С другой стороны, у некоторых
народов Азии желтый цвет является цветом
траура, скорби, печали. В Европе желтый
или желто-черный флаг обозначал карантин,
а желтый крест — чуму. У славянских народов
желтый цвет считается цветом ревности,
измены, а на Тибете ревность называют
буквально «желтый глаз». Вспомним также
«желтую прессу» и «желтый дом»
Синий цвет у многих народов символизирует
небо и вечность. Он также может символизировать
доброту, верность, постоянство, расположение,
а в геральдике обозначает целомудрие,
честность, добрую славу и верность. «Голубая
кровь» говорит о благородном происхождении;
англичане называют истинного протестанта
«синим».
Кроме того, синий цвет близок
к черному и получает сходные с ним символические
значения. Он считался траурным в Древнем
Египте и у некоторых народов Южной Африки.
Французы называют ужас «синим страхом»
(вспомним сказку о «синей бороде». У славянских
народов синий служил цветом печали, горя,
ассоциировался с бесовским миром. Старинные
предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих
народов он символизирует юность, надежду,
веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное
совершенство. Зеленый цвет предельно
материален и действует успокаивающе,
но может производить и угнетающее впечатление
(не случайно тоску называют «зеленой»,
а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется
как с бурным ростом и свежестью, так и
с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому
о злополучном человеке говорят «зеленая
нога», а о кладбище — «зеленый дом». В
средневековой Европе шуты носили зеленую
с желтым одежду, а банкроты в Германии
должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и
их интерпретация в различных культурах
находит свое подтверждение в современных
теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых
состояний не только отдельного человека,
но и целых общностей. Соответствие цвета
и доминирующего психологического состояния
изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Сегодня символика цветов широко
используется в бизнес-рекламе. Психологи
установили, что синий, золотой, белый,
черный, красный — цвета, которые можно
использовать для отождествления товара
с элитным сегментом, поскольку это —
«дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся
с элитой общества. И действительно, в
товарах верхнего ценового диапазона
очень распространено сочетание синего
или черного с золотым. Черный цвет позволяет
эффектно выделить логотип (выполненный,
например, золотом) или изображение самого
продукта. Это делается для того, чтобы
сконцентрировать внимание потребителя
не на упаковке, а на самом продукте, показать
его значимость и престижность. Например,
этот прием используют многие производители
дорогих спиртных напитков, в частности
— виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или
Martell. Таким образом выделяется название
товара и подчеркивается, что перед вами
— элитный напиток. Этот же подход практикуется
при создании дорогих духов и одеколонов
для мужчин.
Если цвета премиум-сегмента
должны ассоциироваться с уверенностью,
солидностью, то соединение красного цвета
с желтым, напротив, связано с ощущением
радости, теплоты, веселья. Не случайно
эти два цвета используют «народные» рестораны
McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть
у зеленого и голубого, которые считаются
цветами майского утра. Их принято использовать
для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые
категорически запрещено сочетать друг
с другом, поскольку они вызывают негативные
эмоции у потребителя. Например, соединение
фиолетового с оранжевым говорит о безысходности,
суициде. Тот же эффект вызывает надпись,
написанная, например, белыми буквами
на глухом черном фоне.
20. Роль худ.
творчества в духовном развитии личности.
Искусство является одним из инструментов
трансляции смыслов. Поскольку художественный
способ освоения действительности по
ряду позиций имеет общее с тем способом
освоения мира, который был присущ древнему
человеку, искусство зародилось ещё в
первобытном обществе, являя собой мощный
инструмент социализации и служа задаче
становления Человека и человеческого
общества. Ценность искусства состояла
и состоит в том, что оно не только передаёт
знания (а они, как известно, могут постигаться
сугубо интеллектуально), но и опыт отношений,
который является имманентным элементом
любого художественного творения.
Возможности искусства транслировать
опыт отношений (смыслы) во многом объясняется
тем, что истинное восприятие произведения
искусства предполагает вовлечение в этот процесс всего
человека, всех его психических систем. Эта
многоканальность воздействия делает
искусство доступным для самых разных
людей. А это значит, что опыт отношений
(смысл), объективированный в произведениях
искусства, в той или иной степени будет
присваиваться человеком, воспринимающим
их.
Однако не секрет, что искусство, будучи
своеобразным зеркалом жизни, отражает
самый разный, в том числе и негативный,
опыт отношений. А потому оно способно
вести человека не только вверх – к духовному
совершенствованию, но вниз – к духовной
деградации. Тот мир, в котором мы живём,
заполонило низкое искусство. Оно навязывает
себя самыми разными способами – часто
«смотрит» на нас с экранов телевизоров,
агрессивно звучит на улицах, в транспорте,
магазинах, настойчиво «заставляет» разглядывать
свою примитивность. Понятно, что человека,
обладающего нравственно-этическим иммунитетом,
воспитывает любое искусство. Однако иначе
обстоит дело с подрастающим поколением,
впитывающим (в силу специфики художественного
восприятия) негативные смыслы, негативный
опыт отношений. А потому всё настойчивее
заявляет о себе проблема воспитания молодёжи
средствами высокого искусства, сфера
влияния которого в общеобразовательных
школах постепенно сужается по мере взросления
ребёнка, достигая своего минимума в звене
профессионального образования.
В своё время общество озаботилось (и
на то имелись и имеются довольно веские
причины) физическим состоянием подрастающего
поколения. В связи с этим в учебных планах
любого профессионального образовательного
учреждения был жёстко закреплён объём
часов, отведённых на физическую подготовку.
Думается, настало время озаботиться духовным
состоянием общества и ввести в звене
нехудожественного профессионального
образования учебные часы, связанные с
освоением произведений искусства, вошедших
в золотой фонд человечества. И речь здесь
идёт не об изучении или освоении технологии
художественной деятельности, а о создании
условий для полноценного восприятия
и осмысления высокого искусства.
Такое активное внедрение высокого искусства
в учебный процесс закономерно будет способствовать
совершенствованию личности, что обусловлено
следующими факторами.
Во-первых, восприятие и осмысление произведений
искусства весьма позитивно сказывается
на развитии мышления. Известно, что мышление
человека представляет собой, по меньшей
мере, двухуровневую структуру, и осуществляется
как непрерывный перевод с первосигнального
языка психических образов на второсигнальный
язык символов, предстающий в виде слов,
формул, графических моделей и прочих
знаков. Однако словесно-символический
компонент мысли может существовать в
сознании человека без того психического
образа, который стоит за символом. В этом
случае при реальности кода мысли сама
мысль практически отсутствует. Размышление
же над произведением искусства закономерно
обеспечивает связь символических компонентов
мысли с психической тканью, культивируя
человеческие, а не машинные способы мышления
и переработки информации.
Во-вторых, важным моментом внедрения
искусства в образовательный процесс
является развитие творческого мышления
обучающихся. Творческая деятельность,
как известно, основана на дивергентном
мышлении – мышлении, «идущем в различных
направлениях», отступающем от логики
и потому приводящем к неожиданным результатам.
Именно это и отличает его от конвергентного
мышления, которому присущи строгая логика
и однонаправленность, и на котором базируется
традиционное обучение . Не без оснований
искусство рассматривается учёными в
качестве той сферы человеческой деятельности,
которая способна эффективно развивать
творческий потенциал личности, поскольку
художественное мышление является дивергентным.
В-третьих, активное внедрение искусства
в учебный процесс способно уравновешивать
деятельность правого и левого полушарий
головного мозга человека, что само по
себе весьма позитивно сказывается на
психическом здоровье людей, на их отношении
к миру и к себе подобным. Дело в том, что
господствующее на протяжении многих
столетий обучение, основанное на вербализированном
понятийном мышлении, активизирует деятельность
лишь левого (для “правшей”) полушария.
Несмотря на то, что такое мышление, хотя
и обеспечивает прогресс общества в целом,
обретая монополию в сознании отдельной
личности, оно способствует разрушению
её по ряду позиций. “Понятийная сеть”,
набрасываемая на мир при соприкосновении
с ним, дробит его, препятствуя полноте
человеческих ощущений и сенсорной многогранности
перцепции. Это не позволяет человеку
в полной мере наслаждаться великолепием
мироздания и лишает его возможности ощущать
себя счастливым. Человек же, как существо,
жаждущее ощущений, всегда стремится к
целостному и полноценному мировосприятию,
поскольку оно даёт возможность наслаждаться
красками и звуками, яркими незабываемыми
впечатлениями. Вот почему во все времена
люди с помощью религии, эзотерического,
мистического опыта и наркотиков искали
и ищут способы уйти от “левополушарного”
восприятия окружающего мира, дробящего
изначально целостную картину перцепции
в согласии с системой понятий. Искусство,
будучи феноменом, воздействующим на оба
полушария головного мозга, а потому способным
всецело захватить человека, также может
дать ему полноту ощущений.
В-четвёртых, художественный способ познания,
представляющий собой постижение смысла,
заключённого в произведениях искусства,
в большей степени, чем научный метод познания,
обеспечивает целостное и духовное развитие
личности.
Наконец, нельзя не отметить и терапевтический
потенциал многих видов искусства. Особое
значение в этом плане имеет музыка. Если
тайна лечебных воздействий музыки ещё
не до конца открылась людям, то её релаксирующие
возможности известны каждому современному
человеку. Использование этих возможностей
в учебных заведениях XXI века представляется
не только необходимым, но и гуманным,
если учитывать тот напряжённый характер
современного образовательного процесса
и темп жизни, в котором зачастую пребывают
обучающиеся.
Таким образом, образование, ориентированное
лишь на развитие интеллекта человека,
вступает в противоречие с природой человеческой
психики и человеческого мышления, а потому
способно оказывать деструктивное влияние
на личность. Художественная же деятельность,
связанная с постижением смысла произведений
искусства, способна задействовать личностно-смысловую
сферу человека и задать этой сфере общественно-необходимое
направление развития и духовного совершенствования.
А потому искусство должно занять достойное
место в образовательном процессе.
21. Интегративные
подходы к проблеме худ. творчества.
В первую очередь необходимо обратиться
к вопросу о сущности понятий «интеграция»
и «интегративный подход». Понятие «интеграция»
происходит от латинского integer, что в переводе
означает «целый».
В современной науке интеграция является
одной из основных категорий. С философской
точки зрения она рассматривается как
усиление взаимосвязи, взаимодействия
наук посредством широкого использования
общих методов, средств, приемов. Результатом
интеграции становится объединение отдельных
наук в общую систему научного знания
.Однако, этот процесс отражает не просто
повторение одной научной теории в другой
или стирание различий между науками,
а усиливающееся взаимодействие между
ними при сохранении относительной самостоятельности
и качественных особенностей.
Любая деятельность протекает
более эффективно и дает хорошие результаты,
если при этом у личности имеются сильные,
яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание
действовать активно, в полной отдачей
сил, преодолевать затруднения, настойчиво
продвигаться к намеченной цели.
С мотивацией деятельности теснейшим
образом связано ее стимулирование.
Стимулировать - значит побуждать, давать
толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
В целях подкрепления и усилия воздействия
на личность как в школе, так и на занятиях в
творческих объединениях в учреждениях дополнительного
образования применяются различные методы
стимулирования.
Вероятно, степень проявления творческих
способностей зависит не только от одаренности
личности, но также от внутренней и внешней
мотивации. Под внешней мотивацией творчества
понимается реакция социального окружения,
как положительная (поощрение вниманием,
признание, одобрение, а также материальное
вознаграждение), так и отрицательная
(резкая критика, наказание). Причем следует
отметить, что значимость внешней мотивации
проявляется наиболее полно лишь в случае,
если она исходит от референтной группы.
Существенность влияния внешней мотивации
напрямую зависит от уровня внутренней
мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней
мотивации, тем существеннее сказывается
мотивация внешняя.
Два других метода - трансцендентальная
медитация (Ф. Трейвис) и методика формирования
личностной целостности и веры в себя
(Р. Пиви) - также основываются на тезисе
о том, что творческое мышление не равносильно
навыку, который может приобрести каждый,
а в нем находит свое выражение целостная
индивидуальность. Поэтому во главу угла
эти методы тоже ставят задачу раскрепощения
личности, считая, что ее нормальное развитие
является необходимым условием продуктивного
творческого процесса. Они не столько
помогают индивиду находить решение отдельных
проблем, сколько увеличивают его внутреннюю
свободу, развивают целостную способность
к творчеству во всех областях жизни.
Другой, тоже достаточно популярный метод
стимулирования творчества - это синектика,
предложенная У. Гордоном в 1948 г. Ее основной
принцип - сделать незнакомое знакомым,
а привычное чуждым, изменить сложившийся
взгляд на вещи. Преодоление стереотипов
восприятия и мышления, пробуждение воображения
участников в групповой работе достигается
за счет введения в процесс решения задачи
следующих приемов: 1) личностное уподобление,
при котором надо представить себя изучаемым
процессом, деталью, прибором и т. п.; 2)
прямая аналогия - поиск сходных процессов,
структур, явлений из совершенно других
сфер (например, сравнение центральной
нервной системы с телефонной станцией);
3) символическая аналогия или использование
поэтических образов для формулирования
Известный буквально каждому хотя бы
понаслышке метод "мозгового штурма
" (брейнсторминга) был разработан А.
Осборном еще в 1938 г. и сразу же стал широко
применяться на промышленных предприятиях
для решения сложных технических изобретательских
задач.