Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Во время письма присутствует акт творения Буквы, а благодаря ритмическому нейро - импульсному процессу (во время письма) развивается тонкая моторика пальцев рук, что напрямую связано с формированием у ребенка образного процесса мышления. 
 Буква - это внешняя одежда Слова. Как через Слово пробуждается душа человека, так и в написанной букве важно все - и мелодия линии, и мера нажима пера, и длина росчерка. 
 Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека. Со дня нашего рождения и до последнего дыхания написанная Буква проходит рядом. Практически она всегда в поле нашего зрения. Как соринка в глазу, она может мешать, раздражая и причиняя неудобство своими уродливыми формами и, наоборот, воздействовать, как приятная мелодия, как молитва, наполняющая благодатью нашу душу. 
 Трудно представить без надписи какую-то область традиционного русского искусства. Она органически вплеталась в архитектуру, в интерьеры храмов, жилищ в виде мозаик, росписей, резьбы на камне и дереве. Надпись декором Вязи опоясывала колокола, посуду, церковную утварь и убранство, ее использовали в шитье плащаниц, ювелирных изделий, иконописи. Буквы не просто органично соединялись с объектом, они наполняли его своим смысловым содержанием и одухотворяя, радовали сердце и глаза всем своим богатством

  Каллиграфия – древнейший вид искусства, который был развит во многих восточных цивилизациях, например, в Китае, в Японии, в Тибете, и был тесно связан с сакральными традициями и практиками. Широко известно, что в Исламе каллиграфия обладает особым статусом. Вне зависимости от отношения конкретной правовой школы и богослова к изображениям живых существ, художественное начертание Слова Аллаха, в любом случае, является наивысшей формой живописи.

в исламской – каллиграфия тесно связана с глубокими сакральными смыслами. Она отражает представления о Боге и о мире, утвердившиеся в рамках конкретной культуры и религии.

  Однако, помимо этого, каллиграфия несет на себе отпечаток мировоззрения самого художника, его мыслей, чувств, настроений и судьбы. Более того, каллиграфия есть путь познания самого себя и Бога. Проецируя на лист бумаги все свои вольные ассоциации, облаченные в краски внутренние состояния, рисуя, по сути, свои мысли и чувства, возникающие при соприкосновении со Словом Всевышнего, художник пытается увидеть свою подлинную суть, как если бы он видел свою душу в неком метафизическом зеркале.

  Хадис Пророка (мир ему) гласит: «Познавший себя познал и Всевышнего». Каллиграфия приоткрывает дверь в мир сокровенного: она раскрывает внутренние стороны веры и души самого художника, в сокрытые тайны мира. Каллиграфия фиксирует эту подчас незаметную связь между человеком и Аллахом, которая открывается ему в основном – во время молитвы. Каллиграфия изображает мистические состояния художника.

Наконец, каллиграфия – это просто отражение красоты Бога и Его творения, ибо сказано в хадисе: «Аллах Прекрасен, и Он любит красоту». Созерцая образцы исламской каллиграфии, человек ощущает всю теологическую глубину и сакральную ценность красоты.

  Каллиграфия говорит с внимающим ей посредством красок и слов, игры цветом и образами, складывающимися из букв. Она помогает ему заглянуть внутрь себя и задуматься над смыслами Священного Слова Бога и сотворенного Им мира. И, сколько бы ты ни смотрел на причудливый танец завитков и оттенков, ты никогда не постигнешь его глубину до конца.

 

35. Образ человека в художественном  творчестве

Главная черта архаического искусства - его неотделенность от быта, от повседневности. Вся жизнь члена традиционного общества пронизана искусством, начиная с резьбы на колыбели и песни баюкающей матери и заканчивая сложным комплексом погребальных обрядов, куда входят и песни, и надевание особых костюмов, и сооружение надгробия, и многое другое. Произведением искусства всегда был костюм человека, покрытый всевозможными изображениями, которые охраняли владельца от злых сил и вместе с тем рассказывали о нем, о его возрасте, социальном статусе, заслугах. Язык этого искусства - сложный язык символов, целиком понятный только членам данного племени или народности.

Архаическое искусство, изображая людей, придавало им сверхчеловеческие качества. Стремление изображать героя может доводить изображение до полной неантропоморфности. Изображения богов и духов могли быть самыми различными: или предельно лишенными человеческого облика, или весьма точно воссоздающими его. У архаических божеств и духов часто нет лица, поскольку верующие считали, что встречаться взглядом с божеством опасно.

Искусство народов стран, воспринявших европейскую культуру, зарождалось в Древней Греции. Отличительной чертой античного искусства был повышенный интерес к анатомии человека. Крупнейшие скульпторы Греции создавали канонические изображения человека идеальных пропорций. Таковы знаменитые статуи - Дорифор" Поликлета и "Апоксиомен" Лисиппа.

Общий путь развития античного образа человека - от обобщенного воплощения гражданина, бойца и победителя к человеку реальному, живущему сложной душевной жизнью. Памятники V в. до н. э. практически лишены индивидуальных черт, обезличены в своем совершенстве, но уже столетие спустя образы людей и богов становятся одухотворенными, взволнованными, нередко трагичными и всегда - личностными.

Позже, во время господства Рима, интерес к человеческой индивидуальности возрастает. Образ идеального гражданина уступает место образу частного человека, с одной стороны, и помпезно прославляемого государственного деятеля, с другой. Отражение первой тенденции видно в римском портрете, который первоначально со скрупулезной точностью передавал черты лица, а затем стал и психологическим. Отражение второй тенденции больше проявляется в архитектуре, чем в скульптуре. Сооружение монументальных архитектурных памятников стало наиболее распространенной формой прославления человека. Широко известны триумфальные арки, на которых изображены сцены побед полководца или императора.

Принятие христианства совершило переворот в европейской культуре, и антропоцентричное искусство уступило место религиозному. Возвращение к прежним художественным принципам началось в XIV в. и уже в XVI в. было названо Возрождением - Ренессансом,. Это было возрождение любви к физической красоте человека в единстве с красотой духовной. Возрождается портрет, а художник передает не только внешнее сходство, но и яркую индивидуальность своего героя, его душевные качества, образ человека в искусстве явственно претерпевает изменения.

В XVI е. внимание крупнейших художников концентрируется на духовном мире человека. Таково творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Изображение Мадонны с младенцем перестает быть реальной семейной сценой, на первый план выходит передача чувства любви молодой матери к ее ребенку и тревоги за его судьбу.

Структура визуального художественного образа не всегда наглядна. Здесь примером может послужить картина «Три музыканта» Пабло Пикассо. На ней представлены три персонажа: Пьеро, Арлекин и Капуцин. Их образы передаются посредством разорванных форм. Специфически человеческая телесность изображенных объектов обнаруживается зрителями в процессе восприятия абстрактной, символической информации, ее расшифровки. Скрытые под масками лица персонажей, все части их тел обозначены символами - яркими неровными пятнами, геометрическими фигурами. Эти образы нисколько не похожи на настоящих людей, но при этом вполне узнаваемы.

Существенное свойство мысли художника - ассоциативность. Наиболее яркие проявления этого свойства обнаруживаются при рассмотрении процесса и результатов творческой деятельности художников-абстракционистов, сторонников беспредметного, нефигурального искусства.

Горьковское прославление Человека и его разума соприкасается с некоторыми идеями Фейербаха, который называл свою философию антропологической, в теории познания поставил в центре человека как духовно-чувственное существо. 

 

 «Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует – вперед! и – выше! трагически прекрасный Человек!»        

 Поэма М.Горького утверждает, что в самой человеческой природе, в разуме человека заложено  грядущее торжество над чувствами  исказившими его. Именно между  этими началами – Мыслью Человека  и извращенными чувствами снова  и снова происходит борьба, в  которой в конце концов побеждает и должен победить Человек.        

 Совершенно иной взгляд  на человека мы видим у Л.Андреева. Вера в Человека, в силу и  мощь его разума и воли в  сочетании с готовностью смириться  с судьбой и роком запечалились  в его пьесе «Жизнь человека».         

 Человек Л.Андреева  слишком пассивен, слишком придавлен  социальным роком, чтобы судьба  его была подлинно трагичной. Он волочиться по жизни «влекомый  роком», и счастьем, и горем обрушиваются  на него из-за угла, внезапно, необъяснимо.         

 Пока человек мечтает  о счастье и гордо шлет вызов  судьбе – счастье уже стучится  к нему в дверь, в жизни все  случайно, – и счастье, и несчастье, и богатство, и бедность. Счастье  ведь зависит не от талантов  человека, не от его готовности  трудиться, а от воли Рока.

Интерес к фигуре человека в литературе «серебреного» века определялся страстным желанием не только обозначить статус личности в социальном и мироустройстве, но выявить в ней силу воли, способность бросать вызов судьбе и умение воплотить в земной жизни представление о тех «путях небесных», осознание которых и определяет величие Человека.

 

36. Цветовая символика средневековья

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств.

Начальная форма божественного бытия, цвет отличался способностью к откровению, раскрытию первоначального, божественного замысла. Наибольшее развитие и распространение символика цвета получила в восточной ветви христианства, где иконопись объективно нуждалась в такой символике. Красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет мучений и крови, цвет жертвы Христа.

 

37. Семиотические аспекты художественного  творчества

Художественная целостность образа – эстетического объекта – создает большие трудности для структурно-семиотическогоподхода к искусству, в особенности индивидуально-творческому, не традиционалистскому, где очень ценится оригинальность. Ведь образ многозначен и сопротивляется причислению его к иконическому знаку, где означаемое похоже на означаемое, декодировке, где последовательно применяется один "код". Тем более многозначна система образов, произведение в целом. Структуралистское же понимание читателя как "зеркального отражения автора" в сущности упрощает процедуру интерпретации, уподобляя ее расшифровке монологических текстов: "Между автором и таким слушателем не может быть никакого взаимодействия, никаких активных драматических отношений, ведь это не голоса, а равные друг другу абстрактные понятия".

Каковы же возможности структурно-семиотического подхода к произведению, насколько плодотворно применение здесь ключевых понятий семиотики: знак, знаковая система, код? Ведь у каждого научного метода свой предел возможностей, свои цели.

Семиотика – общая теория знаков – зародилась в XIX веке, но временем ее расцвета был ХХ век. Три наиболее существенных шага, совершенных в развитии семиотики, состояли в следующем: 1) от сугубо лингвистических понятий «слова» и «звука» был совершен переход к более абстрактному понятию «знака»; 2) знаки стали рассматриваться не изолированно, а как входящие в особую систему – язык или код – со своими законами функционирования и развития; 3) было осознано, что и знаковые системы функционируют не в изоляции, а в семиосфере.

Семиосфера, согласно Лотману, характеризуется рядом признаков, главнейший из них – отграниченность. Так что одним из фундаментальных в семиотике оказывается понятие «границы». Семиотическая граница семиосферы – сумма билингвиальных переводческих «фильтров», переход сквозь которые переводит текст на другой язык (или языки), находящийся вне данной семиосферы.

Важнейшей особенностью семиотического подхода к искусству является то, что любое произведение (книга, картина, кинофильм и т.д.) рассматривается как текст, созданный из определенных знаков по законам языка (кода), присущего данному виду искусства. А поскольку одна из основных функций языка – коммуникативная, то в семиотике произведение искусства анализируется не просто как текст, но и как текст в коммуникативной ситуации, т.е. с учетом того, что текст создается автором (коммуникатором) и воспринимается коммуникантом (зрителем, слушателем, читателем и т.п.). Это позволяет учитывать различия в смыслах, «вкладываемых» автором в текст и воспринимаемых коммуникантами из этого текста, а также зависимость такого понимания от контекста использования и, в частности, конкретного культурно-исторического контекста, в который всегда погружены субъекты, являясь носителями и/или творцами культуры определенного типа. Такой подход открывает новые возможности для анализа прагматического аспекта семиозиса и требует рассмотрения последнего в его погруженности в семиосферу.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"