Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"
1. «Я-концепция» личности
В подростковом возрасте,
на границе с ранней юностью, представления
о себе стабилизируются и образуют
целостную систему – “Я-
В отечественной психологии под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.
Ее составляющие: - реальное Я (представление о себе в настоящем времени), - идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), - фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.
Образы “Я”, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента “Я-концепции”. С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки по-разному переживают отсутствие тех или иных качеств (красоты, блестящего интеллекта или физической силы). Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.
Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов “Я” негармонично. Как пишет И.С.Кон, “образ Я” утрачивает в этот период свою целостность, индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего “Я”, что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Действительно, важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от их прямого копирования оценок взрослых в самооценке, все большая опора на внутренние критерии.
Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста (по оценкам различных авторов это 12 – 14 лет) приводят к изменчивости представлений о себе. Когда же образ “Я” достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
При высоком уровне притязаний
и недостаточном осознании
Неблагоприятная “Я – концепция” (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая вера в себя), возникнув, приводит к дальнейшим нарушениям поведения. Х.Ремшмидт указывает следующие воздействия неблагоприятной “Я-концепции”: 1) снижение самоуважения и, как следствие, – социальная деградация, агрессивность и преступность; 2) стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия; 3) глубокое изменение восприятия. Так, подростки с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.
2. Барьеры в коммуникативном процессе, причины и пути их преодоления
Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Виды коммуникативных барьеров:
- смысловой – взаимопонимание между людьми, вызванное тем, что одно и тоже явление имеет для них различный личностный смысл;
- эмоциональный –
интенсивное эмоциональное
- барьер отношений
– взаимопонимание вследствие н
- барьер речи –
возникает вследствие
- барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.
- стилистический барьер
возникает при несоответствия
стиля речи коммуникатора и
ситуации общения или стиля
речи актуального
Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы, «предвзятые представления», плохое отношение между людьми, отсутствие внимание и интереса собеседника, пренебрежение фактами, физические состояния, состояния пассивности, неверный выбор стратегии и тактики поведения.
К физическим барьерам можно отнести барьеры физической среды, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам.
Организационно-
Социальные барьеры возникают вследствие отсутствия понимания ситуации общения.
Барьер психосоциальный возникает при несоответствии ролевой компетенции личности и той системы общения, в которую она включается.
Барьер социально-ролевой
возникает вследствие социально-ролевой
оппозиции или дисгармонии
Стратегии могут быть: 1) открытые-закрытые; 2) монологические-диалогические; 3) ролевое-личностное.
3. Валидность психологической методики
Валидность (обоснованность)
инструмента – это его
Валидность (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
В наиболее простой и общей формулировке валидность теста – это “...понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает” (А. Анастази, 1982).
В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т. д.), связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.
Валидность описывает также конкретную направленность методики (для чего предназначена), область применения теста (характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест: возраст, уровень образования, социально-культурная принадлежность и т.д.), а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста.
В совокупности сведений,
характеризующих валидность теста,
содержится информация об адекватности
применяемой модели деятельности с
точки зрения отражения в ней
изучаемой психологической
Валидность методики измеряется либо коэффициентом корреляции между результатами обследования и объективными критериями внешнего проявления того или иного качества, либо характеризуется различными показателями в полярных группах по какому-то измеряемому свойству.
4. Ведущие
виды деятельности и основные
новообразования младшего
Младший школьный возраст (6-7 – 10 лет) – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение, уверенность в своих силах.
Социальная ситуация развития – внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя.
Младший школьник активно включен в различные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований:
- воображение;
- наглядно-образное мышление;
- закладываются начала понятийного мышления;
- картина мира, «абрис»»;
- новые мотивы поведения;
- соподчинение, иерархия мотивов;
- произвольность поведения;
- первичные этические инстанции;
- самосознание;
- самооценка;
- практическое овладение речью, развитие функций речи.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.
5. Виды валидности
Валидность - комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
В понятие валидности входит большое количество самой разнообразной информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности.
ОЧЕВИДНАЯ (ВНЕШНЯЯ) ВАЛИДНОСТЬ - представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики.
КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ
- характеристика теста, отражающая его
способность различать
Для изучения конкурентной валидности существует несколько правил:
- убедитесь, что выборка
испытуемых отражает ту
- убедитесь, что выборки достаточно велики для получения статистически значимых корреляций, которые могут быть затем использованы в факторном анализе (минимальное количество испытуемых - 200 человек);
- используйте настолько широкое разнообразие других тестов данной переменной, насколько это возможно - чтобы убедиться, что корреляция получена благодаря близости групповых факторов, а не специфических;
- если используется факторный анализ, убедитесь, что получена простая структура;
- при обсуждении результатов четко объясняйте, какие корреляции и нагрузки факторов можно ожидать (что позволяет судить о психологическом значении результатов).
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ - информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату, спустя определенное время после измерения: чем выше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность.
Компонентами прогностической валидности являются валидность инкрементная (практическая ценность методики при проведении отбора) и дифференциальная (способность методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств).
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНУЮ ВАЛИДНОСТЬ можно было бы показать (если взять пример об академической успеваемости) сравнением ее корреляции с различными академическими дисциплинами: значения корреляции должны значительно различаться. Таким образом, для демонстрации дифференциальной валидности предполагается различие корреляций с различными аспектами данного критерия.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ
- один из основных типов валидности,
характеризующий степень
Практическими процедурами для определения содержательной валидности являются следующие:
а) для тестов достижений:
- укажите точно категорию лиц, для которых этот тест предназначен; определите навыки, подлежащие тестированию;
- передайте этот список экспертам в данной области (учителям и т.п.) для проверки, нет ли упущений:
- преобразуйте этот список в перечень заданий, используя, когда это возможно, равное количество заданий на каждый навык:
- представьте эти задания экспертам для проверки:
б) для других тестов:
- если существует литература с описаниями, просмотрите ее и преобразуйте описания, в особенности поведения;
- для каждой упомянутой
особенности поведения