Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка
Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»
Единство этического и эстетического — так называется в эстетике эта проблема, символизирующая неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и философией, духовных ценностей.
Однако с настойчивостью и упорством в истории духовного развития человечества насаждались и иные взгляды относительно взаимоотношения красоты и добра, утверждалась их принципиальная несовместимость.
При этом акценты удивительным образом смещались то в пользу «чистой нравственности» — и тогда в искусстве игнорировалась, изгонялась как наущение дьявола красота (например, в религиозной эстетике раннего средневековья наслаждение красотой церковных песнопений объявлялось смертным грехом — внимание молящегося должно было быть сосредоточено исключительно на божественном смысле молитвы). То, наоборот, из искусства изгонялась нравственность, а поклонение «чистой красоте», освобожденной от какого бы то ни было нравственного содержания.
Подобно тому, как единство искусства и философии наиболее очевидно проявляется в мировоззренческой функции искусства, а единство искусства и науки - в познавательной, просветительской его функции, взаимодействие искусства и морали четко прослеживается в воспитательной функции искусства. Причем эта функция может проявляться двояко:
1) с одной стороны, искусство
способно облагораживать
2) с другой стороны, искусство способно опошлять человека, принижать его, пробуждать в нем животные инстинкты, стандартизировать личность.
Все дело в том, каковы нравственные и эстетические идеалы общества, на каком искусстве формируется, воспитывается человек.
Утрата обществом прогрессивных идеалов неизбежно влечет упадок морали, а это, в свою очередь, приводит к тому, что в" эстетике называется эстетизацией безобразного, когда пошлость, порок, разврат, ложь, рядится в красивые, яркие и броские одежды и тем самым становятся притягательными для широких слоев публики — как в дешевых кинобоевиках, предназначенных, для массовой аудитории, в романах, рекламирующих шикарный образ жизни, романтизирующих преступную деятельность.
Воспитательная функция искусства проявляется в том, что искусство увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждении. Оно способно вдохновлять на подвиги, внушать стремление сопротивляться негативным обстоятельствам жизни, выпрямлять человека.
Искусство не копирует действительность, оно - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло» Так Советский воин-освободитель держит в руке меч, хотя этот род оружия не был на вооружении Советской Армии. Во этом и им подобных случаях внешнее правдоподобие сознательно нарушается во имя усиления нравственного и эстетического воздействия искусства, ради достижения большой художественной правды.
Отношения искусства и морали сложны, противоречивы. Показывая положительное, высоконравственное начало как прекрасное, эстетически привлекательное, а отрицательное и безнравственное как безобразное и эстетически отталкивающее, искусство учит умению находить подлинную красоту, отличать ее от красивости.
Воспевая красоту нравственного подвига, утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, вслед за чем наступает душевное просветление, очищение — то, что греки называли катарсисом. Тем самым искусство подвергает сомнению и преодолевает устаревшие нравственные принципы, способствует становлению новых, прогрессивных.
Защищая добро, оно не может не обращаться и к образам зла, порока и безнравственности, подчас делая именно их предметом своего специального изучения, как это было присуще например, искусству критического реализма, и сатире в особенности Репина, Сурикова — в живописи.
Нравственное начало это — внутренний содержательный компонент искусства, обусловленный самой его природой. Оно (нравственное начало) проявляется в двух взаимосвязанных моментах:
1) нравственное, морально-этическое в самом содержании искусства (его проблематика, отображаемые сюжеты и конфликты, авторское отношение к изображаемому);
2) нравственная ценность искусства как такового, обусловленная его эстетической природой.
Вот почему нравственное воздействие искусства на людей тоже осуществляется двояко:
1. примером нравственного
поведения — положительного
2. силой вызываемого
Отсутствие одного из этих взаимообусловливаюших друг друга элементов оборачивается отсутствием воспитательного эффекта, какие бы благие намерения ни имел при этом автор .
Так, люди с древности проявляли
особый интерес к красному цвету. Во многих
языках одно и то же слово обозначает красный
цвет и вообще все красивое, прекрасное.
У полинезийцев слово «красный» является
синонимом слова «возлюбленный». В Китая об искреннем, откровенном
человеке говорят «красное сердце», тогда
как сердце дурного, коварного человека
черно.
Красный цвет прежде всего ассоциируется
с кровью и огнем. Его символические значения
очень многообразны и, порой, противоречивы.
Красное символизирует радость, красоту,
любовь и полноту жизни, а с другой стороны
— вражду, месть, войну. Красный цвет издревле
связывается с агрессивностью и сексуальными
желаниями.
Красный является основным геральдическим
цветом. На знамени он символизирует бунт,
революцию, борьбу. Интересно, что у многих
племен Африки, Америки и Австралии воины,
готовясь к схватке, раскрашивали тело
и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы
носили во время войны красную одежду.
В древнем Китае повстанцы называли себя
«красные воины», «красные копья», «красные
брови»..
Красное обозначает также власть, величие.
В Византии только императрица имела право
носить красные сапожки. Император подписывался
пурпурными чернилами, восседал на пурпурном
троне. У многих народов красный цвет символизирует
юг, пламя и жару.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность,
невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется
с дневным светом, а также с производящей
силой, которая воплощена в молоке и яйце.
С белизной связано представление о явном,
общепринятом, законным, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые
платья и белые вуали. Еще с античности
белый цвет имел значение отрешенности
от мирского, устремления к духовной простоте.
В христианской традиции белое обозначает
родство с божественным светом. В белом
изображаются ангелы, святые и праведники.
У некоторых народов белую одежду носили
цари и жрецы, что символизировало торжественность
и величие.
Однако белый цвет может получать
и противоположное значение. По своей
природе он как бы поглощает, нейтрализует
все остальные цвета и соотносится с пустотой,
бестелесностью, ледяным молчанием и в
конечном итоге — со смертью. Славяне
одевали умерших в белую одежду и покрывали
белым саваном. У некоторых племен Африки
и Автралии принято раскрашивать тело
белой краской после кончины кого-нибудь
из близких. В Китае и в некоторых других
странах Азии и Африки белый является
цветом траура. В старину белый траур использовался
и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует
несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней
Мексике при ритуальном жертвоприношении
человека лицо и руки у жрецов были окрашены
в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются
опасными, завистливыми. В черное одеты
зловещие персонажи, появление которых
предвещает смерть.
Считается также, что существует
связь между черным цветом и сексуальной
привлекательностью. У некоторых африканских
племен женщины с очень черной кожей высоко
ценятся как любовницы, но не как жены.
Любовная страсть покрыта темнотой и тайной;
стало быть, черное может символизировать
нечто сокровенное и страстно желанное.
У арабов выражение «чернота глаз» означает
возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное
значение. Оно воспринимается так, например,
в засушливых районах Африки, где мало
воды и черные тучи сулят плодородие и
изобилие. Духам-хранителям, посылающим
дождь, приносят в жертву черных быков,
коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются
в черное.
Желтый — цвет золота, которое с древности
воспринималось как застывший солнечный
цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев
и увядающих листьев, но также и цвет болезни,
смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение
желтой одежде. Нередко желтый цвет служил
отличительным признаком знатных особ
и высших сословий. Например, монгольские
ламы носят желтую одежду с красным поясом.