Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

1. «Я-концепция»  личности

В подростковом возрасте, на границе с ранней юностью, представления  о себе стабилизируются и образуют целостную систему – “Я-концепцию”. У части подростков “Я-концепция” может формироваться позже, в  старшем школьном возрасте. Это важнейший этап в развитии самосознания.

В отечественной психологии под Я-концепцией  понимается относительно  устойчивая, в большей или меньшей  степени осознанная,  переживаемая  как неповторимая система  представлений  подростка о самом  себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми  и относится к себе.

Ее составляющие: - реальное Я (представление о себе в настоящем времени), - идеальное  Я  (то, каким субъект, по его мнению,  должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то,  каким субъект намерен стать), - фантастическое Я (то,  каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.

Образы “Я”, которые  создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все  богатство его жизни. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента “Я-концепции”. С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки по-разному переживают отсутствие тех или иных качеств (красоты, блестящего интеллекта или физической силы). Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные  его черты обычно диссонируют, сочетание  разных образов “Я” негармонично. Как пишет И.С.Кон, “образ Я” утрачивает в этот период  свою  целостность, индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего “Я”,  что обусловлено  как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями  переориентации с  внешней оценки на самооценку. Действительно,  важнейшей особенностью подростков является  постепенный отход от их прямого копирования оценок  взрослых  в самооценке,  все большая опора на внутренние  критерии.

Неустойчивость, подвижность  всей душевной жизни в начале и  середине подросткового возраста (по оценкам различных авторов это 12 – 14 лет) приводят к изменчивости представлений о себе. Когда же образ “Я” достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих  возможностей идеальное “Я” может  слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и  действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

Неблагоприятная “Я –  концепция” (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая вера в себя), возникнув, приводит к дальнейшим нарушениям поведения. Х.Ремшмидт указывает следующие воздействия неблагоприятной “Я-концепции”: 1) снижение самоуважения и, как следствие, – социальная деградация, агрессивность и преступность; 2) стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия; 3) глубокое изменение восприятия. Так, подростки с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе  особой деятельности – самопознания. Основной формой  самопознания является сравнение себя с другими людьми –  взрослыми, сверстниками.

 

 

2. Барьеры  в коммуникативном процессе, причины и пути их преодоления

Коммуникативный барьер – психологическое препятствие  на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Виды коммуникативных  барьеров:

- смысловой – взаимопонимание  между людьми, вызванное тем, что  одно и тоже явление имеет для них различный личностный смысл;

- эмоциональный –  интенсивное эмоциональное переживания,  чаще негативного плана, мешающее  реализации личностной потенции  человека в ходе общения; 

- барьер отношений  – взаимопонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или представителям определенных социальных групп;

- барьер речи –  возникает вследствие допущенных  речевых ошибок;

- барьер когнитивный  – возникает из-за разного  уровня знаний собеседников о  предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.

- стилистический барьер  возникает при несоответствия  стиля речи коммуникатора и  ситуации общения или стиля  речи актуального психологического  состояния реципиента.

Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы, «предвзятые представления», плохое отношение между людьми, отсутствие внимание и интереса собеседника, пренебрежение фактами, физические состояния, состояния пассивности, неверный выбор стратегии и тактики поведения.

К физическим барьерам можно отнести барьеры физической среды, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам.

Организационно-психологические  барьеры возникают из-за неприятия  формы общения и способов взаимодействия с партнером вследствие неадекватности данных элементов ценностным ориентациям субъекта общения.

Социальные барьеры  возникают вследствие отсутствия понимания  ситуации общения.

Барьер психосоциальный  возникает при несоответствии ролевой  компетенции личности и той системы  общения, в которую она включается.

Барьер социально-ролевой  возникает вследствие социально-ролевой  оппозиции или дисгармонии между  субъектами общения.

Стратегии могут быть: 1) открытые-закрытые; 2) монологические-диалогические; 3) ролевое-личностное.

 

 

3. Валидность психологической методики

Валидность (обоснованность) инструмента – это его способность  измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Психолог, строя какую-либо шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит  именно те свойства, например, установок индивида, которые он намеревался измерить.

Валидность (англ. valid –  действительный, пригодный, имеющий  силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений  и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и  общей формулировке валидность теста  – это “...понятие, указывающее  нам, что тест измеряет и насколько  хорошо он это делает” (А. Анастази, 1982).

В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т. д.), связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.

Валидность описывает  также конкретную направленность методики (для чего предназначена), область применения теста (характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест: возраст, уровень образования, социально-культурная принадлежность и т.д.), а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста.

В совокупности сведений, характеризующих валидность теста, содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с  точки зрения отражения в ней  изучаемой психологической особенности, о степени однородности заданий (субтестов), включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.

Валидность методики измеряется либо коэффициентом корреляции между результатами обследования и  объективными критериями внешнего проявления того или иного качества, либо характеризуется различными показателями в полярных группах по какому-то измеряемому свойству.

 

 

4. Ведущие  виды деятельности и основные  новообразования младшего школьного  возраста

Младший школьный возраст (6-7 – 10 лет) – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение, уверенность в своих силах.

Социальная ситуация развития – внутренняя позиция ученика  как человека, совершенствующего  самого себя.

Младший школьник активно включен в различные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.

Учебная деятельность –  это деятельность, непосредственно  направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Ведущая роль учебной  деятельности выражается в том, что  она опосредует всю систему отношений  ребенка с обществом, в ней  формируются не только отдельные  психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество  позитивных изменений и преобразований:

- воображение;

- наглядно-образное мышление;

- закладываются начала  понятийного мышления;

- картина мира, «абрис»»;

- новые мотивы поведения;

- соподчинение, иерархия мотивов;

- произвольность поведения;

- первичные этические  инстанции;

- самосознание;

- самооценка;

- практическое овладение  речью, развитие функций речи.

К концу младшего школьного  возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.

 

 

5. Виды валидности

Валидность - комплексная  характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В понятие валидности входит большое количество самой  разнообразной информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности.

ОЧЕВИДНАЯ (ВНЕШНЯЯ) ВАЛИДНОСТЬ - представление о тесте, сфере  его применения, результативности и  прогностической ценности, которое  возникает у испытуемого или  другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования  и целях методики.

КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - характеристика теста, отражающая его  способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Оценивается по корреляции результатов данного  теста с результатами других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной.

Для изучения конкурентной валидности существует несколько правил:

- убедитесь, что выборка  испытуемых отражает ту категорию  лиц (популяцию), для которой данный  тест предназначен;

- убедитесь, что выборки достаточно велики для получения статистически значимых корреляций, которые могут быть затем использованы в факторном анализе (минимальное количество испытуемых - 200 человек);

- используйте настолько  широкое разнообразие других  тестов данной переменной, насколько это возможно - чтобы убедиться, что корреляция получена благодаря близости групповых факторов, а не специфических;

- если используется  факторный анализ, убедитесь, что  получена простая структура;

- при обсуждении результатов  четко объясняйте, какие корреляции и нагрузки факторов можно ожидать (что позволяет судить о психологическом значении результатов).

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ - информация о тесте, характеризующая  степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату, спустя определенное время после измерения: чем выше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность.

Компонентами прогностической  валидности являются валидность инкрементная (практическая ценность методики при проведении отбора) и дифференциальная (способность методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНУЮ ВАЛИДНОСТЬ можно было бы показать (если взять  пример об академической успеваемости) сравнением ее корреляции с различными академическими дисциплинами: значения корреляции должны значительно различаться. Таким образом, для демонстрации дифференциальной валидности предполагается различие корреляций с различными аспектами данного критерия.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания теста по отношению к  измеряемой области.

Практическими процедурами  для определения содержательной валидности являются следующие:

а) для тестов достижений:

- укажите точно категорию  лиц, для которых этот тест  предназначен; определите навыки, подлежащие  тестированию;

- передайте этот список  экспертам в данной области  (учителям и т.п.) для проверки, нет ли упущений:

- преобразуйте этот список в перечень заданий, используя, когда это возможно, равное количество заданий на каждый навык:

- представьте эти задания  экспертам для проверки:

б) для других тестов:

- если существует литература  с описаниями, просмотрите ее  и преобразуйте описания, в особенности поведения;

- для каждой упомянутой  особенности поведения сформулируйте  ряд заданий; 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"