В классическом "мозговом штурме"
принимает участие группа специалистов,
которая делится на две команды. Одной
из них ставится задача "набросать"
как можно больше идей по поводу решения
поставленной проблемы, какими бы безумными,
нереальными или глупыми они ни казались.
На этом этапе запрещается давать какую-либо
оценку или критику выдвигаемым гипотезам,
которые тщательно фиксируются. А вот
на втором этапе другая группа - эксперты
- должна развить, обсудить и критически
оценить каждое предложение, рассмотреть
возможность реализации заложенного в
нем подхода и в конечном итоге, остановившись
на одном из них, предложить конкретное
решение поставленной проблемы.
Участники "мозгового штурма" должны
придерживаться следующих правил: 1) строго
соблюдать двухфазность процесса; 2) предлагать
как можно больше идей; 3) настраиваться
на генерирование самых "диких" предложений;
4) не претендовать на "авторство"
какого-либо решения, считать все высказанные
гипотезы достоянием команды.
22. Танатология
в худ. творчестве.
Танатология - учение о смерти, ее причинах,
механизмах и признаках.
Персонологическая проработка темы смерти
в XIX в. принадлежит не философам, а писателям.
Творчество А. Пушкина окончательно снимает
запрет на исследование проблем смерти
и судьбы. Пушкин не отворачивается от
горестного зрелища смерти, но он, свидетель
пластично иерархизированного мира, предпочитает
смерти ее образ. Пушкин не был, как Чаадаев,
одержим кошмаром Страшного Суда; не стал
и поэтом мировой меланхолии и скорби.
Расставив все вещи мира на свои места,
Пушкин - демиург русского эстетического
Космоса - изобразил смерть как загадку
в ряду загадок бытия, но... не более. Смерть
и жизнь "сняты" для него в общем порядке
бытия.
Подлинным культом смерти отмечена
проза Н. Гоголя. Известно особое пристрастие
Гоголя к изображению всяческой нежити.
Логика абсурда в "Ревизоре" и поэтика
загробья в "Мертвых душах" рождают
фантасмагорию мира монстров, князей тлена,
зооморфных чудовищ. Живое и мертвое меняются
местами. Однако гоголевский театр теней
не стал эпосом Смерти. Зло захлебнулось
собственным избытком: в поэмах нашли
свое место и пиршественные образы, и историософия
надежды.
Русская традиция знает абсолютную посюстороннюю
альтернативу смерти; история ее философского
осмысления практически не изведана. Это
- метафизика детства. В феномене ребенка
отечественной мысли открылась та единственная
ниша, в космосе смерти, в которой танатос
априорно упразднен. В детях дана субстанция
жизненности и онтологическая иллюстрация
бессмертья. Дети - живые черновики бессмертных
существ: и внутри своего родового миофологического
сознания, и в нежном цветении мировой
плоти. Мифологема детства освящает витальную
достоверность человекоявленья в бытии
и весь человеческий план Божьего Домостроительства.
Дети - самые надежные вестники Божьей
Правды: на них осуществляется свидетельское
предстательство мировой надежде и первопамять
древнего Эдема, в них сбывается подлинник
Завета. В глазах С. Булгакова, "детским
миром устанавливается некое срединное,
переходное состояние между ангельским
и человеческим миром... Онтологическое
раскрытие природы и предназначения этого
детского мира, по-видимому, переходит
за грань этого века. Он имеет свое онтологическое
основание в том освящении детского возраста,
которое дано Спасителем, прошедшим и
младенчество в своем воплощении"
Пример ИЗО
ПЛЯСКА СМЕРТИ (нем. Totentanz, фр. dance macabre, исп. danza de la muerte, нидерл. dooden dans, итал. ballo della morte , англ. dance of death), синтетический
жанр, существовавший в европейской культуре
с сер. XIV по первую половину XVI в. и представляющий
собой сопровождаемый стихотворным комментарием иконографический
сюжет, танец скелетов сновопреставленными.
Пляска смерти сопряжена
со средневековой иконографией
темы смерти, где смерть предстает
в образе мумифицированного трупа,
жнеца, птицелова, охотника с аркебузой.
Подобные образы смерти объединяются
в самостоятельный мифпоэтический ряд, отдельный от догматики христианства и
отчасти дублирующий функции ее персонажей
(например,Смерть-судия на порталах Парижского,
Амьенского и Реймсского соборов вместо
судии-Христа).
Собственно жанр Пляски смерти
возник в Центральной Германии. Первоначальный
текст, созданный вюрцбургским доминиканцем
ок. 1350 г., вскоре был переведен на средневерхненемецкий
язык: каждому латинскому дистиху оригинала
стала соответствовать пара четверостиший,
вложенных в уста скелета и новопреставленного.
У покаянной литературы вюрцбургская
Пляска смерти позаимствовала принцип
соотнесения текстового и иллюстративного
рядов, а также композицию - последовательность
речитативов различных персонажей. Но
в отличие от «Я умру», речитативы произносятся
теперь не живыми людьми, а покойниками,
насильно вовлеченными в ночную пляску
на кладбище.
Имея сложное, отчасти ритуальное,
отчасти литературное происхождение,
вюрцбургская Пляска смерти возникла
как реакция на эпидемию чумы 1348 г. В Пляски
смерти участвуют десятки внезапно вырванных
из жизни грешников; их влечет в хоровод музыка Смерти:Fistula
tartarea vos jungit in una chorea. На протяжении следующих
столетий связь Пляски смерти и чумных эпидемий
была обязательна, хотя всякий раз спонтанна.
Будучи откликом на всенародное бедствие,
вюрцбургская Пляска смерти соединена
с проповедью покаяния, однако смерть убивает
всех, независимо от образа жизни: судейского
крючка и «возлюбленного церкви» кардинала,
наживающего капитал купца и «отцамонахам»
аббата; не щадит она ни светскуюдаму,
ни насельницу монастыря, всю жизньслужившую
Богу.
Позднее Пляски смерти появились и в
других европейских странах (Франция,
Испания, Италия и т.д.)
Танатология может помочь установлению
связей между, казалось бы, далекими отраслями
человековедения, что так важно для синтеза
наук о человеке. Мы попытались кратко
проанализировать некоторые аспекты художественного
творчества, тесно связанные с личностью
художника в свете проблем танатологии.
Особенно рельефно выступают эти аспекты
в условиях тоталитарного государства,
ярким примером чему — недавнее «коммунистическое»
прошлое.
Почти все крупные художники,
мыслители так или иначе обращались к
проблемам жизни и смерти — как индивидуальной,
так и апокалипсиса — «конца света». Мысль,
память о смерти (memento mori!) выступает как
высшее мерило, позволяя отделить «зерна
от плевел» — истинные, вечные ценности
от ложных, мнимых. Шекспир и Гете, Пушкин
и Гоголь, Толстой и Достоевский, Ницше
и Фрейд, Бердяев и Шестов, Цвейг и другие
корифеи мировой культуры высказывались
на эту тему.
Мотивы танатологии явственно
слышны в трагедиях древних: Гомера, Эсхила,
Софокла, произведениях Шекспира, наших
великих классиков и современников: Блока,
Булгакова, Платонова, Ахматовой, Мандельштама,
Цветаевой, Пастернака, Маяковского, В. Быкова
и Тендрякова, Астафьева, Высоцкого и многих
других.
Оставляя мистицизм в своем
осмыслении темы смерти, некоторые современные
художники обращаются к вопросу фатальной
роли самого человека в смерти на земле.
Почему люди убивают друг друга? Не слишком
ли увлекаются некоторые из них неограниченностью
своей власти, когда наделяют себя правом
лишать жизни других людей? Известная
бельгийская художница Берлинде де Бруйкере
(Berlinde дe Bruyckere) рассматривает эти вопросы
в контексте трагических событий мировых
войн и Холокоста. Ее скульптурные композиции
и инсталляции - это боль, страдания и одиночество,
выраженные часто в неправильных, фрагментированных
формах, напоминающих изуродованные человеческие
и животные фигуры.
Инсталляция под названием «Девственность
может быть адом» (Innocence can be hell), которая
принесла ей мировую известность, представляла
собой открытые контейнеры, заполненные
одеялами жизнерадостных цветов, из-под
которых бессильно свисали женские руки
и ноги. Таким образом, с помощью покрывал,
шкур, волос, ткани и дерева был создан
образ бессилия и полного отсутствия безопасности.
Ключевой же образ одеяла - это символ
как тепла и домашнего очага, так и уязвимости
и страха, от которого люди, как дети от
ночных чудовищ, прячущихся в постели.
О быгрывает тему сомнительной ценности
земных удовольствий перед лицом неминуемой
смерти британский художник Джеймс Хопкинс
(James Hopkins). Обращаясь в своем творчестве
к жанру эпохи барокко под названием «ванитас»,
он освежает традиционные для этого жанра
аллегорические натюрморты с черепом
в качестве композиционного центра с помощью
атрибутов современного стиля жизни -
музыкальных инструментов, газет, техники,
бутылок из-под пива и шампанского. Двойственность
восприятия, создаваемая глубинным контрастом
между тленным и вечностью в работах Хопкинса,
- это своеобразный психологический тест
на определение основополагающих жизненных
принципов зрителя. Подобно популярному
в середине ХХ века британскому карикатуристу
Гиллу, художник испытывает способность
современного человека видеть общую картину
по множеству второстепенных деталей.
23. Худ. творчество
как средство морального усовершенствования
личности.
(вопрос 20 тоже котируется сюда
((* )
Общество, как и каждый человек, может
быть и благополучным и неблагополучным.
Это зависит не только от материального
состояния людей, но также и от уровня
нравственности, от уровня взаимоотношений
между людьми, от уровня культуры.
Культура в самом широком смысле слова
есть не что иное, как процесс, в котором
человек ищет смысл своего существования
и изменяет себя и мир.
Равнодушие к духовному, этическому прогрессу
породило пренебрежение к искусству, той
единственной области человеческой деятельности,
которая призвана формировать людей духовно
и нравственно.
Во все времена жизни человечества роль
искусства была, есть и будет в том, чтобы
неизменно отражать жизнь в прекрасных
формах, совершенствовать ее, обращать
души людей к истине, добру и красоте. В
формах искусства каждая эпоха находит
свое отражение, завершение и осознает
себя.
Передать другим свое видение мира, понять
жизнь как стремление к прекрасному, как
неприятие зла и стремление освободиться
от него и освободить других - вот начало,
без которого искусство не искусство,
и художник не художник.
Как бы ни менялись вкусы и пристрастия,
взгляды и убеждения, истина остается
нетленной и рано или поздно неизбежно
воссияет во всем своем величии. Классическое
искусство, одухотворенное верой в совершенство
мира и высокое призвание человека, стремилось
возродить это утраченное совершенство,
очищая души людей.
Высокие моральные и эстетические ценности
человечество создавало и хранило в этой
сложной, противоречивой, но необходимой
области духовной жизни - искусстве.
Искусство пронизывает все области жизни,
оно неразрывно связано с наукой, трудом
и воспитанием. Эстетическое воспитание
-это не информативная мера, добавленная
к образованию, а самообразование, действие,
развивающее чувства человека и его творческие
способности. Эстетическая и нравственная
неразвитость людей одновременно и причина,
и следствие непонимания важности и места
искусства в жизни общества. Надо всем
научиться понимать различие между искусством
и антиискусством. Для этого необходима
духовная культура и четкие нравственные
критерии. Антиискусство агрессивно, оно
постоянно принимает все новые формы и
образы всесильной моды. Оно подделывается
под невзыскательные вкусы, называя это
"современным", имитирует подлинное
творчество, натягивает маску глубокомыслия
и ложь выдает за правду. А имитация и подделка
всегда воспринимаются легко.
Человек, с детства не приученный мыслить
образно, не владеющий основами понимания
искусства, самостоятельно в этом разобраться
не сможет.
Потребность в искусстве - постоянное
свойство человеческой души. Неподготовленность
людей к самостоятельному мышлению, неразвитость,
невнимание и непонимание искусства стали
причиной и следствием отхода людей от
подлинной культуры, от нравственности.
Познание в искусстве - плод взаимодействия
знания и фантазии, они не отрицают друг
друга, а соединяются в высшем синтезе
художественной правды... Ничто иное не
может так воздействовать на душу, как
образ. Разбудив фантазию, затронув сердце,
заставив размышлять, искусство очищает
и возвеличивает человека.
В силу этого особое значение приобретает
школьная программа обучения искусству.
Для того чтобы воспитать гармонично
развитого человека, необходимо и гармоничное
содержание образования.
Достичь этого можно, предоставив искусству
достойную роль в образовательном процессе.
Искусство способствует воспитанию подлинно
творческого мышления. Оно воспитывает
потребность в труде, учит находить радость
в полезной и красиво сделанной своими
руками вещи.
Специфика искусства – в
его уникальной способности эстетически
воспринимать явления, факты, события
окружающего мира, в отличие от научного
постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим
аппаратом. Искусство имеет гуманитарный
характер и эстетическую природу, поэтому
становится средством воспитания, суть
которого в обращении к человеку – носителю
творческой созидательной природы, в развитии
этой творческой природы, в наполнении
учебных дисциплин живыми чувствами, яркими
образами. Каждый учебный год – это ступень
целостного художественного развития.
Не бывает человеческого
общества без искусства. С
первых шагов нашим первобытным предкам
потребовались все виды художественной
деятельности, чтобы общаться между собой,
понимать друг друга, иметь единую реакцию
на явления жизни. Нашим предкам оказались
нужны не только речь (слово), но и музыка,
танец, изображение, украшение, постройка
– все виды художественной деятельности.
Это ещё не были развитые (как ныне) виды
искусства. Но именно они породили богатейшую
видами, жанрами, течениями, личностями
сферу искусств современности.
На уроках ИЗО очень важно
помнить, что именно с помощью искусства
дети получают представление об основных
этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Поэтому в программу школы
входит обязательное изучение народного
художественного и музыкального творчества
(украшение русской избы, праздничный
народный костюм, народные игрушки, народные
песни, частушки), изучение русского изобразительного
искусства (архитектура храмов, старинных
городов, живопись, графика), изучение
духовной музыки, знакомство с крупнейшими
художественными музеями.