Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка
Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»
(от греч. σημεῖον — знак, признак) (семиология) — 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (главным образом язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды, кино и т. д.), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие предметов; логическое рассуждение); 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения семиотики в 1-м значении (например, семиотика данного фильма: семиотика лирики А. А. Блока; семиотика обращений, принятых врусском языке, и т. п.).
Из всей обширной группы объектов семиотики наибольшая общность обнаруживается между языком и художественной литературой, т. е. искусством, использующим язык в качестве своего средства; поэтому семиотика языка и литературы образует центр гуманитарной семиотики. Другой ветвью семиотики является формальная, или логико-математическая, семиотика, относящаяся к так называемой «металогике». Произведение художественной литературы может исследоваться по двум разным линиям: 1) как объект конкретно-исторического, литературоведческого, историко-литературного анализа; 2) как объект семиотического анализа, зачастую переходящего в сферу общей поэтики (Первоначально общие принципы семиотики как «науки о знаках» были подмечены на основе наблюдений над естественным языком, одновременно и независимо, в работах Ч. С. Пирса и Ф. де Соссюра, причём первый стремился к созданию особого варианта математической логики (так называемой чистой, или умозрительной, грамматики, grammatica speculativa), а второй — к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Термин «семиотика» первоначально применялся для формальной, логико-математической линии, а содержательная, предметная, линия по европейской традиции именовалась семиологией; позднее оба названия стали употребляться как синонимы.
Психологическое измерение— процедуры получения числовых характеристик для свойств изучаемых в психологии явлений, напр. моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе.
Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями. Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Типология шкал сложна и безгранична. Широко известна простая типология, предложенная американским психологом-психофизиком С. Стивенсом (1946). шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.
Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т.д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.
Порядковая (или ранговая) шкала отображает кроме отношения эквивалентности еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).
БахРичард
«Сколько жизней мы должны прожить, прежде
чем появиться первая смутная догадка,
что жизнь не исчерпывается едой, борьбой
и властью в Стае. Тысячи жизни. А потом
еще сто жизней, прежде чем мы начинаем
понимать, что существует нечто, называемое
совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся:
смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства
и рассказать об этом другим».
ГетеИоганн
«Природа! Мы окружены и охвачены Ею и
не можем не выйти из Нее, ни глубже в Нее
проникнуть. Все люди в Ней, и Она во всех.…
Она расчленилась для того, чтобы наслаждаться
Собою. Она позволяет всякому ребенку
мудрить над Собой, каждому глупцу судить
о Ней; тысячам тупо проходить мимо и ничего
не видеть. Ее законам повинуются даже
тогда, когда противятся им; даже и тогда
действуют с Ней согласно, когда хотят
действовать против Нее... Она скрывается
под тысячами имен и названий, и всегда
одна и та же… Всегда целостная, она не
бывает закончена».
«Природа»
ГетеИоганн
«Каждому из ее созданий дана особая сущность,
каждое ее явление - обособленное понятие,
все вместе, однако, - единое целое».
«Природа»
ГетеИоганн
«По сути дела я изучал Природу и искусство
всегда лишь эгоистически, именно: чтобы
формировать себя… Эта жажда как можно
выше вознести к небесам пирамиду моего
существования, основание, которой мне
дано и упрочено, перевешивает все остальное
и ни на мгновение не утоляется… Кто знает
– не есть ли человек снова лишь бросок
к более высокой цели?»
ГогольНиколайВасильевич
«Ум не есть высшая в нас способность.
Его должность не более как полицейская:
он может только привести в порядок и расставить
по местам все то, что у нас уже есть. Он
сам не двинется, покуда не двинутся в
нас другие способности, от которых он
умнеет. Разум есть несравненно высшая
способность; но она приобретается не
иначе, как победой над страстями. Есть
высшая еще способность; имя ей - мудрость,
и ее может дать нам один Христос. Если
она вступит в дом, тогда начинается для
человека небесная жизнь».
«Письмо к Щ…ву»
ДостоевскийФедорМихайлович
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время; я занимаюсь
этой тайной, ибо хочу быть человеком…».
ДостоевскийФедорМихайлович
«Многое на земле от нас скрыто, но взамен
того даровано нам тайное сокровенное
ощущение живой связи нашей с миром иным,
с миром горним и высшим, да и корни наших
мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.
Вот почему и говорят философы, что сущности
вещей нельзя постичь на земле».
ТолстойЛевНиколаевич
«На меня стали находить минуты сначала
недоумения, остановки жизни, как будто
я не знал, как мне жить, что мне делать,
и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило,
и я продолжал жить по-прежнему. Потом
эти минуты недоумения стали повторятся
чаще и чаще и все в той же самой форме.
Эти остановки жизни выражались всегда
одинаковыми вопросами: Зачем? Ну а потом?..
«Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя,
Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей
в мире – ну и что ж!..» И я ничего не мог
ответить. Жизнь моя остановилась. Я мог
дышать, есть, пить, спать…; но жизни не
было, потому что не было таких желаний,
удовлетворение которых я находил бы разумным».
«Исповедь»
ЧеховАнтонПавлович
«Призвание всякого человека - в постоянном
искании правды и смысла жизни. Раз человек
сознает свое истинное призвание, то удовлетворить
его могут только религия, науки, искусства».
«Дом с мезонином»
Проблема человека во все времена была центральной в литературе и искусства. Она всегда привлекала внимание исследователей. В России второй половины XIX века две основные тенденции доминировали в литературном процессе: с одной стороны, более актуальной становилась постановка социальных проблем, с другой - наблюдалось углубление нравственно - философского анализа человека, что обусловливалось соответственно кардинальными социально-историческим и нравственно-духовным процессами, происходящими в обществе.
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что в творчестве Л.Н.Толстого особенно наглядно и глубоко отразились те исторические духовные процессы, которые происходили в России с начала XIX века. Поэтому без всестороннего и глубокого исследования проблемы человека в творчестве Л.Толстого невозможно раскрыть не только специфики творческой эволюции великого реалиста, но и определить своеобразие всего историко -литературного процесса второй половины XIX века.
Главным объектом изображения великого писателя была духовная жизнь человека. Именно через человека он шёл к постижению тайны социального, общественного, исторического, нравственного бытия России.
В творчестве Л.Н.Толстого наблюдается колоссальный интерес к человеку как к самобытному и самоценному явлению, которое, однако, сильно зависит от внешних объективных факторов, таких как история, семья, общество и т. д. Изображая человека на фоне громадных исторических событий ("Война и мир"), острых семейных обстоятельств ("Анна Каренина"), сложных социальных противоречий ("Воскресение"), от которых в какой-то степени зависит судьба человека, великий гуманист хотел найти пути спасения человека. Но в этой фатальной зависимости, человеческой судьбы от объективных факторов, по рвению Толстого, человек сохраняет свою относительную свободу. Он заставляет своих героев отвратиться от мира и обратить свои взоры на свою душу и найти в ней опору и поддержку в борьбе с внешними обстоятельствами. Поэтому такое большое значение у Толстого приобретает принцип нравственного самоусовершенствования человека.
Основные задачи, стоящие перед данным исследованием следующие:
1. рассмотрение проблемы
2. раскрытие своеобразия
3. показать эволюцию
4. раскрытие соотношения
5. раскрыть особенности
6. показать соотношение
Выполнение указанных задач и всестороннее исследование проблемы - человека позволит глубже понять своеобразие художественной системы Толстого и ее место в русской литературе в целом.
Таким образом, толстовский человек от 50-х к, 90-м годам проходит путь эволюции от существа чисто природного, точнее природно-духовного до категории чисто духовный, точнее общественно-духовный.
Проблема человека как ведущая тема в литературе занимает центральное место и в творчестве Л.Н.Толстого, который выработал свою самобытную концепцию человека, которая в то же время является как бы итогом и обобщением опыта русской и мировой литературы. В творчестве Толстого нашло свое отражение то понимание человека, которое сложилось в реалистической литературе XIX века.