданность и верность; + быть
самим собой (формир-ие личност
- желание отсрочить обретение взрослого статуса
- постоянная смутная личностная тревога
- чувство изоляции и опустошенности
- страх перед личным общением
- обесценивание и презрение
ко всем признанным
- жизнь по принципу «хорошо там, где нас нет».
6. Ранняя зрелость (20, 30-40), близкие друзья и партнер по жизни (спутник), любовь или аффеляция (не знаю, что хочу); потерять или найти себя в других (+ сотрудничество,